Ирина
Конспект занятия по сказке «Заюшкина избушка» для детей 4–5 лет
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО
ЧТЕНИЯ - СЛУШАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ
С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
[/b]
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет: «Храброму сердцу нет невозможного»(по русской народной сказке «Заюшкина избушка»)
Цель: организовать деятельность детей, направленную на знакомство с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»; способствовать эмоциональному восприятию содержанию текста сказки и развитию диалогической формы речи, пробудить у детей желание помогать другим людям.
Публикация «Конспект занятия по сказке „Заюшкина избушка“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса и заяц»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Задачи:
Создать условия для формирования интереса сказки «Заюшкина избушка»
Создать условия для знакомства со сказкой.
Организовать условия для формирования умения отвечать полным ответом на вопрос.
Организовать контроль знаний детей и рефлексивную оценку выражения детьми отношения к содержанию сказки.
Предварительная работа: рассматривание картинки лубяная избушка.
Оборудование: Игрушка зайца, иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка»: заяц и лиса каждый в своем домике; лиса в домике зайца, а заяц уходит от дома в слезах, картинки (лиса, петух, избушка, коса – орудие труда, коса – прическа у девочки, мольберт, колечко)
Ход деятельности
1. Мотивационный этап (до чтения)
Воспитатель подзывает детей к себе. Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, что бы день у нас был добрый и весёлый. (Неожиданно раздается стук в дверь, иду посмотреть, кто пришёл,показываю детям зайца) Девочки и мальчики кто к нам пришел в гости? Где живут зайцы? В каких сказках встречаются зайцы?
По секрету вам расскажу зайчик у нас волшебный, он пришел из сказки. (Воспитатель делает жест рукой в сторону выставки книг с русскими народными сказками, среди которых есть и «Заюшкина избушка»). Воспитатель: дети как вы думаете, почему зайчик к нам пришел? Какое настроение у зайчика? (ответ детей). Как мы сможем помочь зайчику? я думаю, что зайчик грустный. Воспитатель: Девочки и мальчики, зайчик хочет вам рассказать свою печальную историю. Посмотрите, какие он принес фотографии (воспитатель расставляет на мольберт иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка»: заяц и лиса каждый в своем домике; лиса в домике зайца, а заяц уходит от дома в слезах).
2. Ориентировочный этап (до чтения)
Как вы думаете, что случилось? Что было дальше? Как нам проверить? Верно, прочитать сказку. (Воспитатель делает жест рукой в сторону выставки книг с русскими народными сказками среди которых есть и «Заюшкина избушка»).
Как вы думаете, в какой книге она написана? Почему? (на обложке похожая иллюстрация)
3. Исполнительский этап (во время чтения)
3.1. Чтение – слушание
Жили-были в одном лесу по соседству лиса и заяц. Наступила зима, и построили они себе домики. Заяц — лубяную (деревянную значит) избу, а лиса — ледяную. Жили — не тужили, да стало солнышко припекать. Весной у лисицы избушка-то и растаяла. (Как вы думаете, что произойдет дальше)
Решила лиса выгнать зайца из его дома. Прибежала к окошку и просится:
— Зайчик, сосед мой, пусти меня погреться, избушка моя растаяла, только лужа осталась. (Девочки и мальчики какой зайчик? Ответы детей принимаются, но не комментируются)
Заяц и пустил.
А лиса как зашла в дом, так и выгнала зайца.
Идёт зайчик по лесу, плачет, горючими слезами заливается. Навстречу ему собаки бегут.
— О чём, заяц, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна — у лисы изба и растаяла. Попросилась лиса ко мне погреться, да обманула — выгнала меня.
Собаки ответили:
— Не плачь, зайчик, мы тебе поможем, выгоним лису из твоего дома. (Как вы думаете, помогут зайчику собаки? Ответы детей принимаются, но не комментируются)
Пришли они к избушке:
— Гав-гав-гав! Поди, лиса, вон!
А лиса отвечает:
— Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по заулочкам!
Собаки испугались и убежали.
Сидит заяц под кустиком и плачет. Вдруг медведь на тропинке.
— Ты чего, зайчик, плачешь? Обидел кто?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна — у лисы изба и растаяла. Попросилась лиса ко мне погреться, да обманула — выгнала меня.
«— Не плачь, зайчик, я тебе помогу», — говорит медведь, — выгоню лису.
— Нет, медведь, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не сможешь!
— Нет, выгоню! (А медведь поможет? Ответы детей принимаются, но не комментируются)
Пришли они к избушке, а медведь как заревёт:
— Поди, лиса, вон!
А лиса ему:
— Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по заулочкам!
Медведь испугался и ушёл.
Сидит снова зайчик один под кустиком и плачет, слезами заливается.
Идёт мимо петушок — золотой гребешок, косу на плече несёт. (А петушок поможет)
— Почему ты плачешь, зайчик? — спрашивает петушок.
— Как мне не плакать, — отвечает заяц. — Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна — у лисы изба и растаяла. Попросилась лиса ко мне погреться, да обманула — выгнала меня.
— Не плачь, я выгоню лису.
— Нет, петушок, куда тебе! Собаки гнали — не выгнали, медведь гнал — не выгнал.
— Пойдём со мной!
Подошли они к избушке, а петушок как запоет:
— Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон (Какой петушок? Ответы детей)
Лиса испугалась и говорит:
— Одеваюсь.
— Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
— Шубу надеваю, — отвечает лиса.
— Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
Лиса не на шутку испугалась и выскочила из избушки.
С тех пор стал заяц жить в своей избушке, и никто его больше не обижал.
1.2 .Физкультминутка «зайчики»
Воспитатель: А сейчас с вами превратимся в зайчат? Покружились, покружились и в зайчат превратились.
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Движения по тексту стихотворения.
1.3Обобщающая беседа (после чтения)
Воспитатель: как называется сказка? Как поступила лиса с зайцем? Правильно ли лиса поступила с зайчиком? А почему лиса неправильно поступила с зайчиком? Кто пытался помочь зайцу? Кто в итоге помог зайцу? Чем закончилась сказка? Медведь какой? (большой, сильный) Почему лису не выгнал? (испугался) Подвести детей к храбрости.
1.4Выражение своего отношения к содержанию текста (после чтения)
Воспитатель какой зайчик? (Ответ детей) Смогли помочь? как у нас получилось? Что узнали?
1.5 Дидактическая игра «Колечко храбрости»
Дети, посмотрите какое колечко. Это колечко храбрости. Давайте с вами встанем в круг подумайте, как можно помочь зайчику, чтобы он перестал боятся лисы (ответы детей) А сейчас я закрытыми глазами выберу кому достанется это колечко (затем воспитатель одевает колечко на палец кому-либо из детей, и этот ребенок рассказывает, как помочь зайчику научиться храбрости в той или иной ситуации.) После этого колечко возвращается воспитателю, и проигрывается новая ситуация. Например,: зайчик боится собак, нужно купить маленького симпатичного щенка; Зайчик боится темноты, нужно поговорить с темнотой или рассказать ей сказку и т. д.
1.6 Загадки по сказке
Лисий дом был изо льда.
Солнце вышло — вмиг вода.
Из домишки лубяного
Лиса выгнала косого.
Эта сказка вам знакома?
Кто лису прогнал из дома?
Ответ: Петушок (Показ картинки петушка)
Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
Кого прогнал Петух в леса?
Кто Зайца обманул?.
Ответ: Лиса (показ картинки лисы)
На маленькой лесной опушке
Стоят две сказочных избушки.
У зайчонка тёплый дом,
У лисицыпокрыт он льдом.
Ответ: Ледяная избушка (показ картинки избушки)
Согнута в дугу:
Летом на лугу, зимой на крюку.
Ответ: Коса - орудие (показ картинки косы)
Любая мода не вечна,
Не изменяюсь я одна,
И девочки всегда и всюду
Меня носить, конечно, будут.
Ответ: Коса на волосах (показ картинки косы)
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель перед тем как прочитать историю какое настроение был зайчик? Что мы из истории узнали? Правильно ли мы предложили до чтения, что будет с зайчиком? Как бы вы поступили? Откуда к нам пришел зайчик? что понравилось? Что вызвало затруднение?
5. Преспективный этап
Воспитатель ребята как можно порадовать зайчика чтобы он не грустил? (предположение детей). А я предлагаю вам вечером нарисовать ему рисунок на память, я его потом отправлю по почте в волшебный лес чтобы зайчик больше не грустил. Зайчику пора домой. Что нужно сказать зайчику? Зайчик уходит.