Марина Димчук
Конспект занятия для среднего дошкольного возраста «Знакомство с Шахматной доской»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для среднего дошкольного возраста
«ЗНАКОМСТВО С ШАХМАТНОЙ ДОСКОЙ»
Цель: познакомить детей с шахматной доской
Задачи:
Обучающие:
-познакомить детей с шахматной доской;
-расширить знания детей о шахматах;
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия для среднего дошкольного возраста „Знакомство с Шахматной доской“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
-развивать у детей умение ориентироваться на листе при помощи линейки и карандаша;
-развивать познавательные действия, и познавательные интересы;
-развивать активную речь детей, умение анализировать, делать выводы;
Воспитывающие:
-воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности.
Материал:
1. Наглядные: разнообразные шахматные доски.
2. Раздаточные – лист бумаги в клетку, карандаш простой
3. Оборудование: шахматная доска
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
В какие игры вы любите играть? (Ответы детей)
Конечно, в самые разные! На улице вы с удовольствием играете в догонялки, пятнашки, футбол, прыгаете в резинку или классики… Дома почти у всех есть компьютеры. Иногда с родителями можно поиграть в лото или домино… Среди замечательных и полезных игр, существующих в мире, особое место принадлежит именно шахматам. Конечно, многие из вас умеют играть в шахматы. Кто-то играет хорошо, даже друзей обыгрывает, а кто-то может быть и не знаком даже с этой замечательной игрой. Но все вместе мы с вами будем учиться играть и скоро, может быть, обыграем даже папу или дедушку! Так с чего же нам начать? Конечно же, со сказки о появлении шахматной доски!
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШАХМАТНОЙ ДОСКИ
Вольготно жили люди на Земле в стародавние времена. Они дышали чистым, бодрящим воздухом, пили прозрачную ключевую воду, охотились в густых величественных лесах на диких животных.
И дети их полной грудью вдыхали живительный аромат луговых трав и цветов. Вот только интересных игр у ребят не было.
Пошли как-то раз самые отважные ребята Лена и Ален к Чародею и спросили:
– Где бы нам игру необыкновенную найти? Усмехнулся Чародей:
– Если пересечете Дремучий Лес, проплывете по Бурной Реке и пройдете сквозь Жгучий Огонь, рядом с вами окажется такая игра. Но остерегайтесь колдуна.
Поблагодарили Лена и Ален Чародея и отправились в путь. Уж очень им хотелось получить заветную игру.
Очень спешили ребята и не заметили, что за ними увязался старичок один. Он хищно следил за детьми и, ухмыляясь, похлопывал себя по бокам, где болтался пустой мешок и покоился в ножнах острый меч.
Вошли Лена и Ален в Дремучий Лес, и закачались вековечные деревья, шелестя листьями: "Опа. Опа. Опа. ". Хотели они подсказать, что опасность подстерегает детей. Но не обратили внимания ребята на шепот деревьев.
Лена и Ален вышли на поляну и лицом к лицу столкнулись со старичком. Тот злобно расхохотался:
– Ага, попались! Не знаете меня? Я колдун Звол. А это мой мешок я вас в него посажу и унесу к себе. Будете мне прислуживать.
И Звол попробовал накинуть мешок на ребят, да промахнулся. А Ален не растерялся, подставил колдуну ножку, и старичок упал.
Пустились Ален и Лена наутек. Видит колдун – не догнать беглецов вытащил меч и рубанул по высокому дереву. Как пилой его перепилил.
Направил Звол дерево на ребят, но не попал. Лишь ветки хлестнули по щекам Лены и Алена.
С досады хватил колдун по пню мечом и срезал с него кругляк, большой и гладкий.
Схватил Звол кругляк, с силой запустил его в беглецов. Пролетел кругляк над самым ухом Алена.
Приглянулся кругляк Алену. Подобрал он его, показал колдуну язык и помчался с Леной дальше. Убежали от Звола.
Вот и Лес позади. Перед ребятами – Бурная Река.
- Давай твою деревяшку на воду опустим – плот получится, – предложила Лена.
Вдруг, откуда ни возьмись, появился перед ребятами колдун. Стоит, насмешливо свой меч поглаживает.
Взмахнул Звол над Аленом мечом, еле успел мальчик закрыться кругляком, как щитом.
Еще трижды поднимал и опускал меч колдун, но не смог он даже оцарапать Алена. Только щит из круглого стал квадратным.
Толкнул тогда колдун Алена, перекинул через плечо Лену и затрусил прочь.
Не растерялся Ален, ловко метнул свой щит вслед злодею. Сбил щит колдуна с ног.
Подхватила щит Лена, бросила в воду. Поплыли они с Аленом по Бурной Реке.
Плыли ребята, плыли в быстрых водах, с трудом удерживаясь на ногах, и, наконец, пристали к берегу.
На другом берегу появился Звол с луком в руках и одну за другой послал стрелы в беглецов.
Но плот снова превратился в щит и спас детей. От злости колдун разломал лук и побрел прочь. Лена и Ален вытащили стрелы из щита и заметили, что он стал расчерчен на клетки.
Впереди Жгучий Огонь стеной стоит. Взял Ален Лену за руку, выставил щит вперед, и быстро-быстро пробежали они через Огонь.
С яростью набросились языки пламени на щит, а Лена и Ален остались целыми и невредимыми. Пробрались они через бушующее пламя и подивились: Жгучий Огонь шалуном оказался – на щите почернела каждая вторая клетка.
Вдруг из Огня с воем выскочил Звол с мешком на плече. Пощипал ему пятки Жгучий Огонь, да не помогло это ребятам – с победным криком нахлобучил колдун на них мешок.
Здесь можно спросить у ребят: "Как вы думаете, что будет дальше?"
Но рано он радовался. Дно мешка выгорело, и ребята из него вылезли.
– Надоел мне этот злюка! – в сердцах вскричала Лена. – Как от него отвязаться?
В небе возник лик Чародея:
– Сила колдуна в его имени. Расшифруйте его, и Звол потеряет силу.
Достал Ален из кармана мел и написал в клетках щита: "ЗВОЛ".
– "3" – это, наверное, "злой"? – предположила Лена. – А что такое "ВОЛ"?
– Молчите, молчите! – испуганно залепетал злодей.
– Ура! Мы правы! – обрадовался Ален. – Он злой колдун. Но тогда его звали бы ЗКОЛ, а не ЗВОЛ!
– Знаю, знаю! – закричала Лена. – ЗВОЛ – это Злой Волшебник! Вот его секрет!
Скрючился колдун, подряхлел и понуро побрел прочь, как побитая собака.
– Мы прошли трудный путь. Даже колдуна одолели. Где же заветная игра? – огорченно спросил Ален.
– Она в твоих руках, – улыбнулся Чародей. – Ты держишь в руках ШАХМАТНУЮ ДОСКУ. Это площадка самой увлекательной на свете игры, имя которой ШАХМАТЫ!
Воспитатель показывает детям различные шахматные доски : обычную деревянную доску, маленькую доску от дорожных шахмат, доску, нарисованную на шахматном столике (все, что имеется в наличии у педагога, а затем разворачивает к детям шахматную доску для демонстрационных шахмат, которая до этого стояла лицевой стороной к стене и не привлекала внимания детей.
Воспитатель объясняет, что на шахматной доске ведется шахматное сражение. Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные темные и светлые клетки-квадратики, которые по-шахматному называются ПОЛЯМИ. Светлые клетки – это БЕЛЫЕ ПОЛЯ.
Темные клетки – это ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.
Белые поля не обязательно бывают белого цвета – их делают и желтыми. А черные поля иногда выполняют коричневыми (и другими темными) тонами.
Воспитатель показывает детям заранее приготовленные белые и черные поля, вырезанные из плотной бумаги или картона.
Перед каждым ребенком лежит по шахматной доске. Каждый из детей показывает на своей доске белое и черное поля.
Затем ребята в тетрадях (в большую клетку) рисуют в клеточках несколько белых и черных полей.
Обратить внимание детей на то, что на шахматной доске белые и черные поля всегда чередуются: белое – черное – белое – черное.
Для закрепления материала воспитатель читает еще одну дидактическую сказку.
КОТЯТА-ХВАСТУНИШКИ
В некотором царстве – шахматном государстве у девочки Поли жили два котенка: белый и черный.
Котята очень любили бегать по шахматной доске и хвастать, что знают все шахматные премудрости.
– И ничего-то вы не знаете, – усмехнулась однажды Поля. – Так и быть поучу вас. Вот смотрите: это шахматная доска. На шахматной доске много-много белых и чёрных клеток-полей. Вот чёрные шахматные поля. Вот белые шахматные поля.
Тут котята фыркнули и отвернулись:
– Не будем учиться. Мы все-все знаем. Мы на этих полях в салочки играл.
– Тогда скажите: какие шахматные поля больше – белые или черные? – спросила Поля.
– Белые, – сказал белый котенок.
– Черные, – сказал черный котенок.
Воспитатель: -А вы как думаете, ребята?
– Эх, вы – вздохнула Поля. – Белые и черные поля равны. Можете проверить.
(Воспитатель накладывает белое картонное поле на черное и наоборот.)
А что больше: шахматная доска или шахматное поле?
– Они равны, – ответил черный котенок.
– Поле больше, чем доска. Поле – оно большое-пребольшое, – сказал белый котенок.
Воспитатель: - Так ли это, ребята?
– И ничего-то вы не слушаете, – покачала головой девочка. – Шахматная доска больше любого шахматного поля. А какая форма у шахматных полей и шахматной доски?
– У полей круглая, – сказал белый котенок.
– И у доски круглая, – добавил черный котенок.
Воспитатель: -А вы что скажите, ребята?
– Головы у вас круглые, – засмеялась Поля. – А шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Котятам стало очень стыдно. Они перестали хвастаться и вскоре научились играть не только в салочки, но и в шахматы.
Воспитатель: -А вы, ребята, ни когда не хвастаетесь?
Вот и вся сказка.
Воспитатель показывает шахматную доску, белые и черные поля.
А сейчас, ребята, отгадайте задачи-шутки:
1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.)
2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.)
3. В каких клетках не держат зверей? (В шахматных.)
4. Спрятались ли шахматные клетки в словах : поляна, тополя, поляк, полярник? (Да.)
5. Какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки?
Скоро бой. И ждет войска
Деревянная. (доска.)
Раздался голос Короля:
Найдите на доске. (поля.)
Заключительная часть
Воспитатель: Понравилась ли вам занятие? Что еще было вам интересно? Что нового сегодня вы узнали? Готовы ли вы к новым играм в шахматной стране?
Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.