МААМ-картинки

Конспект занятия для среднего дошкольного возраста «Знакомство с Шахматной доской»

Марина Димчук
Конспект занятия для среднего дошкольного возраста «Знакомство с Шахматной доской»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия для среднего дошкольного возраста

«ЗНАКОМСТВО С ШАХМАТНОЙ ДОСКОЙ»

Цель: познакомить детей с шахматной доской

Задачи:

Обучающие:

-познакомить детей с шахматной доской;

-расширить знания детей о шахматах;

Развивающие:

Публикация «Конспект занятия для среднего дошкольного возраста „Знакомство с Шахматной доской“» размещена в разделах

-развивать у детей умение ориентироваться на листе при помощи линейки и карандаша;

-развивать познавательные действия, и познавательные интересы;

-развивать активную речь детей, умение анализировать, делать выводы;

Воспитывающие:

-воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности.

Материал:

1. Наглядные: разнообразные шахматные доски.

2. Раздаточные – лист бумаги в клетку, карандаш простой

3. Оборудование: шахматная доска

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

В какие игры вы любите играть? (Ответы детей)

Конечно, в самые разные! На улице вы с удовольствием играете в догонялки, пятнашки, футбол, прыгаете в резинку или классики… Дома почти у всех есть компьютеры. Иногда с родителями можно поиграть в лото или домино… Среди замечательных и полезных игр, существующих в мире, особое место принадлежит именно шахматам. Конечно, многие из вас умеют играть в шахматы. Кто-то играет хорошо, даже друзей обыгрывает, а кто-то может быть и не знаком даже с этой замечательной игрой. Но все вместе мы с вами будем учиться играть и скоро, может быть, обыграем даже папу или дедушку! Так с чего же нам начать? Конечно же, со сказки о появлении шахматной доски!

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШАХМАТНОЙ ДОСКИ

Вольготно жили люди на Земле в стародавние времена. Они дышали чистым, бодрящим воздухом, пили прозрачную ключевую воду, охотились в густых величественных лесах на диких животных.

И дети их полной грудью вдыхали живительный аромат луговых трав и цветов. Вот только интересных игр у ребят не было.

Пошли как-то раз самые отважные ребята Лена и Ален к Чародею и спросили:

– Где бы нам игру необыкновенную найти? Усмехнулся Чародей:

– Если пересечете Дремучий Лес, проплывете по Бурной Реке и пройдете сквозь Жгучий Огонь, рядом с вами окажется такая игра. Но остерегайтесь колдуна.

Поблагодарили Лена и Ален Чародея и отправились в путь. Уж очень им хотелось получить заветную игру.

Очень спешили ребята и не заметили, что за ними увязался старичок один. Он хищно следил за детьми и, ухмыляясь, похлопывал себя по бокам, где болтался пустой мешок и покоился в ножнах острый меч.

Вошли Лена и Ален в Дремучий Лес, и закачались вековечные деревья, шелестя листьями: "Опа. Опа. Опа. ". Хотели они подсказать, что опасность подстерегает детей. Но не обратили внимания ребята на шепот деревьев.

Лена и Ален вышли на поляну и лицом к лицу столкнулись со старичком. Тот злобно расхохотался:

– Ага, попались! Не знаете меня? Я колдун Звол. А это мой мешок я вас в него посажу и унесу к себе. Будете мне прислуживать.

И Звол попробовал накинуть мешок на ребят, да промахнулся. А Ален не растерялся, подставил колдуну ножку, и старичок упал.

Пустились Ален и Лена наутек. Видит колдун – не догнать беглецов вытащил меч и рубанул по высокому дереву. Как пилой его перепилил.

Направил Звол дерево на ребят, но не попал. Лишь ветки хлестнули по щекам Лены и Алена.

С досады хватил колдун по пню мечом и срезал с него кругляк, большой и гладкий.

Схватил Звол кругляк, с силой запустил его в беглецов. Пролетел кругляк над самым ухом Алена.

Приглянулся кругляк Алену. Подобрал он его, показал колдуну язык и помчался с Леной дальше. Убежали от Звола.

Вот и Лес позади. Перед ребятами – Бурная Река.

- Давай твою деревяшку на воду опустим – плот получится, – предложила Лена.

Вдруг, откуда ни возьмись, появился перед ребятами колдун. Стоит, насмешливо свой меч поглаживает.

Взмахнул Звол над Аленом мечом, еле успел мальчик закрыться кругляком, как щитом.

Еще трижды поднимал и опускал меч колдун, но не смог он даже оцарапать Алена. Только щит из круглого стал квадратным.

Толкнул тогда колдун Алена, перекинул через плечо Лену и затрусил прочь.

Не растерялся Ален, ловко метнул свой щит вслед злодею. Сбил щит колдуна с ног.

Подхватила щит Лена, бросила в воду. Поплыли они с Аленом по Бурной Реке.

Плыли ребята, плыли в быстрых водах, с трудом удерживаясь на ногах, и, наконец, пристали к берегу.

На другом берегу появился Звол с луком в руках и одну за другой послал стрелы в беглецов.

Но плот снова превратился в щит и спас детей. От злости колдун разломал лук и побрел прочь. Лена и Ален вытащили стрелы из щита и заметили, что он стал расчерчен на клетки.

Впереди Жгучий Огонь стеной стоит. Взял Ален Лену за руку, выставил щит вперед, и быстро-быстро пробежали они через Огонь.

С яростью набросились языки пламени на щит, а Лена и Ален остались целыми и невредимыми. Пробрались они через бушующее пламя и подивились: Жгучий Огонь шалуном оказался – на щите почернела каждая вторая клетка.

Вдруг из Огня с воем выскочил Звол с мешком на плече. Пощипал ему пятки Жгучий Огонь, да не помогло это ребятам – с победным криком нахлобучил колдун на них мешок.

Здесь можно спросить у ребят: "Как вы думаете, что будет дальше?"

Но рано он радовался. Дно мешка выгорело, и ребята из него вылезли.

– Надоел мне этот злюка! – в сердцах вскричала Лена. – Как от него отвязаться?

В небе возник лик Чародея:

– Сила колдуна в его имени. Расшифруйте его, и Звол потеряет силу.

Достал Ален из кармана мел и написал в клетках щита: "ЗВОЛ".

– "3" – это, наверное, "злой"? – предположила Лена. – А что такое "ВОЛ"?

– Молчите, молчите! – испуганно залепетал злодей.

– Ура! Мы правы! – обрадовался Ален. – Он злой колдун. Но тогда его звали бы ЗКОЛ, а не ЗВОЛ!

– Знаю, знаю! – закричала Лена. – ЗВОЛ – это Злой Волшебник! Вот его секрет!

Скрючился колдун, подряхлел и понуро побрел прочь, как побитая собака.

– Мы прошли трудный путь. Даже колдуна одолели. Где же заветная игра? – огорченно спросил Ален.

– Она в твоих руках, – улыбнулся Чародей. – Ты держишь в руках ШАХМАТНУЮ ДОСКУ. Это площадка самой увлекательной на свете игры, имя которой ШАХМАТЫ!

Воспитатель показывает детям различные шахматные доски : обычную деревянную доску, маленькую доску от дорожных шахмат, доску, нарисованную на шахматном столике (все, что имеется в наличии у педагога, а затем разворачивает к детям шахматную доску для демонстрационных шахмат, которая до этого стояла лицевой стороной к стене и не привлекала внимания детей.

Воспитатель объясняет, что на шахматной доске ведется шахматное сражение. Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные темные и светлые клетки-квадратики, которые по-шахматному называются ПОЛЯМИ. Светлые клетки – это БЕЛЫЕ ПОЛЯ.

Темные клетки – это ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.

Белые поля не обязательно бывают белого цвета – их делают и желтыми. А черные поля иногда выполняют коричневыми (и другими темными) тонами.

Воспитатель показывает детям заранее приготовленные белые и черные поля, вырезанные из плотной бумаги или картона.

Перед каждым ребенком лежит по шахматной доске. Каждый из детей показывает на своей доске белое и черное поля.

Затем ребята в тетрадях (в большую клетку) рисуют в клеточках несколько белых и черных полей.

Обратить внимание детей на то, что на шахматной доске белые и черные поля всегда чередуются: белое – черное – белое – черное.

Для закрепления материала воспитатель читает еще одну дидактическую сказку.

КОТЯТА-ХВАСТУНИШКИ

В некотором царстве – шахматном государстве у девочки Поли жили два котенка: белый и черный.

Котята очень любили бегать по шахматной доске и хвастать, что знают все шахматные премудрости.

– И ничего-то вы не знаете, – усмехнулась однажды Поля. – Так и быть поучу вас. Вот смотрите: это шахматная доска. На шахматной доске много-много белых и чёрных клеток-полей. Вот чёрные шахматные поля. Вот белые шахматные поля.

Тут котята фыркнули и отвернулись:

– Не будем учиться. Мы все-все знаем. Мы на этих полях в салочки играл.

Тогда скажите: какие шахматные поля больше – белые или черные? – спросила Поля.

– Белые, – сказал белый котенок.

– Черные, – сказал черный котенок.

Воспитатель: -А вы как думаете, ребята?

– Эх, вы – вздохнула Поля. – Белые и черные поля равны. Можете проверить.

(Воспитатель накладывает белое картонное поле на черное и наоборот.)

А что больше: шахматная доска или шахматное поле?

– Они равны, – ответил черный котенок.

– Поле больше, чем доска. Поле – оно большое-пребольшое, – сказал белый котенок.

Воспитатель: - Так ли это, ребята?

– И ничего-то вы не слушаете, – покачала головой девочка. – Шахматная доска больше любого шахматного поля. А какая форма у шахматных полей и шахматной доски?

– У полей круглая, – сказал белый котенок.

– И у доски круглая, – добавил черный котенок.

Воспитатель: -А вы что скажите, ребята?

– Головы у вас круглые, – засмеялась Поля. – А шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Котятам стало очень стыдно. Они перестали хвастаться и вскоре научились играть не только в салочки, но и в шахматы.

Воспитатель: -А вы, ребята, ни когда не хвастаетесь?

Вот и вся сказка.

Воспитатель показывает шахматную доску, белые и черные поля.

А сейчас, ребята, отгадайте задачи-шутки:

1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.)

2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.)

3. В каких клетках не держат зверей? шахматных.)

4. Спрятались ли шахматные клетки в словах : поляна, тополя, поляк, полярник? (Да.)

5. Какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки?

Скоро бой. И ждет войска

Деревянная. (доска.)

Раздался голос Короля:

Найдите на доске. (поля.)

Заключительная часть

Воспитатель: Понравилась ли вам занятие? Что еще было вам интересно? Что нового сегодня вы узнали? Готовы ли вы к новым играм в шахматной стране?

Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста «Цветик-семицветик» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 78 ГОРОДА ТЮМЕНИ (МАДОУ д/с № 78 города Тюмени).

Конспект интегрированного занятия для среднего дошкольного возраста «Подарки для Львёнка» Программное содержание: Продолжать формировать представления o зимних изменениях в природе. Активизировать и актуализировать словарь по.

Конспект по рисованию «Знакомство с Гжелью. Гжельская роспись с детьми среднего дошкольного возраста»Конспект по рисованию «Знакомство с Гжелью. Гжельская роспись с детьми среднего дошкольного возраста» М Ермолина Маргарита Петровна Конспект по рисованию. Тема: Голубая Гжель. Программное содержание: 1. Познакомить детей с гжельской.

Конспект занятия по обучению шахматам дошкольников «Знакомство с шахматной доской» в средней группе План-конспект урока по шахматам Разработала: Сердакова А. С. Тема: «Шахматная доска» Цель: формирование интереса к игре в шахматы. • развитие.

Конспект занятия по терренкуру для среднего и младшего дошкольного возраста Терренкур Продолжительность похода: 10.30–12.00 (1,5 часа). Участники проекта: Основными участниками воспитательно - образовательного.

Конспект занятия «Насекомые» для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Раскрасим бабочку». Цель: - Помочь бабочки найти краски и научить правильно, закрашивать изображение бабочки. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по аппликации «Зайчишка зимой» для детей среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по аппликации «Зайчишка зимой» для детей среднего дошкольного возраста Мастер-класс по аппликации «Зайчишка зимой» для детей среднего дошкольного возраста. Цель: Изготовить аппликацию "Зайчишка зимой". Задачи:.

НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство с комнатными растениями» Непрерывно-образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство с комнатными растениями» Цель: Уточнить представления.

Перспективный план по театрализованной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство с театром» Перспективный план по театрализованной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. «Знакомство с театром» Задачи: Приобщение родителей.

Конспект занятия по рисованию «Белая снежинка» для среднего дошкольного возраста Тема: "Белая снежинка". Цель: создать условия для художественно-эстетического развития детей. Задачи: Обучающая: учить рисовать тонкие линии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для среднего дошкольного возраста «Знакомство с Шахматной доской»
Опубликовано: 26 мая 2018 в 10:33
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для среднего дошкольного возраста «Знакомство с Шахматной доской»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Димчук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД