Екатерина Пигурская
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему «Гжельские мастера»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе
на тему «Гжельские мастера»
Ход занятия
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Программные задачи:
Публикация «Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему „Гжельские мастера“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
- Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками).
- Учить детей приемам рисования гжельской розы.
- Закреплять навыки рисования концом кисти и всей кистью.
- Поддерживать интерес к народному творчеству.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.
Программные задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»
- развивать коммуникативные умения;
- развивать связную речь, умение отвечать полными ответами;
Программные задачи:
Образовательная область «Физическое развитие»
- Формировать точные координированные движения.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Программные задачи:
- воспитывать уважение к народным умельцам, желание продолжать традиции народных мастеров.
- учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий.
Оборудование и материалы:иллюстрации изделий гжельских мастеров, гуашь синяя, белая, кисточки разных размеров, вода, салфетки, палитры, посуда.
Предварительная работа: знакомство с промыслом Гжели, рассматривание альбома “Сказочная гжель», посуды, игрушек.
Ход занятия:
Воспитатель:Дети, у нас сегодня гости, поздоровайтесь.
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, давайте пройдем к столу и посмотрим, что за чудесные изделия там стоят.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что это за изделия? ( педагог показывает предметы и обобщает ответы детей: «это посуда»). Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с народным искусством, а каким, вы узнаете, отгадав загадку:
Сине – голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев их впервые
Каждый удивиться!
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись…
( Дети:Гжель)
Правильно ребята, проходите, присаживайтесь на стульчики (посмотреть, чтобы все сели правильно, осанка).
Воспитатель: Ребята, кто хочет послушать быль о гжели?А что же такое быль?
Ответы детей
Воспитатель:Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле.
Так вот, В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей всех порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали.
Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице дворника, который метёлкой улицы метёт, да вылепил его. И расписал его мастер разными узорами.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Вот так и повелось, что каждый мастер, своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были.
Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись.
Дети, как вы думаете, можно расписывать гжельскими узорами только посуду? (ответы детей) А из какой глины гжельские мастера делают посуду и игрушки (из белой глины)А какой расписывают их краской (голубовато-синей краской)
Ребята, гжельские мастера отправили нам посылку, которую я сегодня утром получила, посмотрите, но чего же не хватает на этой посуде?Ответы детей. Что же нам теперь делать? А давайте попробуем стать маленькими мастерами и расписать посуду сами.
Ребята, вспомните элементы росписи, которые вы уже знаете.
Дети отвечают, открываю элементы росписи.
Гжельские изделия расписаны голубовато-синей краской.
Дети, пройдемте в нашу с вами художественную мастерскую, где вы будите гжельскими мастерами. (дети проходят, садятся за парты, посмотреть чтобы все сели правильно, осанка)
Давайте разомнем наши пальцы
Пальчиковая гимнастика: «Цветы»
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Головой качают, тихо засыпают.
Ребята, какими красками пользуются мастера гжельской росписи? Посмотрите на ваши краски. Все необходимые краски есть на ваших столах? Какого цвета не хватает? Как получить голубой цвет?Ответы детей.
Правильно. Надо взять на кисточку немного белой гуаши и положить на палитру. Затем вымыть хорошо кисточку водой и набрать на нее синей краски и смешать два цвета между собой.
Педагог переворачивает доску с образцами.
Воспитатель:Дети, обратите внимание на элементы гжельской росписи. Каждый может украсить свою тарелку любым узором, но в центре тарелки должен быть обязательно волшебный цветок. Посмотрите, как его надо рисовать (показ).
Смотрят показ воспитателя.
Воспитатель:
- сначала на тарелочке ближе к центру рисуем голубого цвета,
- затем круговыми движениями сам цветок-это будет центральный узор; - закрашиваем сам цветок внутри все той же голубой краской;
- далее прорисовываем листья и «оживку»,
- затем сам цветок и листья внутри всё рисуем синий краской, так у нас получается контраст цветов и оттенков.
- По краям тарелочки рисуем окантовку, круговыми движениями, как радуга; - ватными палочками рисуем «оживку» по краю тарелочки и в цветке.
Ребята, при выполнении работы вы должны быть аккуратными. Вспомним технику рисования красками : лишнюю краску отжать о край банки, промыть кисть в воде, обсушить об салфетку, прежде чем обмакнуть ее в другую.
-Дети отдохнем перед работой
Физминутка «Посуда» :
Вот большой стеклянный чайник,
(Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули — «носик».)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
(Присели, одну руку поставили на пояс.)
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца: (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.)
Голова на тонкой ножке.
«Надуть» живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.
Приседать, одна рука на поясе.
Кружиться, рисуя руками круг.
Воспитатель:Мастера готовы приступить к работе? (включить музыку)
Воспитатель: А из чего делают гжельскую посуду?
Ребята: Ее изготавливают из глины.
Воспитатель: А что можно расписывать гжельской росписью? Как вместе называется набор предметов посуды?
Ребята: Блюда, кувшины, фигурки, сервиз.
Воспитатель: А что такое сервиз?
Ребята: Это полный набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определённое число человек. Роспись на всех приборах одинакова.
Воспитатель:А теперь предлагаю устроить выставку нашей посуды.
В каких работах хорошо нарисован центральный цветок? Передан узор?
Какие элементы росписи использованы?
Недаром доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы, так и вы, ребята, молодцы, стали настоящими гжельскими мастерами.
Приглашаем гостей на выставку.
Приложение №1
Сначала на белой бумажной тарелочке просто рисуем круг голубого цвета.
Затем круговыми движениями сам цветок. Это будет центральный узор.
Закрашиваем сам цветок внутри всё той же голубой краской.
Прорисовываем листья и "оживку".
Затем сам цветок и листья внутри. Всё рисуется синей краской. Получается контраст цветов и оттенков.
По краям тарелочки рисуем окантовку, круговыми движениями, как радуга.
Ватными палочками рисуем "оживку" по краю тарелочки и в цветке.