Марина Филиппенкова
Конспект занятия «Падают, падают листья!» по рисованию красками в технике «печать листьями» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Падают, падают листья!»
Возрастная группа : 4-5 лет (средняя группа)
Вид занятия. Предметное рисование.
Тип занятия. Занятие по сообщению новых знаний и ознакомлению с новыми способами рисования красками в нетрадиционной технике «печать листьями».
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия „Падают, падают листья!“ по рисованию красками в технике „печать листьями“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование красками
- Рисование листьями
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Средняя группа
- Штампинг. Отпечатываем и рисуем штампиками
- Темочки
- знакомить детей с видом нетрадиционной техникой рисования - «печать листьями», со значением слова «мольберт»;
- расширять знания детей о разных видах деревьев, учить распознавать листья различных деревьев;
- сформировать представление о листьях и деревьях осенью;
- возможность выбора материалов, видов активности;
- закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе;
- учить смешивать краски прямо на листике.
2. Развивающие задачи:
- развивать у детей фантазию, творческие способности, чувство композиции и цветовосприятие;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- способствовать развитию мышления, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
- развивать воображение, любознательность и внимание;
- развивать мелкую моторику кистей рук;
- развивать интерес к выполнению задания.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к природе, её сезонным явлениям;
- воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени;
- воспитывать эстетический вкус;
- воспитывать интерес к процессу рисования;
- воспитывать у детей трудолюбие, организованность, усидчивость, старание и аккуратность при работе с красками;
- воспитывать доброжелательное отношение в ходе занятия к товарищам, взаимопомощь.
Методы и приемы:
1. Наглядные (наблюдение, показ действий, способов работы и последовательность её выполнения, вариативный образец)
2. Словесные (беседа, объяснение, пояснение, совет, напоминание, поощрение, художественное слово)
3. Практические (упражнение, контроль за деятельностью детей)
4. Игровые (сюжетно-игровая ситуация - обыгрывание игрушки)
Перечень оборудования:
1. Обстановка: 3 стола, расставленных «ленточным» способом, мольберт – впереди в центре, перед ним - демонстрационный стол, на котором лежит весь демонстрационный материал.
2. Материал для занятия.
Демонстрационный:
• корзинка с листьями березы, дуба, клёна, осины, рябины (20-25 шт.);
• игрушка ёжика;
• мольберт;
• указка;
• демонстрационный столик;
• педагогический эскиз (1 шт.);
• лист формата А4 голубого цвета (1 шт.);
• лист формата А4 белого цвета (1 шт.);
• гуашь, разведенная водой заранее (зеленая, красная, оранжевая, жёлтая(4 розетки);
• кисть №3 (1 шт.);
• подставка для кисточки (1 шт.);
• баночка с водой (1 шт.);
• салфетка (1 шт.);
• большая клеёнка на стол (1 шт.);
• аудиозаписи «Звуки осени».
Раздаточный:
• осенние листья (берёза, дуб, клён, осина, рябина(5-7 шт.);
• гуашь, разведенная водой заранее (зеленая, красная, оранжевая, жёлтая (по 4 розетки на каждого ребенка);
• кисть №3 (по кол-ву детей);
• подставка для кисточки (по кол-ву детей);
• лист формата А4 голубого цвета (по кол-ву детей, все подписанные с обратной стороны);
• лист формата А4 белого цвета (по кол-ву детей);
• баночка с водой (по кол-ву детей);
• салфетка (по кол-ву детей);
• большая клеёнка на каждый стол (3 шт.).
Предварительная работа:
Наблюдение за деревьями и осенним явлением «листопад» во время прогулок. Дети рассматривают, как лежат листья на асфальте, в лужах. Обращают внимание на свободное, беспорядочное пространственное расположение листьев, на многоцветье ковра из опавших листьев. Беседа об осени и осенних явлениях, чтение стихотворений об осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.
Связь с образовательными областями: «художественно-эстетическое развитие», «познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие», «физическое развитие».
Ход занятия
1. Мотивационно-побудительный этап.
Цель:
- создание доброжелательной обстановки;
- побуждение детей к деятельности;
- вовлечение в предстоящую деятельность.
Продолжительность: 3 мин.
Воспитатель: Ребята! Послушайте! (раздаётся стук в дверь)
Кто- то к нам стучится! (открываю дверь, беру игрушку ёжика и корзинку с листьями). Кто это к нам пришёл? Ёжик!
Поздоровайтесь, дети, с ёжиком! (показываю игрушку ёжика) И он с вами здоровается! (ёжик «кивает» головой) Ребята, посмотрите!
Да он не с пустыми руками! У него для вас подарок! (показываю корзинку)
Дети: Корзинка!
Воспитатель: А что в корзинке? Посмотрите!
Дети: Листики!
Воспитатель: А листики не простые, а осенние! (достаю из корзинки листики разных пород деревьев)
Смотрю я в корзинку, ну и дела!
Смотрите, ребята, листья цветные…
Листья цветные, да не простые!
Давайте угадаем, с каких деревьев эти листья.
(Игра «Угадай, с какого дерева листок». Дети по одному выходят к корзинке, берут по листу, и говорят, с какого он дерева. Если кто-то не знает название, другие дети или воспитатель помогают с ответом.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вспомнили названия некоторых деревьев - береза, дуб, клён, осина, рябина!
2. Организационно-поисковый этап.
Цель:
- актуализация знаний;
- оживление впечатлений;
- создание замысла;
- создание условий для замысла;
- создание интереса для творческой деятельности.
Продолжительность: 5 мин.
Воспитатель: Ребята, помните, на прогулке мы с вами наблюдали за листиками. Ветер их сдувал, и они ложились на землю золотым ковром. А почему листья опадают на землю?
Дети: Потому что наступила осень. Стало холодно, идут дожди, птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: Правильно. Зимой веточкам дерева будет тяжело держать листики и снег, зимой дерево спит, отдыхает. А знаете, как называется осеннее явление, когда листики опадают?
Дети: Это листопад!
Воспитатель: Правильно! Молодцы!
Воспитатель: Ребята, а вам нравится осень? Чем?
Дети: Нравится ходить по опавшим листьям.
Воспитатель: Да, как будто по ковру! Осень как волшебница раскрасила всё вокруг яркими красками. А какие любимые цвета осени?
Дети: Желтые, красные, оранжевые, зеленые!
Воспитатель: Правильно! А я сегодня предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину!
Дети: Волшебную?
Воспитатель: Да! Почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем не так, как обычно, карандашами или красками, а по-волшебному, необычно! Ёжик неспроста подарил нам корзинку с листьями! Послушайте, что он говорит вам: «Вам даю корзинку я, много листьев в ней друзья! Листья непростые эти, вам помогут листья, дети». Ну, кто-нибудь догадался?
Дети: Мы будем рисовать с помощью листиков?
Воспитатель: Верно! Такой способ называется – «печать». Это для вас новый способ рисования. Его придумал ёжик! Раньше мы рисовали пальчиками и кисточками. А теперь попробуем «печатать листьями». Посмотрите на мой эскиз. (Показываю на мольберт.) Поставлю я его на мольберт. Это такой специальный столик для рисования. «Мольберт» – постарайтесь запомнить это слово. Теперь приготовьте ушки – слушать, глазки – смотреть и запоминать. Учимся волшебному рисованию. Для работы мне понадобятся 2 листа (голубой и белый), кисточка, подставка для кисточки, краски, салфетка, баночка с водой и наши осенние листики. (Беру со столика чистый голубой лист, ставлю его рядом с эскизом на мольберт, начинаю рисовать, объясняю каждый шаг.)
Воспитатель: Выбираю любой осенний листик, ну, например, кленовый, кладу его на белый лист, который лежит у меня на столе. Беру кисточку в правую руку, чуть повыше металлического наконечника, держу тремя пальчиками, как карандашик. Макаю кисточку в баночку с красной краской и начинаю закрашивать весь листик, не оставляя пустых мест. Когда весь листик я закрасила, макаю кисточку в банку с водой, хорошенько промываю и промакиваю кисточку о салфетку. Кисточка пока мне не понадобится, поэтому я её ставлю на подставку. Теперь беру закрашенный листик за хвостик, переворачиваю его и кладу на лист голубой бумаги. Прижимаю ладошкой, стараясь не сдвигать с места. Опять берусь за хвостик и осторожно убираю с листа, кладу рядом на клеёнку. Видите, какой у меня получился отпечатанный след листика! Теперь беру другой листочек - берёзки, крашу его на белом листе в жёлтый цвет, промываю кисточку водой, промокаю о салфетку, кладу на подставку. Теперь переворачиваю закрашенный листик и кладу его на голубой лист. Опять прижимаю ладошкой и убираю листик. Получился отпечаток жёлтого цвета!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня получается совсем другая работа, не похожая на мой первый эскиз. Это значит, что вариантов может быть множество! У каждого из вас будет своя, ни на чью не похожая, работа!
Воспитатель: Ребята, а если вам захочется нарисовать необычный листочек, то посмотрите, что можно сделать! Беру уже раскрашенный листик (кленовый), но крашу его другой краской – оранжевой! После того, как я его прислонила к голубому листу, получился необычный цвет: красный перемешался с оранжевым цветом. И листочек получился двух цветов! Вы можете перемешивать так разные цвета, и у вас получатся очень необычные оттенки!
Воспитатель: Листики вы можете располагать по всему пространству, как хотите, это же листопад. Листики летят с дерева и падают на землю по-разному. Не надо бояться экспериментировать! Используйте всё пространство листа.
Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе, устроим физкультминутку!
(Раздаю осенние листики детям, по 2 шт. каждому. Дети выходят на свободное пространство группы.)
Физкультминутка «Листики»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
(Дети покачивают листиками в руках над головой)
Дунул ветер – полетели.
(Бег в разных направлениях)
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
(Приседают)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Встают, поднимают руки с листочками вверх, покачивают ими)
Закружились, полетели
(Бег в разных направлениях)
И на землю снова сели.
(Возвращаются на свои места)
3. Этап самостоятельной исполнительской деятельности (практический).
Цель:
- создание условий для реализации замысла.
Продолжительность: 10 мин.
Воспитатель: А теперь попробуйте сами нарисовать «листопад» с помощью наших осенних листочков! Всё необходимое для работы стоит у вас на столе справа, чтобы вам было удобнее рисовать.
Воспитатель: Ребятки, хочу вам напомнить, что работать надо аккуратно. Не забывайте правильно держать кисточку в руках, тремя пальчиками.
После того, как вы использовали одну краску, не забывайте хорошенько промыть кисточку в воде, промокнуть о салфетку и положить на подставку.
Воспитатель: Не бойтесь разукрашивать листики! Чем лучше вы их закрасите, тем наряднее они отпечатаются на ваших листах!
Воспитатель: Как у Саши хорошо получается! А Света очень аккуратно прикладывает раскрашенный листик! Поэтому он у неё отпечатается очень красиво!
(Самостоятельная деятельность детей.
Во время работы негромко звучит аудиозапись «Звуки осени».)
4. Рефлексивно-оценочный этап (анализ детских работ, мотивация).
Цель:
- создание атмосферы успеха;
- мотивация на дальнейшую деятельность;
- вовлечение детей в анализ и самоанализ.
Продолжительность: 2 мин.
(После того, как все закончили рисовать, собираем работы и выкладываем в ряд на свободные столы.)
Воспитатель: (Держу игрушку ёжика в руках) Ребята, какие вы молодцы! Посмотрите, какие красочные работы у вас всех получились!
Воспитатель: У Маши получились очень необычные оттенки, у Вани – листики красиво легли на листок, у Светы – самая аккуратная работа!
Воспитатель: Дима, а как думаешь, что в твоей работе получилось лучше всего? А что, может быть, не очень? В следующий раз у тебя всё получится! Ребята, посмотрите на все работы и выберите ту, которая вам больше всех понравилась!
Воспитатель: Всем понравились разные работы, это значит, что вы все очень постарались! Ёжик очень доволен! Ну а мы с вами устроим выставку наших работ во время «Праздника осени», чтобы ваши мамы и папы порадовались за вас! И обязательно пригласим ёжика на праздник!