Наталья Александровна Штырева
Конспект занятия по рисованию для обучающихся младшего школьного возраста «Иллюстрации. Муха-цокотуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по рисованию для обучающихся младшего школьного возраста
Тема занятия: иллюстрация к произведению К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Цель занятия: Дать понятие о таком разделе изобразительной деятельности, как иллюстрация.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить с жанром иллюстрации;
• познакомить с художниками-иллюстраторами;
• научить отличать виды иллюстраций по технике исполнения: гравюры, офорт, факсимиле или литография;
• познакомить с произведением К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»;
• изучить основные принципы построения композиции в иллюстрации.
Публикация «Конспект занятия по рисованию для обучающихся младшего школьного возраста „Иллюстрации, Муха-цокотуха“» размещена в разделах
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Муха-Цокотуха», Чуковский К.И.
- «Муха-Цокотуха». Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Развивающие:
• научить видеть красоту животного мира в общем и насекомых в частности;
• формирование у обучающихся специальных умений и навыков в работе с карандашом и другими графическими материалами;
• развить познавательный интерес обучающихся, в том числе к иллюстрированию;
• развивать у детей потребность в творчестве.
Воспитательные:
• воспитать умения видеть, понимать и замечать красоту природы и бережное отношение к ней;
• способствовать формированию эстетических чувств;
• формирование аккуратности в процессе работы.
Зрительный ряд: репродукции с изображениями иллюстраций, портреты художников-иллюстраторов.
Материалы и принадлежности: листы формата А-4, карандаши, ластики, черные гелевые ручки.
Литературный ряд: текст произведения К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Музыкальный и видеоряды: аудиозапись произведения К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».
План занятия:
1. Организационный момент – 5 мин.
2. Сообщение темы – 20 мин.
3. Самостоятельная работа обучающихся– 45 мин.
4. Подведение итогов – 10 мин.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы занятия:
Педагог: Добрый день, ребята!
Сегодня у нас необычное занятие. Мы попробуем перевоплотиться в художников-иллюстраторов.
Беседа. (Кто такие художники-иллюстраторы, чем занимаются? Есть ли у вас любимые книги? Есть ли там иллюстрации? Почему они вам нравятся? Имели ли вы возможность сравнить рисунки различных художников к одному и тому же произведению? Часто ли совпадает ваше представление о главных героях с их изображениями в книге)
Теперь, после нашей беседы давайте попробуем дать определение термину «иллюстрация». (Это любой рисунок или изображение, поясняющее или дополняющее текст произведения.)
Термин иллюстрация можно понимать в широком или узком смысле. В широком значении - это всякие изображение, которые поясняют текст произведения. Они помогают уяснить, что сказано в произведении, делают смысл наиболее образным и понятным. Это могут быть научно-познавательные рисунки (например, чертежи, карты или схемы) или художественно-образные.
Что такое иллюстрация в узком значении этого слова? Это картинки, которые поясняют текст, толкуют его и помогают читателю лучше понять. Еще до чтения они дают возможность сориентироваться в содержании произведения. Существует множество картин известных художников, которые иллюстрировали книги.
Многие иллюстрации художников воспринимаются сейчас как самостоятельные произведения, хотя часто их сюжет непонятен в отрыве от текста. Ведь они должны соответствовать содержанию и дополнять его. Художник помогает читателю лучше понять текст, представить героев и их окружение. Обычно он выбирает книгу, которая ему нравится и близка его восприятию мира. Кроме того, художнику-иллюстратору нужно много знать о быте и нравах людей того времени, которое описано в книге.
Иллюстрированные произведения лучше воспринимаются и особенно любимы детьми. Картинки привлекают внимание и заинтересовывают читателя. Существует много известных художников, которые создавали иллюстрации к книгам. Это И. Билибин, В. Лебедев, Ю. Васнецов, Е. Чарушин и многие другие. Такие произведения развивают эстетический вкус, развивают образное мышление и прививают любовь к книге.
А что такое иллюстрация с точки зрения разнообразия ее видов? В книгах помещаются множество разных рисунков: это гравюры, офорт, факсимиле или литография (показ репродукций). Это названия иллюстраций по способу их переноса на бумагу. Различаются они и по тому месту, которое занимают в книге. В начале части или главы помещаются иллюстрации-заставки. Они помогают читателю настроиться на чтение и создают у него соответствующее настроение. Внутри текста помещаются иллюстрации полостные, полуполостные, двуполостные или оборонные. Бывают еще рисунки на полях. Все эти виды помогают читателю лучше понять произведение и представить описываемые события. Существуют еще иллюстрации-концовки, которые отражают самое важное в книге, ее основную мысль. И заставки, и концовки должны быть оформлены в одном стиле.
Мы с вами будем иллюстрировать сказку К. И. Чуковского «Муха-цокотуха». Каждая строчка в этой сказке даёт много информации воображению художника. (Педагог читает сказку и разбирает её).
Итак, вы поняли, что создание рисунков к литературному произведению- настоящая наука. И как любая наука, она имеет свои законы. Мы сформулируем их в виде вопросов, ответы на которые помогут нам создать композицию.
Педагог подводит промежуточные итоги:
1. Что мы хотим изобразить? Выбор основной темы произведения, ключевого момента. Что для вас главное?
2. Какие ассоциации, как это можно передать?
3. Выбрать подходящий формат.
4. Какой ракурс, откуда наиболее выразительно показать.
5. Какие большие пятна (и по тону, и по цвету, их статика/динамика, пересечение, взаимодействие.
6. Пространство и форма. Насколько большая глубина, сильно ли стоит выявлять форму, откуда свет, что ближе, что дальше.
7. Степень необходимой детализации. Где, сколько. Не разрушить деталями целое.
8. Снова проверить большие массы. Лишнее убрать.
III. Самостоятельная работа обучающихся:
Помощь педагога по ходу создания композиции.
IV. Подведение итогов:
В конце занятия - повторение и закрепление ключевых понятий: «иллюстрация», «графика», мини-просмотр работ группы с уточнением, что получилось, что не получилось, почему.
Педагог: Вы большие молодцы, хорошо потрудились. На следующем занятии мы продолжим работу над композицией, используя только гелевые ручки, оперируя только чёрно-белыми тональными отношениями.