Галина Фаритовна Сомова
Конспект занятия по региональному компоненту для подготовительной группы
ЗАНЯТИЕ 2.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КРОНОЦКОГО ЗАПОВЕДНИКА
Цели:
1. Рассказать об истории создания Кроноцкого заповедника.
2. Провести краткий обзор уникальных объектов заповедника.
3. Cпособствовать развитию творческой и познавательной активности детей.
4. Повторить и закрепить полученные ранее знания.
Оборудование: Пластилин (по количеству участников занятия, веревка (10 м, компьютер, мультимедийный проектор, экран. (Занятие сопровождается показом презентации № 2, см. материалы с диска)
Ход занятия:
Публикация «Конспект занятия по региональному компоненту для подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
На прошлом занятии мы начали путешествие по Кроноцкому заповеднику вместе с одним из его обитателей. (Слайд 1)
Как он называется? (Соболь). Варианты ответов детей.
Сегодня мы продолжим наш путь по заповеднику и узнаем, когда и как он был основан.
История вторая: «Сказка о медвежонке, медведице-маме и родном крае»
По ту сторону высоких гор, в Кроноцком заповеднике, в самой чаще густого леса жила большая бурая медведица. (Слайд 2)
Она жила в этой местности уже много лет и хорошо знала все, что находится на этой территории. У старой медведицы был сын – маленький пушистый медвежонок. Очень любопытный и шустрый. Звали его Винни-Пуз. Потому что пузо у него было большое, круглое и радостно выпячивалось, когда медвежонок был сыт. (Слайд 3)
А сыт он был почти всегда, ведь мама-медведица любила своего сыночка и старалась кормить его как можно лучше. Своими большими передними лапами медведица легко переворачивала поваленные деревья и большие камни в поисках мелких животных: сусликов, муравьев. На лугах среди березового леса росли сладкий борщевик и медвежий лук. Осенью созревали шикша и голубика. В зарослях кедрача можно было полакомиться кедровыми орешками, а в большом озере поймать жирного лосося.
Медведицы – очень заботливые матери, это всем хорошо известно. (Слайды 4, 5)
Поэтому наша медведица не только старалась накормить медвежонка, но и учила его всему, что знала сама: что можно есть, а что нет, как добывать пищу, как вести себя с другими медведями, как остаться незамеченным при встрече с человеком. И многим другим премудростям медвежьей жизни. Вот так и жили наши медведи все лето. (Слайды 6,7)
Наслаждались жизнью, созерцали окрестности, валялись на спине, плескались в воде, играли с разными предметами и не заметили, как наступила осень. (Слайд 8)
С деревьев облетели листья, все чаще стали лить дожди, а иногда даже пролетали маленькие мокрые снежинки. В зимнее время на Камчатке такому крупному зверю, как медведь, прокормиться невозможно, поэтому они устраивают берлоги. Натаскают в них веток, листьев, сухой травы, чтобы мягче и теплее было зимой. А когда наступают ненастные дни, прячутся в берлоги и засыпают. (Слайд 9)
Уже улеглись в свои берлоги все остальные медведицы с медвежатами. (Слайд 10)
Уже громко храпели, набрав за лето жир, взрослые самцы. И только Винни-Пуз не хотел засыпать. Зимой в берлоге время тянется медленно, когда не спишь. «Хочешь, я расскажу тебе о том месте, в котором мы живем?» – спросила медведица. «Конечно, конечно!» – обрадовался медвежонок. Он подумал, что мама начнет рассказывать и забудет о том, что пора спать. Медведица обняла медвежонка своими теплыми мягкими лапами и начала рассказ. – Живем мы в уникальном месте, которое люди называют Кроноцким заповедником. – Мама, а что такое «заповедник»? – спросил медвежонок. – Заповедник – это территория, которую люди берегут и очень хорошо охраняют. Охраняют и растения, и животных, живущих в данной местности. – Вот почему нам так хорошо здесь жить, – подумал медвежонок. – Это самый большой заповедник на Камчатке и один из первых заповедников в России, – продолжала медведица. – Вначале он был создан для охраны соболей. (Слайд 11).
И случилось это очень давно, когда еще не было ни тебя, ни меня, ни твоих бабушек и дедушек – почти 130 лет назад. Люди убивали соболей, потому что считали, что у этих животных очень теплый и красивый мех. Винни-Пуз открыл глаза, посмотрел на свой живот и решил, что самый красивый и теплый мех, конечно же, у медведей, но промолчал. – Когда люди поняли, что соболей остается все меньше и меньше, они задумались над тем, что когда-нибудь эти животные могут совсем исчезнуть. Сначала они решили сами охранять этих маленьких зверьков. В то время в Петропавловске-Камчатском жил и работал врач Бенедикт Дыбовски. (Слайд 12)
Он написал письмо приамурскому генерал-губернатору от имени жителей Петропавловска-Камчатского и попросил ввести запрет на соболиную охоту. Так в 1882 г. появился заповедник, в котором убивать соболей было запрещено. А со временем, в 1934 г., на этом месте был создан Кроноцкий заповедник, который должен был охранять уже не только соболя, но и всю камчатскую природу: красивые и мощные вулканы, горные ледники, водопады, горячие источники и многое другое. (Слайд 13)
У нас в заповеднике насчитывается около 700 видов растений, среди которых есть и такие, которые встречаются только на Камчатке, – говорила медведица. (Слайд 14) – Одно из удивительных растений Кроноцкого заповедника – пихта грациозная. Ты ее легко узнаешь. Она очень похожа на обычную ель, только хвоя чуть длиннее и ярче. Медвежонок подумал о том, что нужно обязательно спросить у мамы, можно ли ему залезть на макушку этой самой грациозной пихты, потом повернулся на другой бок, сунул свой большой черный нос маме под бок и заснул. Медведица также рассказывала медвежонку о больших вертолетах, которые привозят туристов, желающих увидеть единственную в мире Долину гейзеров, кальдеру вулкана Узон, разноцветные водопады и гейзеры. (Слайд 15)
Снег падал сильнее, гуще и все больше скрывал берлогу от посторонних глаз. А маленькому медвежонку снились величественные вулканы, шумные гейзеры, красивые желтые рододендроны и страшная Долина смерти, подходить к которой мама-медведица строго-настрого запрещала.
Вопросы:
1. Для охраны какого животного был изначально создан заповедник?
2. Почему люди убивали соболей?
3. После официального создания в 1934 г. что еще стали охранять в Кроноцком заповеднике?
4. На макушку какого дерева хотел залезть Винни-Пуз? Чем особенно это дерево?
5. О каких интересных местах в Кроноцком заповеднике еще рассказала мама-медведица медвежонку?
В природе все взаимосвязано и нет ничего «бесполезного» и «ненужного». Для иллюстрации этого утверждения детям предлагается сыграть в игру.
Игра «Паутина жизни»
Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок веревки и называет одно из растений или животных леса, например «береза». Ведущий задает всем вопрос: «Кто питается листьями березы?» Кто-то из детей отвечает: «Гусеница». Тот ребенок, который сказал «береза», отдает клубок веревки тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец веревки. Ведущий задает следующий вопрос: «Кто питается древесиной березы?» Ответ: «Жуки». «Кто питается жуками?» – «Дятлы». Далее ведущий задает аналогичные вопросы, имеющие отношение не только пищевым, но и непищевым связям между природными компонентами: «На каких деревьях еще могут жить жуки?» – «Тополь»; «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Тополь нуждается в солнечном свете?»; «Что еще нужно, чтобы дерево выросло? (почва и вода)». К концу игры все дети оказываются опутанными веревкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса.
В заключение ребятам предлагается вылепить медведицу и медвежонка из пластилина.