Дюсенева Марина Александровна
Конспект итогового занятия по речевому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте
в подготовительной к школе группе.
Цели:
Образовательные: Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи; закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в словах, во фразовой речи; обобщать знания о твердых и мягких согласных; закрепить умение детей делить слова на слоги; закрепить умение детей составлять предложения из двух и более слов; закреплять умение описывать время года, используя алгоритм.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Развивающие : Развивать внимание, память, мышление, воображение.
Воспитательные: Воспитывать, доброту, взаимовыручку, воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга. Вызывать интерес к обучению грамоте.
Ход занятия.
I. Организационный момент занятия.
Дети заходят в группу, «рассыпаются по ковру».
- Посмотрите ребята к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся. (дети здороваются)
- Заниматься мы сегодня будем за столами, но сначала выполним веселую лого ритмическую разминку. Повторяем за мной.
Мы пошли, пошли, пошли (руки на пояс, ходьба на месте)
Шишку взяли малыши, (наклонились)
А потом опять пошли (руки на пояс, ходьба на месте)
Что растет здесь? Камыши (руки вверх, покачать)
Ветер дует ш-ш-ш-ш-ш-ш (надуть щеки, произносить звук)
Зашумели камыши (руки вверх, покачать)
Ну а мы опять пошли (руки на пояс, ходьба на месте)
И к игрушкам подошли (руки на пояс, ходьба на месте)
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш (надуть щеки, произносить звук)
- Какой звук мы произносили чаще всего? (Ш) Молодцы. А теперь девочки тихо сели за столы, мальчики тихо сели на свои места (дети занимают рабочие места). Ноги вместе, спина прямая. Кто прочитает, что написано на доске? (на доске слово ШКОЛА). Посчитаем сколько слогов в этом слове. Приложите руку к подбородку и произносим слово. Сколько слогов?
Игра «Что такое школа?» (отвечаем полным ответом)
«В какое время года дети начинают учиться?» (осенью)
«Как называется здание, в котором дети получают знания?» (школа)
«Назовите день и месяц, когда вы впервые пойдете в школу?» (1 сентября)
«Как называют детей, которые учатся в школе?» (ученики)
«Как в школе называется комната, где дети учатся?» (класс)
«Как называют детей, которые учатся в одном классе?» (одноклассники)
«Кто встречает детей в классе?» (учитель)
«Как в школе называется стол, за которым дети сидят?» (парта)
«Где пишет учитель, когда объясняет задание?» (на доске)
«Чем пишет учитель на доске?» (пишет мелом)
«Как называются школьные книги?» (учебники)
«Как ты узнаешь, что пора идти на урок?» (прозвенит звонок)
«Что такое перемена?» (пауза между уроками, когда можно отдохнуть, сделать свои дела)
Молодцы.
II. Основная часть занятия.
Воспитатель: Дети, мы целый год готовились с вами к школе. Сегодня нам придется вспомнить, чему мы с вами учились на занятиях по развитию речи и обучению грамоте и помочь одной девочке во всем разобраться.
А кто эта девочка вы сейчас скажете мне сами, послушав мелодию.
(Звучит аудиозапись из мультфильма “Маши и медведь”.)
Вы догадались, откуда эта мелодия?
Кто главная героиня мультфильма?
Правильно, это Маша. (Воспитатель показывает Машу).
Какая Маша по характеру? ( Необходимо добиться как можно больше описательных слов: Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная)
- Маша, как и вы, собирается в этом году в школу в первый класс. Мишка решил проверить, готова ли Маша к школе и дал ей несколько заданий. Маша боится ошибиться и просит у вас помощи. Вы согласны помочь Маше и выполнить задания Мишки?
- Дааааа
Мишка приготовил несколько заданий в конвертах с номерами. Посмотрите сколько их! Подумайте и скажите, с какого задания мы начнём. (показать детям цифру на конверте)
Дети: С первого задания, с конверта с цифрой один.
Воспитатель: Правильно! Ну, что начнём? (открываем конверт под №1)
Что это ребята?
Дети: Буквы.
Мишка, наверное, хочет, чтобы мы ему рассказали все, что мы знаем про буквы и звуки.
- Что такое буквы? Чем они отличаются от звуков? (звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим) - Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Сколько гласных букв в алфавите? (10)
- Сколько согласных букв? (21)
- Какие бывают звуки? (гласны, согласные)
- Чем они отличаются? (Когда произносим гласные звуки голос при выдохе не встречает никаких преград, они тянутся и поются / При произнесении согласных звуков голос на своем пути встречает преграды: это язык, зубы, губы)
- Приведите пример гласных звуков (спросить двух человек, пример согласных звуков (спросить двух человек).
- А теперь такое задание. У меня волшебный мешок. Нужно достать из него предмет, назвать его и определить первый звук в слове и называете какой он гласный или согласный. (вызывать ребенка к доске)
Ручка, карандаш, точилка, салфетка, ножницы, машина, арбуз и т. д.
Воспитатель: Молодцы! Первым с заданием справились.
Под каким номером будем выполнять следующее задание? (показать детям цифру на конверте)
Дети: под номером 2.
Воспитатель: вам необходимо поделить слова на слоги и соотнести схему с картинкой. Что обозначает первая схема? (в слове один слог) Вторая? (в слове два слога, третья (в слове три слога). Соедините карандашом схему с картинкой. Тихо в пол голоса выполняем задание. Прикладываем руку к подбородку и считаем слоги. (Спросить детей, какие слова соединили с первой схемой, второй, третьей. Проверить правильность)
Воспитатель: Молодцы! С заданием справились.
Под каким номером будем выполнять следующее задание? (показать детям цифру на конверте)
Дети: под номером 3.
Мишка спрашивает, что можно составить из букв?
- можно составить слова (ответ детей).
- Слов много, все они звучат по-разному и имеют разное значение. Мы знаем, что есть слова, которые обозначают предметы, действия предметов, признаки предметов. Встанем в круг и поиграем в игру. Я буду называть слово-предмет, а вы слушайте внимательно, кому кину мяч, тот называет слово - признак:
школа (большая, шумная, учитель (добрый, строгий, парта (новая, деревянная, портфель (тяжелый, полный, учебник (новый, интересный, завтрак (вкусный, сладкий, каша (молочная, горячая, погода (солнечная, теплая, настроение (веселое, грустное).
- А теперь к словам – предметам называет слово - действие: ученик (идет, сидит,птица (поет, летает, машина (едет, мчится, ребенок (играет, рисует, солнце (светит, греет).
-Молодцы! Садимся на места.
Воспитатель: Ну что, продолжаем выполнять Мишкины задания. Открываем следующий конверт под номером? (показать детям цифру на конверте)
Дети: под номером 4 (схема предложения)
Воспитатель: Ребята, здесь ничего не написано, здесь какая-то схема. Что это, вы можете сказать?
Дети: Да. Это схема предложения.
Воспитатель: Что такое предложение? (Сочетание слов, связанных между собой по смыслу). С какой буквы начинается предложение? (с заглавной буквы) Что ставится в конце предложения? (точка).
Воспитатель: Правильно! А сколько слов должно быть в этом предложении?
(показывает схему предложений из 3 слов)
Дети: три.
Воспитатель: Вам необходимо составить предложения к этим схемам с помощью наших кругов. Необходимо составить два предложения с одним кругом.
Дети: (один круг на одну пару, составляют предложения по очереди, каждый ребенок проговаривает одно предложение).
Физкультминутка.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Заниматься вы начните.
Воспитатель: следующий конверт под номером (показать детям цифру на конверте) 5. (алгоритм – схема описания времени года «Весна») 5 мин.
- Ребята, нам необходимо оставить описательный рассказ, тема – Весна. Но сначала ответьте на вопросы:
1. Какое время года наступило? Какие весенние месяцы вы знаете (Март, апрель, май)
2. Какое весной солнце? Греет ли оно? (солнце греет теплее)
3. Что происходит весной со снегом? (снег тает)
4. Что происходит с деревьями с наступлением весны? (Деревья оживают, набухают почки, распускаются листья)
5. Что происходит с цветами, травой с наступлением весны? (Появляются первые цветы, зеленеет трава и т. д.)
6. Что происходит с птицами с наступлением весны? (Прилетают перелетные птицы, весной птицы выводят птенцов)
7. Какие изменения происходят в жизни животных весной? (Медведь, еж, пробуждаются ото сна, весной у животных появляются детеныши)
8. Каков труд людей весной? (люди перекапывают землю, высаживают овощи и т. д.)
9. За что ты любишь весну?
Вызвать одного человека к доске для рассказа по схеме.
Примерный рассказ:
Наступила весна. Весенние месяцы это март, апрель, май. Весной солнце пригревает. Снег начинает таять, появляются проталины. Деревья весной оживают, на ветках набухают почки, затем из почек появляются листики. Из под снега появляются первые цветы – подснежники, трава зеленеет. Весной прилетают птицы – грачи, ласточки, птицы вьют гнезда и высиживают птенцов. Медведь просыпается от зимней спячки. Люди весной высаживают овощи, убирают мусор после зимы. Я люблю весну за то, что она теплая.
- Скажите, а за что вы любите весну? (Спросить четырех человек, добиваться развернутого ответа)
III. Заключительная часть занятия.
Рефлексия:
- Чем мы сегодня занимались?
- Тяжело было Маше помогать?
- Что было самым интересным? Весёлым?
- А какое задание было самым лёгким?
- Какое задание вам показалось самым сложным?
- А как вы думаете, что нам помогло справиться со всеми заданиями? (то что мы усердно занимались весь год)
- Оцените себя и свою работу на занятии с помощью смайликов.