Евгения Кугук
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пришла весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе
«Пересказ рассказа Л. Толстого «Пришла весна»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие
Вид деятельности детей: коммуникативная
Тема образовательной деятельности: Пересказ рассказа Л. Толстого «Пришла весна»
Методы и приёмы реализации содержания занятия :
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в средней группе „Пересказ рассказа Л, Толстого „Пришла весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Вводная часть: игра-приветствие «Здравствуй», сюрпризный момент - сорока с письмом,
Основная часть: рассматривание иллюстрации, беседа, показ портрета Л. Н. Толстого, чтение рассказа «Пришла весна», беседа по рассказу, демонстрация глаголов «потекла», «пустили», физминутка «Весна пришла», игра с мячом «Назови ласково», повторный пересказ рассказа по иллюстрации.
Рефлексия: подведение итогов.
Возрастная группа : 4-5 лет (средняя группа)
Цель: Формирование представления детей о ранней весне.
Задачи:
образовательные задачи:
- сформировать умение у детей пересказывать текст без помощи вопросов;
- познакомить со стихотворением о ранней весне, приобщая к поэзии;
- Упражнять в подборе глаголов к существительным;
- Учить правильно и чётко произносить звук «щ» изолированно, в словах и фразах;
воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе.
развивающие задачи : развивать поэтический слух
Планируемые результаты: сформированы представления об особенностях ранней весны; способны самостоятельно отгадывать загадки; испытывают потребность беречь природу.
Организация среды для проведения занятия : игрушка Сорока, большой конверт, иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Весна пришла», дощечка, две ёмкости (одна с водой, другая пустая, таз с водой, текст рассказа, портрет Л. Н. Толстого, мяч, мнемотаблицы.
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты : наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций, чтение стихов о весне, пение песен о весне.
Ход занятия:
Вводная часть:
Дети заходят в группу и встают в круг. Проводится игра-приветствие «Здравствуй!»
Здравствуй, солнце золотое! (Ручки вверх).
Здравствуй, небо голубое! (Ручки в стороны).
Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки).
Очень рад вас видеть Я! (Раскачивают ручки).
Воспитатель (незаметно стучит за ширмой) :
Ой, ребята, по-моему, кто –то к нам в гости пришёл…
Воспитатель заглядывает за ширму.
- Ой, какой хорошенький! Но, что-то он стесняется выходить…
А давайте угадаем, кто это:
«Загадка»
Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит …
Дети: Сорока
Воспитатель: Правильно, это сорока! Смотрите, она нам что-то принесла на хвосте (большой конверт). А вы знаете, что сороки «носят на хвосте»? (Ответы детей) конечно же новости, Значит, сорока принесла на хвосте нам новость. Вы хотите узнать, какую новость принесла сорока?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда давайте узнаем! (достаёт из конверта иллюстрацию к рассказу Л. Н. Толстого «Весна пришла»)
Основная часть:
Рассматривание иллюстрации «Весна пришла»
Воспитатель: Ой, какая красота!
- как вы думаете, какое время года изобразил художник? (весна)
- а как ты думаешь? (весна)
- как мы можем узнать, что изображена весна на картине? (травка зеленеет, дерево «голое», на реке нет льда)
- а что происходит весной.? (тает снег, текут ручьи.)
- а как вы думаете, что можно пускать по ручьям? (кораблики).
Воспитатель: Правильно! Эта иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Весна пришла». Как вы думаете, почему сорока принесла нам эту картину? (потому, что наступила весна) Правильно! Весна - это красивое время года, про которое написано много чудесных рассказов и стихотворений. И сегодня я хочу познакомить с произведением Льва Николаевича Толстого (показ портрета, которое называется «Пришла весна».
Чтение рассказа «Пришла весна»
«Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, ничего впереди себя не видали и в лужу упали…»
Беседа по содержанию рассказа.
Воспитатель:
- Ребята, выражение «пришла весна» как можно сказать по другому? (Наступила весна)
- Ребята, а вы знаете, что такое дощечки? (ответы детей). Дощечки - это кусочек дерева, из которого можно сделать любую форму (демонстрация дощечки, дать возможность детям потрогать её).
- Ребята, как вы можете объяснить слово «потекла», «пустили»
(предложить объяснить, а затем продемонстрировать, что значит глаголы «потекла», «пустили»).
«Демонстрация глаголов «потекла», «пустили»
Берём две прозрачные ёмкости и переливаем воду из одной в другую, при этом комментируя, что вода потекла. Затем в таз с водой помещается дощечка и детям предлагается подуть на неё, комментируя, что вот так они пускали лодочки.
Продолжение беседы по содержанию рассказа.
- Какое время года наступило? (Наступила весна)
- Что сделали дети? (Дети сделали лодочку)
- Из чего они сделали лодочку? (Лодочку они сделали из дощечки)
- Куда дети пустили лодочку? (Лодочку пустили по воде)
- Лодочка плыла или стояла на месте? (Лодочка плыла)
- Что делали дети? (Дети бежали)
- Чем же закончился рассказ? (Дети упали в лужу)
- Какое настроение стало у детей? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: А теперь давайте немного разомнёмся.
Физминутка «Весна пришла»
Солнце, солнце высоко (На носочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло (Легкие поглаживания руками по лицу).
Тает снег от лучей, (Приседание)
Звонко побежал ручей, (Бег по кругу).
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните, (Ходьба по кругу).
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поиграем с мячом «Назови ласково».
Игра с мячом «Назови ласково».
Лексический материал:
солнце-солнышко,
доска- дощечка,
лодка – лодочка,
вода – водичка.
лужа – лужица.
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас ещё раз прочитаю рассказ, а помогут мне в этом схемы. (Во время чтения рассказа выставляются схемы).
Повторное чтение рассказа.
Пересказ по плану с наглядной опорой в виде мнемотаблицы.
Воспитатель: А теперь давайте вы расскажите про то, как наступила весна (Пересказ рассказа всеми детьми по цепочке и индивидуально)
Рефлексия:
- С каким произведением вы сегодня познакомились? (С произведением «Пришла весна»)
- А кто его написал? (Его написал Лев Николаевич Толстой)
Ребята, а что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
А что не понравилось? (ответы детей)
Вы сегодня все такие молодцы, и сорока приготовила вам сюрприз. Раскраски «Весна»