позмогова татьяна
Конспект занятия по речевому развитию. «Слово»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию. Тематическая неделя «Правила дорожного движения»
Тема: «Слово».
Цели: Расширение представлений о правилах дорожного движения.
Помочь детям осознать, что слово звучит, т. е. состоит из звуков; его можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным; в слове есть начало и конец; в слове звуки стоят в определенном порядке; познакомить со звуковой системой слов (звуковыми бусами). Учить самостоятельно определять количество в звукоподражательных и односложных словах.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию, „Слово“» размещена в разделах
Предварительная работа: экскурсия к перекрестку, наблюдение за дорожным движением, поведением пешеходов. Беседы о ПДД. Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Дядя Степа» Продуктивная деятельность: конструирование на тему «Гаражный комплекс», рисование «Что не должно быть на дороге», изготовление макета «Пешеходный переход»
Ход занятия:
Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь – своими улыбками вы подарите всем хорошее настроение. Итак, довольные и счастливые, мы начинаем
Сегодня мы продолжи работу со звуками, словами, предложениями.
1 слайд Загадки:
Чтоб дорога для тебя
Стала безопасной,
День и ночь горят огни –
Зеленый, желтый, красный. (Светофор)
Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит. (Дорога)
Веселая работа,
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши. (Регулировщик)
О чем мы с вами будем говорить? О правилах дорожного движения.
3 слайд. Проблемная ситуация «Что случилось»? (рассуждения детей)
Воспитатель: Однажды Баба Яга летела в ступе над городом. Ступа у неё сломалась, и пришлось ей пешком идти домой в лес, через город. Попыталась Баба Яга перейти дорогу в неположенном месте, но её полицейский остановил: «Как Вам, бабушка, не стыдно! Из-за Вас может произойти авария. Разве Вы не знаете, что дорогу нужно переходить на перекрёстке, там, где есть светофор, или по «Зебре»?» Баба Яга ничего о дорожных правилах не знала, испугалась: «Как это по зебре? Что такое перекрёсток?» Полицейский удивился такой безграмотности и подвёл её к перекрёстку.
В это время на светофоре загорелся красный свет, а Баба Яга стала переходить дорогу. Раздался визг тормозов, Бабу Ягу чуть не сбила машина. Тогда полицейский решил бабушку оштрафовать, а Баба Яга говорит жалобным голосом: «Да не знаю я, внучек, этих Правил дорожных, безграмотная я, да и в городе вашем я впервые». Решил тогда полицейский отвести бабушку в детский сад к ребятам, они умные, правила поведения на дороге изучают.
– Что вы сейчас услышали? (сказку)
– Ребята, вы послушали сейчас сказку про бабу Ягу. Но ведь сказка – не просто путаница слов. Из чего же она состоит? (Из предложений) Конечно, из предложений. Вот послушайте:
4 слайд 1. Баба Яга стала переходить дорогу.
2. дорогу баба переходить Яга стала.
– Где здесь предложение, а где простой набор слов? Почему? (Предложение всегда имеет смысл, особую интонацию в конце –) Давайте познакомим бабу Ягу с правилами дорожного движения.
Речевые игры : «Закончи предложение»
- Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его, предложение должно начинаться со слов «а потом».
- Сначала надо дождаться зеленого света на светофоре, а потом переходить улицу.
- Нужно посмотреть налево, а потом направо и начинать переходить улицу.
- Следует взрослого взять за руку, а потом переходить улицу.
- Нужно дождаться полной остановки транспорта, а потом начинать переход.
Дидактическая игра «Назови предмет словом» : Послушайте, что я сейчас произнесу: М, Н, П, У, С. Вам понятно, что я хотела сказать? (нет) А что я произнесла? (это звуки) Отдельные звуки ничего не значат, не имеют смысла, но из них можно составить слова. Каждое слово должно что-то обозначать.
6 слайд Прослушайте стихотворение И. Токмаковой «Плим». (логопед открывает ширму и показывает во время чтения стихотворения соответствующие предметы – ложку, кошку, тряпку, шапку)
Ложка – это ложка, А я придумал слово,
Ложкой суп едят. Смешное слово – плим.
Кошкам – это кошка, Я повторяю снова –
У кошки семь котят. Плим, плим, плим.
Тряпка – это тряпка, Вот прыгает и скачет
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим,
Шапка – это шапка, И ничего не значит
Оделся и пошел. Плим, плим, плим.
Вы поняли, что такое «Плим»? Нет! Потому что это слово ничего не обозначает, а слово всегда должно что-то обозначать. Давайте
7 слайд Игра «светофор»
Цель: упражнять дошкольников в подборе слов на заданную букву; развивать память, мышление, ловкость и быстроту реакций.
Ход игры. Выбирается водящий («светофор», он становится в центре площадки и называет любой звук
Остальные дети называют слова на заданную водящим звук (слова не должны повторяться). Те дети, которые не нашли слов, пытаются перебежать на другую сторону, а «светофор» ловит их. Пойманный последним становится на место водящего.
Воспитатель подводит итог: вы назвали много разных слов. слово звучит, т. е. состоит из звуков; его можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным.
Длинное слово состоит из двух и более слогов, а короткое — из одного.
Например: Дом, све-то-фор.
8 слайд «Уличные часы»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.
Материал: часы, где вместо циферблата картинки с изображением различных предметов, и две стрелки — короткая и длинная.
Ход игры. Воспитатель показывает детям часы и говорит, что они должны определить, какое слово короткое, а какое длинное, и поставить соответствующую стрелку.
в слове есть начало и конец; в слове звуки стоят в определенном порядке;
9 слайд Звуковой анализ слова машина
Сегодня мы продолжим разговор о правилах дорожного движения.
-А теперь поиграем, но немного по-другому:
-Самолет летит высоко, а ракета выше
-Самолет летит далеко, а ракета….
-Велосипед ездит быстро, а машина…
-Машина тяжелая, а трактор ….
-Состав поезда длинный, а корабль ….
Игра: «Составь предложение»
-А теперь придумайте сами предложение, чтоб в них были слова :
машина- дорога; самолет - лес; машина –магазин; ракета – земля;
пароход – река; подводная лодка- океан.
Игра: «С мячом»
-Чем управляет машинист? мотоциклист? велосипедист…
-Кто управляет автобусом? трактором? самолетом?
10 слайд Игра «Автобус» (на ковре)
- Давайте все вместе прокатимся в автобусе.
Кем мы будем в автобусе? (Пассажирами)
А как должны себя вести пассажиры в транспорте и почему?
- Я буду говорить, где автобус едет, а вы будете отвечать, как он движется.
- Автобус от остановки … (отъехал) .
- К другой остановке…. (подъехал) .
- Затем на небольшую горку…. (въехал) .
- И вместе с нами он мост (переехал) .
- Большую лужу он… (объехал) .
- И к нашему саду он тихо…. (подъехал) .
Вышли мы из автобуса и пешком пошли в детский сад. Мы уже не пассажиры, а кто? (пешеходы) .
11 слайд Угадай, на каком поезде лучше отправить бабу ягу домой
Цель: Учить детей определять на слух скорость произнесения звукосочетаний, а также произносить их в разном темпе.
Наглядный материал. Картинки с изображением товарного, пассажирского и скорого поездов.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением разных поездов и говорит: «Когда идет товарный поезд, то его колеса стучат так (произносит тук. тук. тук медленно). Пассажирский поезд идет немного быстрее, и колеса его стучат так (произносит тук-тук-тук в умеренном темпе). Скорый поезд идет быстро, и его колеса стучат так: (произносит тук-тук-тук в слегка ускоренном темпе)». Дети тоже произносят тук-тук-тук в разном темпе. Когда они усвоят, как стучат колеса различных поездов, воспитатель предлагает им внимательно слушать и определять на слух (по скорости произнесения им звукоподражания, какой идет поезд. Воспитатель произносит тук-тук-тук то быстро, то в умеренном темпе, то медленно. Дети отгадывают
III. РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ:
1. Мы узнали, что наша речь состоит из слов; учились находить родственные слова; учились определять длинные и короткие слова; учились дышать животом.
2. Положительная дифференцированная оценка деятельности детей на занятии.
Что будет, если не соблюдать правила дорожного движения?