Надежда Червякова
Конспект занятия по речевому развитию «Лесное приключение»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию
с использованием квест-технологии
для детей старшего дошкольного возраста на тему:
Цель: способствование лучшему усвоению детьми программного материала по речевому развитию.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Лесное приключение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
Интеграция образовательных областей: речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; познавательное развитие; физическое развитие.
Задачи образовательных областей: Речевое развитие :
- закрепление умения отвечать на вопросы полными предложениями;
- формирование умения составлять предложения с предлогами: «под», «с», «в», «из», «из-под»;
- формирование грамматического строя речи: освоение различных типов словосочетаний;
- обогащение словаря детей прилагательными, обозначающими качество
предмета (ручеёк - «чистый», «весёлый», «быстрый», «прозрачный»,
«холодный», «журчащий»);
- развитие диалогической и монологической речи детей;
- освоение значений слов и их употребление в соответствии с ситуацией: «молодильные яблоки», «мшистые кочки», «неотложные дела», «вдовий сын», «препятствия по плечу»;
- воспитание интереса к устному народному творчеству.
Социально-коммуникативное развитие :
- развитие коммуникативных способностей;
- воспитание уважительного, доброжелательного отношения к сверстникам; -
- развитие у дошкольников творческой активности и инициативы;
- воспитание чувств сопричастности и сопереживания ко всему живому. Познавательное развитие :
- развитие познавательной активности; внимания, воображения, памяти, логического мышления, способности ориентироваться в пространстве;
- закрепление представлений детей о природе родного края.
Художественно-эстетическое развитие :
- воспитание у детей эстетического восприятия, умения видеть красоту природы родного края;
- развитие музыкального слуха у воспитанников.
Физическое развитие :
- совершенствование двигательных умений и навыков детей;
- повышение уровня знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций; просмотр мультфильмов; собирание пазлов по сюжетам русских народных сказок; объяснение непонятных и устаревших слов; дидактические игры на формирование грамматического строя речи и на развитие связной речи дошкольников; разучивание текста и движений физкультминутки.
Методика проведения: сюрпризный момент; создание игровой мотивации; беседа воспитателя с детьми; отгадывание загадок; использование художественного слова, музыкального сопровождения, физкультминутки, психологической минутки; поощрения детей; поисковые и проблемные вопросы к детям; активная деятельность детей; подведение итога занятия.
Оборудование: костюмы сказочных персонажей; карта - маршрут пути;
компьютер, колонки, аудиозаписи для воспроизведения; макеты осенних деревьев, кустов, камня; зелёные мини – коврики; корзина; яблоки; красивый сундучок; колокольчик; кораблик с парусом; пеньки.
Ход квест-игры
Дети входят в зал под музыку.
1. Организационный момент:
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас всех видеть.
Воспитатель берёт в руки красивый колокольчик, звонит в него. Воспитатель:
- Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг.
Слева – друг и справа – друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: - Улыбнулись мы друг другу. И, посмотрите, от улыбок стало светлее и радостнее вокруг.
2. Основная часть:
Влетает Сорока - (ребёнок, одетый в костюм Сороки).
Сорока: - Здравствуйте, здравствуйте, дети и взрослые. Что я вам расскажу, что вам расскажу!
Воспитатель: - Успокойся, Сорока. Мы с детьми тебя внимательно слушаем.
Сорока: - Я сегодня по лесу ближнему летала - летала, слушала всех, слушала, и вот что я узнала! Где - то в лесу, там, где растёт самая высокая ёлка с зелёными иголками, Белочка нашла красивый сундучок. Зайка серенький сказал, что этот сундучок Дед Мороз потерял, когда зимой по лесу гулял. А в ноябрьский день осенний у Дедушки Мороза день рождения. Хочется обитателям лесным поздравить его и вернуть сундучок, да только для этого им помощь требуется. Кто же может зверюшкам помочь, не знаете, ребята?
Воспитатель: - Ребята, не хотите сами помочь лесным обитателям?
Дети соглашаются помочь. Сорока: - Но сделать это будет нелегко. С трудностями на пути вы справитесь? Дети: - Справимся. Сорока: - Спасибо, ребята. А я вас до леса того провожу. Впереди полечу и дорогу вам укажу. Недалёко тот лесок, - один шажок, другой шажок… Воспитатель: - Времени терять не будем зря, отправляемся, друзья!
Под музыку песни Марка Минкова и Юрия Энтина «Дорогою добра», дети с воспитателем отправляются в путь.
Сорока: - Довела вас до лесочка, до зелёного кусточка. Проводила бы вас дальше, но у меня столько дел в лесу, столько дел… И, всё же, я вам помогу. Есть у меня карта леса, с помощью которой вы доберётесь до той самой полянки. Но для этого вам необходимо выполнить несколько заданий. Готовы?
Дети: - Готовы.
Сорока: - А сейчас вы дальше идите, да зверюшкам помогите. До свидания, друзья. Воспитатель: - Но вначале, ребята, напомним правила поведения в лесу. Только не спешите, отвечайте полными предложениями, чётко проговаривая звуки в словах. 1 ребё нок: - В лесу нельзя шуметь, чтобы не напугать лесных обитателей. 2 ребё нок: - В лесу нельзя рвать цветы, ломать ветки деревьев.
3 ребё нок: - В лесу нельзя пугать птиц, разорять птичьи гнёзда. 4 ребё нок: - В лесу нельзя разжигать костёр, потому что может случиться пожар. 5 ребё нок: - В лесу нельзя далеко уходить друг от друга, потому что можно заблудиться.
(Звучит аудиозапись с пением птиц, голосами животных). Воспитатель: - Какой чудесный воздух! И дышится легко. Давайте, ребята, подышим чистым, лесным воздухом. Упражнение на дыхание «Аромат леса» : Воспитанники вместе с педагогом выполняют упражнение на дыхание: через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «Фу-у-у».
Затем дети вместе с воспитателем рассматривают карту. На ней большой камень – ориентир для начала пути. Оглядевшись вокруг, все направляются к большому лесному камню, где находят конверт с первой подсказкой:
«Кабаний след вас куда - то ведёт. К какому он дереву вас приведёт?»
Воспитатель: - Ребята, предлагаю разобраться в том, какие следы оставляют животные. Дети:
заяц оставляет … заячий след; лиса оставляет… лисий след; волк оставляет … волчий след; лось оставляет … лосиный след; белка оставляет … беличий след;
мышь оставляет … мышиный след;
медведь оставляет … медвежий след…
Воспитатель: - А кабаний след оставляет … (кабан).
Воспитатель с детьми сверяются с картой и идут далее по «кабаньему следу». На полу наклеены вырезанные из «самоклейки» следы копыт, которые приводят всех к дубу. В его дупле находят вторую подсказку:
«Вас тропинка приведёт к дереву, чей спелый плод может жажду утолить и здоровье укрепить».
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, о каких плодах говорится в этой подсказке?
Дети: - Это - яблоки с лесной яблоньки.
Воспитатель: - Верно. А в каких русских народных сказках упоминается яблоня и яблочки?
Дети: - «Гуси - лебеди», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Крошечка - Хаврошечка», «Иван - царевич и Серый Волк», «Иван, вдовий сын»…
Воспитатель: - Правильно, дети, хорошие сказки вспомнили. Дети: - Побыстрее мы пойдем, В лесу яблоньку найдем.
Воспитатель: - Ребята, мы сверились с картой и дальше дорога лежит через небольшое болото с мшистыми кочками. Прыгайте за мной с кочки на кочку. (Все прыгают друг за другом по «мшистым кочкам» - разложенным на полу зелёным мини - коврикам).
Воспитатель: - Попрыгали немного, устали, и сейчас я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка «Листики»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим - (присесть).
Дунул ветер – полетели…
Мы летели, мы летели - (легкий бег по кругу).
И на землю тихо сели - (присесть).
Ветер снова набежал
И листочки все поднял - (легкий бег по кругу).
Закружились, полетели
И на землю тихо сели - (присесть).
Далее путь продолжается по лесной тропинке до яблони. Воспитатель: - Какие красивые, да спелые яблоки на яблоньке! Предлагаю взять несколько из них с собой в дорогу. Ребята, я буду загадывать вам загадки, а за каждую отгадку вы получаете вкусное, полезное яблоко. Согласны?
Дети соглашаются.
Загадки о природе:
Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит. (Речка)
Над цветочками порхает, Красотою удивляет И похожа на цветки: Крылышки, как лепестки. (Бабочка)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)
Не зверь, не птица, Носок, как спица, Летит – звенит, Сядет – молчит. (Комар)
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)
Приказало солнце : - Стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет -
Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)
Ты меня, конечно, знаешь: Я красавица лесная, В зелёных вся иголочках, Называюсь… (Ёлочка)
На последнюю отгадку попадается яблоко с третьей подсказкой:
«Какой ручей бежит вперёд и лодку на себе несёт? Вы подсказку прочитайте и заданье выполняйте».
Воспитатель: - Глубоко мы в лес зашли, К ручейку мы подошли. (Звучит аудиозапись «Лесной ручей»).
На полу изображение ручейка, по берегу которого дети идут далее.
Воспитатель: - Ребята, вот течёт ручей. А какой он, как можно его охарактеризовать? Дети: - «Чистый», «весёлый», «быстрый», «прозрачный», «холодный», «журчащий», «сверкающий» …
На середине ручейка дети видят лодочку, к парусу которой прикреплена четвёртая подсказка :
«По тропинке к ёлке высокой подойдите и сундучок красивый непременно вы найдите».
Дети: - До полянки мы дойдём и немного отдохнём.
По тропинке дети подходят к полянке с высокой ёлкой в центре. Из - за ёлки к ним выходит ребёнок в костюме Белочки. Белочка: - Здравствуйте, ребята.
Дети: - Здравствуй, Белочка. Воспитатель: - Белочка, мы знаем, что ты нашла сундучок Деда Мороза. Можно нам его увидеть?
Белочка: - Увидеть его, конечно же, можно. А пока предлагаю вам присесть на пенёчки, отдохнуть. (Дети рассаживаются на пеньки - стульчики).
Белочка: - А сейчас, друзья мои, угадайте, как я тот сундучок смогла найти?
Дети: - Белочка могла снять сундучок с ветки дерева.
- Белочка могла найти сундучок в дупле дерева. - Белочка могла найти его летом в высокой траве. - Белочка могла достать сундучок зимой из - под снега.
- Белочка могла найти сундучок под этой ёлкой.
Белочка: - Правильно, дети. Я нашла сундучок под этой ёлкой. Мы с Зайкой, моим другом, хотим вернуть его Деду Морозу. Но нам нужна ваша помощь. Мы из леса не выходим, по дорогам мы не ходим. Не могли бы вы отнести этот сундучок его владельцу? Дети соглашаются помочь друзьям. Белочка выносит детям сундучок, а дети дарят ей яблоки, собранные под лесной яблонькой.
Белочка: - За яблоки я вас благодарю и выведу таких добрых и чутких детей из леса самой короткой дорогой. (Белочка провожает детей до опушки леса). Белочка: - Ну а мне домой пора. До свидания, детвора! (Белочка убегает в лес).
Воспитатель: - Вот и пришло время возвращаться в детский сад.
Под музыку песни «Дорогою добра», весело подпевая, дети с воспитателем отправляются в обратный путь, в детский сад.
3. Итог зянятия:
Воспитатель: - Вот мы и вернулись в детский сад.
Ребята, вам понравилось это лесное приключение?
Дети: - «Очень понравилось!»
Воспитатель Обращается к одному из детей: - «Какое задание понравилось тебе, ?» Спрашивает следующего ребё нка: - «Какое задание для тебя,, показалось более трудным?» Спрашивает следующего ребё нка: - «А тебе,, какое задание больше понравилось?» Спрашивает следующего ребёнка - «С чем,, по твоему мнению, мы справились хорошо и быстро?» - («Мы нашли сундучок Деда Мороза!»). Спрашивает всех детей: - «Ребята, а как вы думаете, почему нам удалось это сделать?» - («Потому что мы дружно выполняли все задания»). Воспитатель: - Правильно, дети, оставайтесь такими же дружными, отзывчивыми, добрыми, и тогда любые препятствия вам будут по плечу. Воспитатель: - Ребята, а вам хотелось бы заглянуть в этот сундучок? - (Утвердительный ответ детей). Воспитатель открывает сундучок, а в нём – лесные орехи. Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто сундучок орехами наполнил и зачем? Ответы детей: «Может, это сам Дед Мороз их в сундучок положил?». «Может, это Белочка нам орехи подарила?». Воспитатель: - Я тоже уверена, что это сюрприз Белочки. Она так отблагодарили вас за оказанную помощь. Дети: - А как же мы передадим сундучок Деду Морозу? Воспитатель: - Мы каждый год 18 ноября приглашаем Деда Мороза к нам в детский сад. Дети дарят ему подарки, приготовленные своими руками. И в этом году мы поздравим его с днём рождения и вернём ему потерянный сундучок. Согласны? Довольные дети соглашаются с воспитателем. Воспитатель: - На этом наше путешествие закончилось. Желаю вам всего самого доброго!