Гладковская Олеся
Конспект занятия по речевому развитию «Играем с Незнайкой»
Задачи:
1. Продолжать развивать умения подбирать однокоренные слова, задавать вопросы и отвечать на них, использовать в речи обобщающие слова подбирать нужные слова, прилагательные, глаголы; описывать явления, события; строить грамматически оформленные предложения, использовать в речи навыков говорения в форме диалога, монолога и ролевого диалога, различать содержание нравственных понятий, создавать воображаемую ситуацию по слову, конструировать ситуации, подбирая героев, создавая образы персонажей (историй и сказок, наделяя обычные предметы, объекты, явления необычными свойствами
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Играем с Незнайкой“» размещена в разделах
2. Закреплять навыки коллективного слушания, навыки согласованных действий в группе и положительного взаимодействия, сюжетосложения, смыслового восприятия текста и аналитико – синтетической работы с ним.
3. Продолжать развивать слуховое внимание, воображение и память.
Ход занятия.
1. Незнайка (игрушка-персонаж) начал придумывать сказку, а дальше не может. Педагог просит ребят помочь ему. Дети слушают начало сказки: «Жил-был в одной сказочной стране маленький волшебник, он очень любил колдовать, но у него не всегда все получалось, как ему хотелось. Хочет наколдовать книгу, а перед ним бумага …». Дети по очереди придумывают продолжение.
2. Ребята, Незнайка не смог придумать сказку, бросил это занятие и стал рассматривать картинки. Всё перепутал и не положил на место. Говорит, что запутался. Давайте поможем ему.
На столе разложены картинки из разных предметных тем («Посуда», «Обувь», «Мебель», «Одежда», «Фрукты» и т. д.). Детям предлагается разложить картинки по группам:
1) что мы едим (по теме «Продукты питания»);
2) что мы надеваем (по теме «Одежда»);
3) что растет на огороде (по теме «Овощи»).
Детям, работая в подгруппах, нужно подобрать картинки по темам.
Порядок мы навели, теперь можем поиграть.
3. Обыграй превращение.
Ведущий по кругу передает предметы (мяч, пирамидка, кубик и др., называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоко» - дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т. д.
Травинка
Считалкой выбирают «наблюдателя»; остальные дети - «травинки».
Задача «наблюдателя» - выбрать самую лучшую «травинку», т. е. ребенка, который внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания.
1. Поднимите руки медленно вверх через стороны.
2. Потянитесь, как травинка тянется навстречу солнечному теплу.
3. Глазами «нарисуйте» солнышко, которое греет травинку.
4. Покачайтесь, как травинка на ветру, сначала из стороны в сторону, а потом вперед-назад.
5. Ветер усиливается и все сильнее раскачивает травинки из стороны в сто-рону, вперед-назад.
6. Затем ветер стихает - травинки замирают.
7. Ветер усиливается - травинки вновь сильно раскачиваются.
8. Ветер затихает - травинки тянутся, опустив руки.
«Наблюдатель» не только выбирает лучшую травинку, но и объясняет свой выбор. Ребенок, которого выбрали, становится «наблюдателем», и игра повторяется.
4. Скажи по-другому
Взрослый говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать? Какой мальчик? (Печальный, грустный.) Да, печальный, грустный - это слова, близкие по значению, слова-друзья. Поэтому мы об этом мальчике можем сказать: «Один мальчик был очень грустный»
Далее даются аналогичные задания:
Мама посмотрела на вымытую посуду. (Что о ней можно сказать)
Через окно видно, что идет сильный дождь. (Как об этом сказать иначе)».
Незнайка благодарит детей за то, что они помогали ему что он много узнал и понял. Он желает детям оставаться такими же умными, добрыми, и ещё многому научиться.
Ритуал прощания.