Сакина Махмутова
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе «Во саду ли, в огороде»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе.
Тема: «Во саду ли, в огороде»
Цель: Формировать умение самостоятельно составлять описательный рассказ, об овощах опираясь на схему. Закрепить знания о значении овощей для здоровья человека. Формировать представления детей о зависимости здоровья от правильного питания.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе „Во саду ли, в огороде“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Огород. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-образовательные:
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи»
-Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными)
Коррекционно-развивающие :
- Развитие связной речи (составление описательного рассказа);
- Развитие зрительного внимания и восприятия;
- Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- Развитие творческого воображения;
Коррекционно-воспитательная:
-Формирование умения выслушивать ответы, рассказы сверстников;
Оборудование: Картина со схемой описания овощей, атрибуты овощей (капуста, морковка, лук, огурец, свекла, морковь, помидор);
• Листочки (из бумаги для дыхательной гимнастики);
• Костюм огородника;
• Свежие овощи для угощения.
Предварительная работа: Беседа об овощах, об их значимости для здоровья, рассматривание овощей. Аппликация «Корзина с овощами». Лепка овощей из пластилина. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», стихотворения Ю. Тувим «Овощи», игры «Угадай на вкус» «Угадай на ощупь, инсценировка «Овощи», пение песни «Урожайная», экскурсия в огород, разучивание пальчиковой гимнастики.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Логопед :
-Ребята, какое сейчас время года? (Осень). Какой месяц осени?
Давайте вспомним приметы осени. Кому я мячик передам, тот отвечает и мне мячик возвращает (птицы на юг улетают, люди собирают урожай, становится прохладно). А что нужно делать, чтобы не заболеть в осеннюю прохладную погоду? (одеваться по погоде, заниматься физкультурой, употреблять больше фрукты и овощи)
1. Дети садятся за столы.
-Дети, вы уже знаете, как значимо для здоровья правильное дыхание. Давайте выполним дыхательная гимнастику «Листики»
Дети выполняя дыхательную гимнастику и дуют на листочки
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф
И качает так листок – ф-ф-ф
(Спокойный выдох)
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф
И качает так листок – Ф-Ф-Ф
(Активный выдох)
2. -Распевка на звуки:
Дует ветер, качаются листочки и поют свои песенки:
Осенние листочки на веточках висят
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а
Рябиновый – и-и-и
Березовый – о-о-о
Дубовый – у-у-у
Дети хором поют «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у»
II.Основная часть.
-Введение в тему.
Логопед : Сегодня мы будем учиться составлять описательный рассказ про овощи.
Я приглашаю вас отправиться в страну «Огородию». Вы уже догадались, кто там живет? (Овощи) А вы помните, кто ухаживает за овощами? (мама, папа, бабушка, дедушка, огородник)
Я сейчас, превращусь в огородника, не простого, а в волшебного. Закройте глаза и сосчитайте до пяти.
- Здравствуйте, ребята. Вы готовы к путешествию, тогда нужно сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись, в семена превратись»
Дети поворачиваются вокруг себя и надевают маски овощей.
1. Релаксация
Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянуться к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекало солнышко, завяли растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. Солнце и вода необходимы для овощей так же, как и для нашего здоровья.
2. Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Толстушки – худышки»
Тыква (надувают щеки) – огурец (втягивают щеки) и т. д.
Дети поворачиваются вокруг себя и надевают маски овощей.
3. Знакомство со схемой описания.
Логопед знакомит детей с каждым условным обозначением, рассказывает о том, как схема будет помогать детям составлять рассказы об овощах.
План рассказа:
1. Что это за овощ?
2. Где растет (сад, лес, огород?
3. Какой овощ на вкус? Какой на ощупь?
4. Какой формы овощ?
5. Какого цвета овощ?
6. Что можно приготовить из овоща?
7. Какие полезные свойства у овоща?
Образец рассказа.
Логопед : Послушайте мой рассказ, который я составила с помощью этой схемы-помощницы.
Это помидор. Помидор - это овощ. Он растет в огороде, на грядке. Помидор - это вкусный, сочный и сладкий овощ. На ощупь он мягкий. Помидор круглый, красного цвета. Из помидоров можно приготовить салат, их можно солить и есть сырым. Помидоры полезные, в них много витаминов.
Составление описательного рассказа по схеме
4. Дети составляют рассказ, про свой овощ по схеме.
-Какие же вы молодцы! Рассказы точно по схеме, без подсказок.
А продолжим мы наше путешествие приготовлением «полезного овощного супа», а после «обеда» продолжим рассказы.
5. Пальчиковая гимнастика.
«Хозяйка однажды с базара пришла» Ю. Тувим
Хозяйка однажды с базара пришла
(Шагают на месте)
Хозяйка с базара домой принесла
(Одевают Су-джок кольцо на пальцы)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу
Ох!
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкуснее всего на столе
(Попеременно ударяют кулачками)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу
(Надевают Су-джок кольцо на пальцы)
Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
(Стучат ребром ладони по другой раскрытой ладони)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу
(Надевают Су-джок кольца на пальцы)
Ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
(Складывают руки накрест)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу
(Загибают пальцы на руках)
Ох!
И суп овощной получился, не плох!
(Показывают, как едят суп)
6. Логопед предлагает рассказать про свой овощ не рассказавшим ребятам.
7. Физминутка «Марш овощей»
Решил огородник похвастаться своими овощами и устроил парад:
Плавно идет капуста
(Шаг с носочка)
Важно шагает помидор
(На всей стопе)
Осторожно идет лук
(На носочках)
Не спеша вышагивает картошка
(На пятках)
Вприпрыжку спешит морковка
(Подскоки)
Маршируют молодцы – огурцы
(Шаг марша)
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, четыре, пять – вижу снова я ребят. (снимают маски овощей)
8. Итог
Логопед : Где мы с вами были? Чем занимались?
Посмотрите, огородник нам оставил подарок.
А что в корзинке вы должны догадаться сами, отгадав загадки:
Желтый бок, круглый бок -
Сидит на грядке колобок. (Репка.)
Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь.)
Логопед : Вот такой подарок оставил вам огородник за ваши правильные, самостоятельно составленные описательные рассказы. Молодцы! (дети угощаются)
Что можно сказать об овощах? (Они вкусные, полезные, витаминные.)