Шадрина Татьяна Ивановна
Конспект занятия по развитию связной речи «Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Пробуждать у детей светлые, добрые чувства и заботливые отношения к живой природе.
Обогащать лексику родственными словами, признаками и действиями (к слову лес).
Закреплять употребление предлога В (в диалогической речи).
Коллективно составлять план рассказа.
Пересказывать рассказ по плану и сюжетным картинкам.
Предварительная работа.
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи „Пересказ рассказа В, А, Сухомлинского „Стыдно перед соловушкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Чтение басни Л. Н. Толстого «Старик и яблони», стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», стихотворения М. Исаковского «Вишня», заучивание загадок о лесе:
«Весной одевается, осенью раздевается».
«В шубе летом, а зимой раздетый».
«Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём.»
Оборудование.
Сюжетные картинки к рассказу.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Загадывание детьми загадок о лесе.
Беседа о лесе (предполагает полные мотивированные ответы детей с использованием в речи предлога В).
Кто из вас был на прогулке в лесу?
Понравилось ли вам в лесу?
Почему вам понравилось в лесу?
Зачем вы ходили в лес?
С кем вы ходили в лес?
Чем отличается лес от сада? От парка?
Какие деревья вы видели в лесу?
Как дышится в лесу?
Кто живёт в лесу?
Каких лесных животных и птиц вы знаете?
Кого из них вы увидели в лесу?
Зачем людям лес?
Что даёт лес человеку? Животным и птицам?
Планируемые ответы: Людям лес даёт чистый и свежий воздух, спасает от зноя, даёт тень и прохладу, сохраняет влагу, даёт грибы, ягоды, дрова… Животным и птицам даёт жилище и корм.
Что может случиться, если вдруг погибнет лес?
(Детям предлагается вспомнить ситуацию из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»).
Планируемый ответ: Погибнет всё живое от удушья, от зноя и жажды, от голода и холода.
Чтение рассказа В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля.
- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно… перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
Постановка детьми вопросов по содержанию рассказа.
Коллективное деление рассказа на части по смыслу и составление плана после повторного чтения.
Девочки Оля и Лида идут в лес.
Обед в лесу.
Пение соловья.
Поступок хороший и плохой.
Пересказ рассказа с опорой на составленный план и сюжетные картинки.
Упражнение в образовании родственных слов к слову лес.
Назовите лес ласково. – Лесок, лесочек.
Кто ухаживает за лесом? – Лесник, лесничий.
Кто выращивает лес? – Лесовод.
Как называются ягоды, растущие в лесу? – Лесные.
Как называются мелкие деревца, растущие под большими деревьями? – Подлесок.
Как называют небольшой лесок между двумя большими лесами? – Перелесок.
8. Подбор действий к лесу (что делает).
Растёт дышит
Шумит очищает воздух
Зеленеет радует
Роняет листву горит
Живёт умирает
9. Подбор признаков к лесу (какой).
Большой зимний берёзовый
Огромный осенний дубовый
Густой хвойный сосновый
Дремучий лиственный необходимый
Красивый смешанный зелёный
10. Итог занятия.
Лес – наше богатство, наша жизнь и здоровье.
Лес живой, его надо беречь, охранять от грязи, от болезней, от пожаров.
Лес надо выращивать, ухаживать за ним.