наталья кузнецова
Конспект занятия по развитию связной речи «Составление рассказа по картине «Мальчик и снеговик»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Коррекционно – образовательные:
- учить детей составлять рассказ по картине,
- активизировать и расширять словарь по теме «Зима»,
- развивать словарь прилагательных и глаголов,
- учить подбирать прилагательные к существительным,
- обучать составлению метафор.
Коррекционно – развивающие :
- учить употреблять существительные в именительном и винительном падеже,
- развивать пассивный словарь предлоговНА, ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО,
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи „Составление рассказа по картине „Мальчик и снеговик“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Снеговик. Материалы про снеговиков
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, память, крупную и мелкую моторику.
Коррекционно – воспитательные:
- формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества.
Оборудование:
Картина «Саша и снеговик», модели героев, макет подзорной трубы, снежок (игрушка, картинки с изображением гномиков, два стенда, ширма, снежинки, фонограмма.
Предварительная работа:
Разучивания физминуткии, пальчиковой гимнастики
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дидактическая игра «Подбери слово»
Л: Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Я назову предмет и дам вам снежок. Вы скажете, какой это предмет и передадите снежок по цепочке. Все слушайте и запоминайте эти слова. Когда я скажу «Стоп!», тот ребенок у кого окажется снежок повторит все слова вместе.
Снег какой? (белый, пушистый, легкий, мягкий).
Снеговик …; елка …
II. Основная часть.
1. Сюрпризный момент.
Слышится стук в «окно».
- Вы слышали, кто – то стучит в окно. Садитесь на стульчики, откроемшторы и посмотрим, кто стучит (открывает картину).
2. Игра «Назови героев».
- Ребята, так вот кто стучал - снегирь. Он хочет нам что – то показать. А лучше рассмотреть нам поможет волшебная подзорная труба. Вы посмотрите в нее и назовите предмет, который увидите, а потом передайте трубу по цепочке (дети по очереди называют любые объекты на картине : елка, мальчик, снеговик, санки, метла, заяц, снегирь, ведро, шарф).
– Молодцы! Вы внимательно увидели все предметы!
3. Игра «Подружи героев!
(звучит фонограмма, появляется волшебный гном)
- Ребята, посмотрите, к нам пришел волшебный гном Объединяй (гном крепится на доску).
– Он поможет нам объединить всех героев красивым предложением. Я вам буду показывать героев, которых надо объединить, а вы помогите гному их объединить.
(Показывает первую картинку)
– Давайте хором назовем, что это? (снег, елка). Волшебник объединил снег и елку. Послушайте как: – Снег нарядил елку.
- Волшебник объединил этих героев:.
Назовите их шепотом хором (мальчик, санки). –
(Мальчик взял санки).
– А сейчас скажу я, кого объединил Объединяй: мальчика и снеговика.
– Мальчик слепил снеговика.
– Девочки назовите, кого объединил гном
(снеговика и метлу) - В руке у снеговика метла.
- Что еще объединил волшебник, скажут мальчики (шарф, ведро и снеговика)
– У снеговика шапка и шарф. Снеговик надел шапку и шарф.
4. Описание героев на основе возможных ощущений.
(звучит фонограмма, появляются два волшебных гнома)
- Ребята, к нам пришли новые волшебные гномы. Это волшебник Явижу. Он помогает внимательно рассмотреть все предметы. А это волшебник Ячувствую. Он трогает их руками и представляет их на ощупь. Волшебники подарят вам свою силу. Для этого встаньте в круг, а я скажу волшебные слова: «Глазки закрой, вокруг себя повернись, в волшебном окне окажись».Открывайте глазки. Мы с вами оказались на улице.
(звучит волшебная музыка)
С помощью красивых слов и предложений мы оживим каждого героя. Сейчас нам поможет гном Ячувствую. Потрогайте снег, какой он? (холодный, липкий, мягкий). – если дети не называют необходимые для метафоры слова, то логопед использует прием загадки. Например: «Если взять снег в руку и нам легко значит снег какой?» (легкий) и т. д.
- Снег мягкий как что? (Мягкий, как перина).
- Послушайте, каким красивым предложением мы его оживили: Снег холодный, мягкий как одеяло покрыл поляну.
– Давайте скажем это предложение все вместе (повторяют предложение хором).
– В парке растет елка и ждет нашей помощи. Поможет нам ее рассмотреть гном Явижу. Посмотрите и скажите, какая елка растет в парке? (В парке растет зеленая, пушистая,большая, покрыта снегом).
– Представьте, что надела зеленая елка? (Зеленая елка надела красивое платье).
- А что надела елка поверх платья? (шубу из снега). Если шуба из снега, значит она какая? (снежная).
- Давайте с вами покажем елку (дети показывают елку, а ребенок по выбору волшебного снежка оживит елку красивым предложением) : В парке растет большая, зеленая,пушистая, колючая елка. Она нарядилась в зеленое платье, надела снежную шубу.
- Посмотрите на мальчика. Что он надел? Почему он так оделся?Что у него в руках? Пусть (ребенок по выбору) оживит мальчика предложением, которое мы придумали. (Мальчик надел теплые зимние вещи, взял с собой савок и санки).
5. Физминутка (проводится под музыку)
- Мальчик слепил снеговика, а как мы сейчас с вами представим.
Раз рука, два рука
Лепим мы снеговика.
Мы слепили ком большой,
Вот такой.
А потом поменьше ком,
Вот такой.
А наверх поставим маленький комочек.
Вот и вышел снеговик, снеговичечек.
6. Описание героев на основе возможных ощущении (продолжение).
- Замечательный получился снеговик. Садитесь на стульчики, давайте мы его сейчас оживим. Посмотрите на снеговика. Какой он? Что он на себя белое надел? А во что он еще нарядился? Что снеговик взял в руку? На кого стал похож снеговик? Кто сможет красивыми предложениями оживить снеговика? А кто по-другому оживит? (Большой, толстый, в снежном тулупе снеговик надел железное ведро, теплый пушистый шарф и взял в руку метлу. Он похож на снежного дворника).
- Помогал делать снеговика маленький, красногрудый снегирь. Давайте скажем все вместе, какой снегирь? - для четкого проговаривания можно прохлопать по слогам.
- Посмотрите и подумайте, что принес снегирь для снеговика? (ответы детей).
– Волшебники мне подсказывают, что снегирь принес ягоды черной рябины для глаз и рта снеговика.
- К кому снегирь сядет на колени, тот о нем и расскажет. Закройте глазки (учитель – логопед кладет снегиря на колени одному ребенку).
- Открывайте глазки (Маленький красногрудый снегирь принес ягоды для глаз и рта снеговика).
- Маленький, белый, пушистый зайчик тоже сделал подарок снеговику. Подумайте какой? (морковь). Давайте покажем зайчика. А (ребенок по выбору волшебного снежка) расскажет о зайчике красивым предложением. (Маленький, белый, пушистый заяц принес снеговику морковку для носа).
7. Пальчиковая гимнастика.
- Замечательный получился снеговик, а помогли нам его сделать:
Снег, ведерко, да морковка,
Да уменье, да сноровка.
И готов снеговичек,
Очень добрый толстячок.
8. Построение картины детьми.
- Сейчас мы составим рассказ по картине, и она оживет. (Логопед предлагает каждому ребенку на выбор картинку или снежинку, по желанию)
Каждый возьмите картинку, посмотрите и превратитесь в своего героя. Картинки с героями положите под стул, а снежинки держите в руках. Представьте, что наш ковер – это снежная поляна. Снеговик, встань и займи свое место в центре ковра. Мальчик встань слева около снеговика, так же как мальчик в окне. Елка стань за мальчиком. Снегирь стань сзади за снеговиком. Зайка сядь перед снеговиком на колени. Снег сядет впереди по-турецки лицом ко мне. Начинаем оживлять. До кого я дотронусь, тот оживет и расскажет о себе. У кого в руках снежинка, внимательно слушайте и подарите снежинку тому, кто скажет самое красивое предложение.
9. Составление рассказа по цепочке.
III. Итог.
(звучит спокойная музыка)
- У нас получился интересный рассказ о том, как мальчик слепил снеговика. Ребята подарите снежинку тому, кто сказал самое красивое предложение, как я: «Я подарю свою снежинку Саше, потому что он красивым предложением оживил снеговика».
А сейчас вы пойдете на улицу и будете играть в зимние игры.