Наталья Пономарева
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Зимние воспоминания»
▼ Скачать + Заказать документы
Зимние воспоминания
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы.
Цели:
• закрепить представления детей о зиме и ее приметах
• уточнить и активизировать словарь по теме «Зима», «Дикие животные зимой»
• сформировать понимание причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы
• упражнять детей в умении рассказывать о временах года и диких животных с использованием наглядно-игровых пособий
• совершенствовать грамматический строй речи
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе „Зимние воспоминания“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
• совершенствовать синтаксическую сторону речи (составлять сложноподчиненные предложения с союзом потому что)
• расширять словарный запас путем подбора однородных определений и слов, сходных внешними семантическими характеристиками
• учить выбирать родственные слова из потока слов
• совершенствовать психологическую базу речи : слуховое, зрительное внимание и память, тактильную чувствительность
Словарная работа:
номинативная лексика:, зима, снегопад, метель, ветер, холод, Африка, рябина, снег, снежинка, снегурочка, снеговик, обувь, одежда, спячка.
Материалы и оборудование:
• ноутбук, слайды «Зимние явления»
• дерево с картинками
• мяч
• наглядно-игровые пособия: «Мнемокубы»
Раздаточный материал –
• 3 комплекта предметных картинок «Дикие животные наших лесов»
• карточки сигнальные «Снежинки» с контрастными эмоциями
Предварительная работа:
1. Беседа о признаках зимы, составление рассказов- описаний о зиме.
2. Рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблице «Зимние явления»
3. Составление описательных и сравнительных рассказов о животных наших лесов
4. Дидактические игры «Когда это бывает?», «Угадай сезон», «Опиши животное»
5. Разучивание кинезиологического упражнения «Что слоны умеют делать?»
6. Образование однокоренных слов к словам зима, снег.
7. Разучивание роли Аджамбы (диалог с педагогом)
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Педагог входит с детьми в зал.
- Ребята, у нас гости. Поприветствуйте их так
• Фонопедическое упражнение «Мороз» :
Вышел на просторы погулять мороз: топ-топ, чап-чап.
Белые узоры в косах у берез: у-у-у.
Снежные тропинки, голые кусты: ш-ш-ш,
Падают снежинки тихо с высоты: п-п-п.
В белые метели, утром до зари
В рощу прилетели стайкой снегири: фр-р
А когда такое бывает? (Зимой)
II. Основная часть
a. - Сегодня мы поговорим с вами о зиме, а зимой говорят только холодные слова. Ловите мяч и называйте «холодное» слово.
• Упражнение с мячом «Холодные слова».
Стук в дверь почтальон приносит письмо.
• Художественное слово:
- А в Африке, а в Африке
Нет снега и пурги.
А в Африке, а в Африке
Не носят сапоги.
А в Африке, а в Африке
Лишь солнце и жара
И не несётся в Африке
На санках детвора.
Ребята хотите чтобы произошло волшебство?
Сядем в кружок, закроем глазки и произнесем: шАмбала-шамбАла-шамбалА
b. Появляется живая девочка-папуаска:
- Здравствуйте, меня зовут Аджамба. У меня сломались часы времени, они показывают вечное лето. А я с друзьями так хочу увидеть зиму! Помогите мне починить часы. Ой, у вас холодно!
- Мы с ребятами не только поможем тебе отремонтировать часы, но и расскажем о зиме. Но сначала согреем тебя теплыми словами.
• Упражнение «Теплые слова»
c. Работа с пособием «Круглый год»
- Как же нам отремонтировать часы? Каждый кубик заводит часы на один оборот. Если вы услышите звуковой сигнал, значит задание выполнено верно. Крути первый кубик. Расскажем нашей гостье о зимних явлениях и о том, нравятся нам они или нет. Возьмите волшебные. Если явление природы вам нравится – поднимите веселую снежинку, если нет – грустную.
Педагог по ходу выполнения задания задает вопросы: Почему тебе не нравиться, кода дует холодный ветер? Почему тебе радостно, когда замерзают реки? Но помни: выходить на лед без родителей опасно. Лучше кататься на катках.
• Чтение мнемодорожек (мультимедийный проектор)
- О чем рассказывает второй кубик? (о растениях зимой).
• Игровое упражнение «Зимнее дерево»
- Посмотрите на занесенное снегом дерево. Как вы думаете, как оно называется? Вы не можете ответить на этот вопрос, потому что на нем много плодов с различных деревьев. Снимите с дерева плоды, которые нельзя увидеть на нем зимой (яблоко, груша, банан, апельсин, слива). --- Какие плоды остались? (ягоды рябины)
- Теперь вы можете ответить, как называется это дерево? (рябина)
- Переверните плоды, рассмотрите картинки. Я назову их, а вы внимательно послушайте и скажите, какое слово не подходит по звучанию к остальным: снегопад, снегурочка, санки, снеговик, снежинка? - Почему?
- Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть
Они об одном говорят.
- О чем говорят слова: снегопад, снежинка, снегурочка, снежинка? (они говорят о снеге)
- Кто перевернет следующий кубик? О чем нужно рассказать? (о жизни диких животных зимой). Расскажи, дети описываю картинки с животными и рассказываю о жизни их зимой.
. Аджамба, ты знаешь наших животных? («Видела на картинках»).
.
- Аджамба, расскажи нам о животном твоей страны.
Физ. минутка
d. Кинезиологическое упражнение «Что слоны умеют делать?»
(М. Ю. Картушина)
Что слоны умеют делать?
Посмотри-ка, посмотри!
Все слоны умеют топать.
Топай, топай! Раз, два, три!
Что слоны умеют делать?
Посмотри-ка, посмотри!
Головой они кивают!
Раз, два, три и раз, два, три!
Что слоны умеют делать?
Посмотри-ка, посмотри!
Могут все ушами хлопать!
Хлопай, хлопай! Раз, два, три!
Что слоны умеют делать?
Посмотри-ка, посмотри!
Все слоны плясать умеют!
Попляши-ка! Раз, два, три!
e.
переворачивает пятый кубик «Сезонная одежда».
- В ваших столах лежат картинки с одеждой вам нужно взять те картнки с одеждой которые мы носим зимой –
Посмотрите на эти предметы. Найдите лишний предмет. Почему вы так думаете? (Лишние шорты. Шорты летние, а одежда, а не зимняя)
f. – Мальчики и девочки, вы отлично справились со всеми заданиями, но чтобы перевернуть последний кубик, нужно повторить все, что мы узнали сегодня о зиме. (Составление описательного рассказа о зиме) .
III. Заключительная часть.
- Дети, смогли ли мы познакомить нашу гостью с зимой? Тогда и часы сможем завести! Конечно, друзья Аджамбы не увидят зиму, но она расскажет им о ней. А часы покажут, какое время года у нас в России. Нам пора прощаться!
• Собираемся в кружок, шепчем волшебные слова: шАмбала-шамбАла-шамбалА.
• Угощение от гостьи-бананы.
- Попрощайтесь с гостями.