Игнатьева Ольга
Конспект занятия по развитию связной речи на тему: «Зимние воспоминания в подарок», в старшей группе для детей с ОНР
▼ Скачать
Программное содержание
Коррекционно – образовательные задачи:
• закрепить представления детей о зиме и ее приметах
• уточнить и активизировать словарь по теме «Зима», «Дикие животные зимой»
• сформировать понимание причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы
• упражнять детей в умении рассказывать о временах года и диких животных с использованием наглядно-игровых пособий связно, в логической последовательности
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи на тему: „Зимние воспоминания в подарок“, в старшей группе для детей с ОНР» размещена в разделах
• совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными)
• совершенствовать синтаксическую сторону речи (составлять сложноподчиненные предложения с союзом потому что)
• расширять словарный запас путем подбора однородных определений и слов, сходных внешними семантическими характеристиками
• учить выбирать родственные слова из потока слов
• активизировать в речи слова и выражения, выражающие приветствие и прощание
Коррекционно – развивающие задачи :
• формировать динамическую организацию двигательного акта («кинетическую мелодию») : координацию, переключаемость движений
• активизировать фонационный выдох
• закрепить умение соотносить знаковые символы с реальными образами
• совершенствовать психологическую базу речи : слуховое, зрительное внимание и память, тактильную чувствительность
• развивать фонематическое восприятие
• совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности
Воспитательные задачи :
• пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость - оказать помочь персонажу, выразить свое отношение к наблюдаемому явлению
• совершенствовать личностные качества, навыки сотрудничества;
• воспитывать навыки культуры поведения
• воспитывать и развивать чувство ритма
• формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом
Словарная работа:
номинативная лексика: здравствуйте, доброе утро, рад вас видеть, добро пожаловать, приятно познакомиться, до свидания, до встречи, всего доброго, прощайте, зима, снегопад, метель, ветер, холод, Африка, рябина, снег, снежинка, снегурочка, снеговик, обувь, одежда, спячка.
предикативная лексика – наступила, замерзает, дует, метет, снижается, катаются, лепят, охотится.
адъективная лексика - теплые, холодные, зимний, вязаный, шерстяной, зубастый, серый, голодный, рыжая, белый, серый, колючий, короткий, длинный.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал-
• CD-диск «Африканские мелодии»
• ноутбук, слайды «Зимние явления»
• дерево с картинками
• атрибуты к персонажу Гостья из Африки (юбка, бусы)
• мяч
• посылка
• кукла – африканочка
• бананы
• игрушка Слон
• ширма
• наглядно-игровые пособия: «Мнемокубы - дикие животные наших лесов», «Круглый год»
Раздаточный материал –
• мешочки по количеству детей
• предметы зимней одежды
• 4 комплекта предметных картинок «Дикие животные наших лесов»
• карточки сигнальные «Снежинки» с контрастными эмоциями
Предварительная работа:
1. Беседа о признаках зимы, составление рассказов- описаний о зиме.
2. Рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблице «Зимние явления»
3. Составление описательных и сравнительных рассказов о животных наших лесов
4. Дидактические игры «Когда это бывает?», «Угадай сезон», «Опиши животное»
5. Разучивание кинезиологического упражнения «Что слоны умеют делать?»
6. Образование однокоренных слов к словам зима, снег.
7. Разучивание роли Аджамбы (диалог с педагогом)
8. Работа над подбором семантических полей. Игры «Назови соленое/сладкое/колючее/красное слово»
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Педагог входит с детьми в зал.
- Ребята, у нас гости. Поприветствуйте их так, чтобы ваши слова не повторялись (здравствуйте, доброе утро, рад вас видеть, добро пожаловать, приятно познакомиться).
• Фонопедическое упражнение «Мороз» :
Вышел на просторы погулять мороз: топ-топ, чап-чап.
Белые узоры в косах у берез: у-у-у.
Снежные тропинки, голые кусты: ш-ш-ш,
Падают снежинки тихо с высоты: п-п-п.
В белые метели, утром до зари
В рощу прилетели стайкой снегири: фр-р.
II. Основная часть
a. - Сегодня мы поговорим с вами о зиме, а зимой говорят только холодные слова. Ловите мяч и называйте «холодное» слово.
• Упражнение с мячом «Холодные слова». Мяч катится к посылке.
• Сюрпризный момент – посылка.
- Посылка! Откуда? ( дети читают: «Посылка из Африки»)
- Загляну в посылку. (Достаю папуаса)
• Художественное слово:
- А в Африке, а в Африке
Нет снега и пурги.
А в Африке, а в Африке
Не носят сапоги.
А в Африке, а в Африке
Лишь солнце и жара
И не несётся в Африке
На санках детвора.
• Ритмическое упражнение с бубном.
- Кукла что-то хочет мне сказать, но чтобы ее услышать, необходимо произнести волшебные слова. Сядем в кружок, закроем глазки и произнесем: шАмбала-шамбАла-шамбалА
b. Появляется живая девочка-папуаска:
- Здравствуйте, меня зовут Аджамба. У меня сломались часы времени, они показывают вечное лето. А я с друзьями так хочу увидеть зиму! Помогите мне починить часы. Ой, у вас холодно!
- Мы с ребятами не только поможем тебе отремонтировать часы, но и расскажем о зиме. Но сначала согреем тебя теплыми словами.
• Упражнение «Теплые слова»
c. Работа с пособием «Круглый год»
- Как же нам отремонтировать часы? Каждый кубик заводит часы на один оборот. Если вы услышите звуковой сигнал, значит задание выполнено верно. Крути первый кубик. Расскажем нашей гостье о зимних явлениях и о том, нравятся нам они или нет. Возьмите волшебные снежинки и прочитайте зимние дорожки. Если явление природы вам нравится – поднимите веселую снежинку, если нет – грустную.
Педагог по ходу выполнения задания задает вопросы: Почему тебе не нравиться, кода дует холодный ветер? Почему тебе радостно, когда замерзают реки? Но помни: выходить на лед без родителей опасно. Лучше кататься на катках.
• Чтение мнемодорожек (мультимедийный проектор)
- О чем рассказывает второй кубик? (о растениях зимой).
• Игровое упражнение «Зимнее дерево»
- Посмотрите на занесенное снегом дерево. Как вы думаете, как оно называется? Вы не можете ответить на этот вопрос, потому что на нем много плодов с различных деревьев. Снимите с дерева плоды, которые нельзя увидеть на нем зимой (яблоко, груша, банан, апельсин, слива). --- Какие плоды остались? (ягоды рябины)
- Теперь вы можете ответить, как называется это дерево? (рябина)
- Переверните плоды, рассмотрите картинки. Я назову их, а вы внимательно послушайте и скажите, какое слово не подходит по звучанию к остальным: снегопад, снегурочка, санки, снеговик, снежинка? - Почему?
- Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть
Они об одном говорят.
- О чем говорят слова: снегопад, снежинка, снегурочка, снежинка? (они говорят о снеге)
• Загадывание описательных загадок о животных с опорой на наглядно-игровое мнемотехническое пособие «Мнемокубы: дикие животные наших лесов»
- Кто перевернет следующий кубик? О чем нужно рассказать? (о жизни диких животных зимой). Расскажи, Ярослав. Аджамба, ты знаешь наших животных? («Видела на картинках»). Тогда попробуй отгадать вместе с ребятами загадки о них.
- Послушайте загадку до конца и поднимите картинку-отгадку. Дети составляют описательные загадки.
- Аджамба, расскажи нам о животном твоей страны.
d. Кинезиологическое упражнение «Что слоны умеют делать?»
(М. Ю. Картушина)
Что слоны умеют делать?
Посмотри-ка, посмотри!
Все слоны умеют топать.
Топай, топай! Раз, два, три!
Что слоны умеют делать?
Посмотри-ка, посмотри!
Головой они кивают!
Раз, два, три и раз, два, три!
Что слоны умеют делать?
Посмотри-ка, посмотри!
Могут все ушами хлопать!
Хлопай, хлопай! Раз, два, три!
Что слоны умеют делать?
Посмотри-ка, посмотри!
Все слоны плясать умеют!
Попляши-ка! Раз, два, три!
e. Игра «Чудесный мешочек»
– Нам морозы не беда,
Не страшны нам холода!
Ходим в шубах и ушанках
И катаемся на санках!
Логопед переворачивает пятый кубик «Сезонная одежда».
- В ваших мешочках спрятаны предметы. Ощупайте предмет, но не доставайте из мешочка. Все догадались, что в мешочке? Назови предмет. Подберите к названию слова-признаки: предмет какой? (вязаная теплая шапка). Дети выкладываю предметы из мешочков на стол.
- Посмотрите на эти предметы. Найдите лишний предмет. Почему вы так думаете? (Лишние туфли. Туфли - это обувь, а все остальное одежда. Туфли летние, а одежда зимняя)
f. – Мальчики и девочки, вы отлично справились со всеми заданиями, но чтобы перевернуть последний кубик, нужно повторить все, что мы узнали сегодня о зиме. (Составление описательного рассказа о зиме).
III. Заключительная часть.
- Дети, смогли ли мы познакомить нашу гостью с зимой? Тогда и часы сможем завести! Конечно, друзья Аджамбы не увидят зиму, но она расскажет им о ней. А часы покажут, какое время года у нас в России. Нам пора прощаться!
• Собираемся в кружок, шепчем волшебные слова: шАмбала-шамбАла-шамбалА.
• Угощение от гостьи-бананы.
- Попрощайтесь с гостями так, чтобы слова не повторялись: До свидания, до встречи, прощайте, всего хорошего (доброго, счастливо.