Татьяна Гридчина
Конспект занятия по развитию связной речи через рассказ-описание по картине «Зимние забавы» по методике «Картинка без запинки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие связной речи у детей через рассказ-описание по картине по методике Мурашковской И. Н., Валюмс Н. П. «Картинка без запинки».
Задачи:
1. Образовательные:
учить детей устанавливать причинно-следственные связи; совершенствовать связное монологическое высказывание через рассказ-описание по картине, используя методику «Картинка без запинки».
2. Развивающие :
формировать грамматический строй речи, фонетический слух;
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи через рассказ-описание по картине „Зимние забавы“ по методике „Картинка без запинки“» размещена в разделах
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимние забавы и игры
- Зимние забавы. Конспекты
- Зимние забавы. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
обогащать и активизировать словарный запас детей с использованием различных каналов восприятия, рассмотрением сюжета картины в динамике;
развивать творческое воображение и мышление, зрительное и слуховое внимание.
3. Воспитательные:
формировать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности, поддерживать инициативность и творчество каждого ребенка.
воспитывать устойчивый интерес к изучению родного языка.
Демонстрационный материал: картина.
Раздаточный материал: подзорная труба, схемы объектов из картины.
Предварительная работа: беседы, рассматривание картин.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Запоминает наша голова
Важные поступки и умные слова.
Слушаем внимательно,
Смотрим обязательно,
Взрослых не перебиваем,
Знаний много получаем.
Воспитатель:
- Ребята, скажите, а какое время года сейчас?
- Вы любите зиму?
- А зима – это хорошо или плохо?
2. Основная часть.
Рассматривание картины.
- Посмотрите на картину.
- Кто изображен на картине? (Такой вопрос дает толчок к поиску наиболее активного персонажа – человека).
-Мальчик, девочка.
-Что они делают? (Ответы детей)
-Лепят снеговика.
А как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей)
Молодцы, вы придумали названия, которые очень подходят к этой картине.
-Какой-то рассказ у нас с вами получается короткий.
-А, что нужно сделать, чтобы рассказ получился подробный, красивый.
(Ответы детей)
Состав картины.
-Я вам предлагаю не просто рассмотреть картину! Попробуем поделить картину на части.
- Как мы это будем делать?
Варианты ответов детей. (Разрезать)
-Если мы разрежем картину, то сможем мы ее подробно рассмотреть.
-Я вам предлагаю поделить картину на части, а научит нас делить картину на части волшебник, которого зовут «Дели-Давай».
- «Дели» умеет все на свете делить на части.
-Давайте посмотрим на картину с помощью подзорной трубы, которая поможет нам с вами поделить картину на части и увидеть все подробности на картине.
Игра «Подзорная труба».
-Наводим глазок «подзорной трубы» на картинку так, чтобы в ней был виден только один объект.
-Итак, что вы увидели в глазок подзорной трубы, называйте мне, и мы вместе с вами будем выставлять схемы изображенных на картине предметов. Теперь картина проясняется : подзорная труба четко помогла нам выделить каждую деталь, и дети называют, кто что обнаружил. Каждую находку мы схематически фиксируем на доске: мальчик, девочка, снег, снеговик, санки, снежинки, ведро, морковка, вороны и т. д.
(Дети стараются не просто ответить, а выискать что-то такое, чего другие еще не заметили. Идет охота за подробностями).
Физкультминутка «Зимние забавы.
Связи и взаимодействия между объектами.
-Как же нам помог волшебник «Дели-Давай» подробно рассмотреть картину. Ответы детей.
Мы картинку разобрали на части, а обратно собрать забыли. Пора наводить порядок, соединить части в единое целое, а нам опять поможет волшебник «Дели-Давай» он может не только делить, но и все на свете объединять искать друзей между частями.
Игра «Ищу друзей».
Для этого нам понадобится позаимствовать у волшебника «Дели-Давай» умение объединять.
Вот, например, снежинки можно объединить со снегом, потому что снег состоит из множества снежинок. А с чем, по-вашему, «Дели-Давай» собрался объединить снеговика?
- мальчик и девочка: мальчик дружит с девочкой.
- ворона и ветка: ворона сидит на ветке.
- санки и девочка: девочка катит санки.
- снеговик и снег: снеговика слепили из снега.
- Что еще?
(Если ребенок кружочки соединил, но объяснить свою мысль не может. Спросим тогда, что делает один объект с другим).
-Ребята какие мы молодцы, посмотрите, как мы с волшебником «Дели Давай» смогли объединить все части картины.
Характеристики объектов и действий.
Схема готова (Основу для рассказа мы подготовили, но не хватает в нем образов, пленяющих воображение).
Воспитатель:
-Давайте, ее оживим?
-Чем можно ее оживить?
Ответы детей (звуками, красками).
Игра «Телепортация».
-Давайте войдем в картину и послушаем звуки картины. А поможет нам волшебник «Я слышу».
-Давайте встанем и скажем волшебные слова:
Покружись, покружись и в картине очутись!
-Вот мы и в картине.
-Закройте на минутку глаза и прислушайтесь, что происходит рядом с вами? (аудиозапись). И теперь глубокий вдох, 1-2-3 откройте глаза.
Игра «Я слышу».
-Что вы слышите? (ответы детей)
Я слышу, как каркают вороны.
Я слышу, как скрипит снег.
Я слышу, как вдалеке разговаривают люди.
Я слышу, как шумят и сигналят машины.
-Картина ожила, в ней много звуков. Картину можно не только увидеть, услышать, но и мысленно потрогать.
К нам еще пришел на помощь волшебник «Я ощущаю».
«Игра я ощущаю лицом и руками».
-Что можно потрогать в картине?
Снег, снеговика, ворону, и др.
-Закройте глаза и притроньтесь рукой ко всему, что встретилось на пути (аудиозапись). А теперь глубокий вдох, 1-2-3 откройте глаза. Скажите, что вы ощущаете? (ответы детей)
-Чем пахнет картина?»
Я ощущаю запахи (ответы детей)
-Мы с вами проделали большую работу.
-подробно рассмотрели картину;
-составили схему;
-оживили (послушали, потрогали)
Молодцы, вы прекрасно оживили картину и хорошо потрудились.
3. Заключительная часть
Рефлексия.
Ребята вот и закончилось наше интересное занятие. Вы все старались, молодцы. Скажите, а вам понравилось занятие? А что вам запомнилось?