Татьяна Маркина
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [ с], [ц]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: упражнять детей в отчётливом произношении звуков [з-с] и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.
Задачи: образовательные: закрепить правильное произношение звуков, упражнять в определении звука в слове, подбирать слова на заданный звук, упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [ с], [ц]“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
развивающие : способствовать развитию речи, внимания, памяти, обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные умения, связную речь;
воспитывающие: воспитывать чувство товарищества, умение слушать, работать в коллективе.
Оборудование: 2 подставки под книги, картинки с изображением «синицы» и «комара»; мелкие предметы: совок, напёрсток, салфетка, замок, игрушечный зайчонок, значок; фишки; 5 пирамидок.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Организационный момент, мотивация к деятельности.
Воспитатель: Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, матушка – Земля!
Здравствуйте, мои друзья!
Дети, сегодня я приглашаю вас в удивительную страну – Страну Звуков. Мы с вами говорим слова. Слова состоят из звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Ушки внимательно звуки воспринимают, ротик звуки повторяет. Звуки мы слышим и произносим. (Педагог показывает на ухо, затем на рот).
2. Основная часть
Воспитатель: Мы с вами знаем много песенок- звуков. Давайте с вами вспомним песенку комара. (воспитатель проговаривает з-з-з-з-з).
Ребята, спойте теперь вы песенку комара.
Дети: з-з-з-з-з-з-з.
Воспитатель: с-с-с-с- так течёт из крана вода. Как течёт вода?
Дети: с-с-с-с-с.
Воспитатель: Молодцы. Давайте с вами поиграем. Если вы услышите звук [з]- прогоняйте комара вот так делает лёгкое отмахивающее движение рукой, а если звук [с]- умывайтесь, не касаясь ладонями лица.
(Воспитатель проговаривает 3-4 звука, проверяя, как дети выполняют задание. Далее произносит вперемежку 9-11 звуков с одним и тем же интервалом)
Воспитатель: Молодцы, вы были внимательными. А сейчас я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук-[з] или [с] слышится в слове.
( Воспитатель произносит слова: слон, зебра, зелёный, синий. Дети называют звуки)
- А сейчас задание выполняют только девочки (мальчики контролируют)
Воспитатель называет слова: зелёный, суровый, заяц, снегирь.
- А теперь задание для мальчиков, а девочки ведут контроль.
Воспитатель называет слова: слива, внизу, ступенька, сутолока.
Воспитатель: А сейчас, мы с вами немного отдохнём.
Физкультминутка :
(Воспитатель ставит на подставки для книг картинки с изображением синицы и комара. Между подставками располагает мелкие предметы.)
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в новую игру. Посмотрите, у меня на столе стоят картинки. Кто на них нарисован?
Дети: Синичка и комар.
Воспитатель: А какие предметы вы видите у меня на столе?
Дети перечисляют предметы.
Воспитатель: Правильно. А задание игры будет следующим: надо взять предмет, вслушаться в его название. Определить, какой знакомый звук есть в этом слове. И положить предмет либо к картинке с синичкой, либо к картинке с комаром.
(Если ребёнок выполняет задание правильно, то дети должны сказать «Правильно, правильно», если ошибается- «Нет-нет-нет». В последнем случае педагог возвращает предмет на место и вызывает другого ребёнка. За правильно выполненное задание, ребёнок получает фишку).)
Воспитатель ( выставляет на стол пять пирамидок0: Сейчас, ребята, я вам расскажу про сорок? Кто это такие?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Правильно. Сейчас я произнесу предложение, в котором будет 5 слов со звуком [c], столько у меня пирамидок. Вы должны назвать эти слова. Назовёте правильно- получите пирамидку.
«Сорок сорок, в короткий срок, съели сырок»
-Давайте повторим предложение хором (потом по одному затем называют слова)
Воспитатель: Ребята, «сорок сорок»- это скороговорка, поэтому произносить её надо быстро.
Дети совместно с воспитателем повторяют скороговорку насколько раз, каждый раз проговаривая её всё быстрее и быстрее.
Воспитатель: А теперь попробуйте сами проговорить скороговорку.
(проговаривание скороговорки детьми по одному)
Воспитатель: Молодцы. ребята.
2. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, какие звуки мы научились различать?
Кто сколько фишек получил? Кто сколько пирамидок?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 «Крепыш» г. Павлово
Конспект занятия по развитию речи
«Звуковая культура речи : дифференциация звуков
[ с], [ц]»
(старшая группа)
Цель: закрепить навык различать заданные звуки в словах и фразовой речи.
Задачи: образовательные: закрепить правильное произношение звуков, упражнять в определении звука в слове, подбирать слова на заданный звук, упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе;
развивающие : способствовать развитию речи, внимания, памяти, обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные умения, связную речь;
воспитывающие: воспитывать чувство товарищества, умение слушать, работать в коллективе.
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное.
Оборудование: предметные картинки, кленовый листок с текстом стихотворения «Ранним утром» Я. Щеголева, мяч, фишки для поощрения правильных ответов.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Организационный момент, мотивация к деятельности.
В. : Добрый день, добрый час! Друг на друга посмотрели. И тихонечко все сели.
В. : Мы сегодня рано встали, пришли в сад, успели сделать зарядку. А наш язычок размять и приготовить к работе забыли. Выполним упражнения.
«Бегемотики» Широко открыть рот. Язык спокоен и неподвижен. (Удерживаем язык в спокойном положении 5 сек. Повторяем упражнение 3-4 раза)
«Улыбочка – трубочка» Улыбнуться без напряжения, обнажая зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд трубочкой. (Чередование упражнений. Повтор: 3-4 раза)
«Часики» Приоткрыть рот, растянуть губы в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта. (Повторяем упражнение 3-4 раза)
«Качели» Открыть рот, как при звуке «а». Языком тянуться к носу и подбородку. (Повторяем упражнение 3-4 раза)
Дети выполняют упражнение вместе с воспитателем.
2. Основная часть.
В. : Ребята, вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да.
В: Отгадайте мои загадки:
«Носится, свищет, мечется, рыщет,
Где пробежит – листик дрожит,
Где пронесётся – дерево гнётся»
Дети: Ветер.
В: Молодцы, правильно отгадали. Отгадайте следующую загадку.
«В сосне дупло, в дупле тепло.
Кто в дупле живёт в тепле?»
Дети: Белка.
В. : Какой звук мы слышим, когда дует сильный ветер?
Дети: Звук С.
В: Какой звук спрятался у белочки?
Дети: Звук Ц.
В: Сегодня мы будем искать эти звуки. Помогут нам ветер и белочка. (предметные картинки)
Дидактическая игра «Кто внимательный?»
В. : Я буду называть разные звуки. Если услышите звук «С», то машите руками, как будто поднялся сильный ветер. Если услышите звук «Ц», то руки складываете вместе, как будто белочка грызёт орешек.
(воспитатель называет звуки, а дети выполняют движения)
В. : Ребята, я очень люблю проговаривать чистоговорки. Давайте вместе проговорим чистоговорки со звуками[c],[ц]
СА-СА-ЦА ЦО-ЦО-СО СУ-ЦУ-СУ ЦЫ-СЫ-ЦЫ
АСА-АЦА ОСА-ОЦА УСА-УЦА ЫСА-ЫЦА
СОК-ЦОК ЦЕЛИ-СЕЛИ СВЕТ-ЦВЕТ ЛИСА-ЛИСИЦА
В. : Ребята, посмотрите на доске у меня много картинок. Назовите, что изображено на них? ( Картинки расположены вразброс: нос, собака, усы, снеговик, автобус, сумка, цепь, яйцо, огурец, цветы, пуговица, индеец)
В. : Найдите в названиях предметов наши звуки. Устроим соревнование: девочки собирают картинки со звуком «С», а мальчики – со звуком «Ц».
(дети находят картинки с заданными звуками)
Физминутка «Цапля»
В. : Поработали – устали. Дружно встали! Наша физкультминутка называется «Цапля». Какой первый звук мы слышим в слове цапля?
Дети: Звук [ц ]
Очень трудно так стоять, И не падать, не качаться,
Ножку на пол не спускать За соседа не держаться.
(Стихотворение декламируется детьми 2 раза; первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой).
Работа со стихотворением Я. Щеголева «Ранним утром».
В. : Ветер нам принёс новое задание. Послушайте стихотворение.
Ранним утром солнце встало,
Поднялось и запылало.
Всё уснувшее проснулось,
Отряхнулось, встрепенулось;
Над кустом взлетела птица,
Над цветком пчела кружится.
В. : Понравилось вам стихотворение?
Лети: Да.
В:Какое оно?
Ответы детей.
В: Послушайте ещё раз.
(Педагог читает первые две строчки. Если необходимо – 2 раза в медленном темпе. Дети могут проговаривать стихотворение.)
В. : Здесь есть слова со звуком «С». Назовите эти слова?
Дети: встало, солнце, поднялось.
В. : Какое хитрое слово спряталось в этих строчках?
Дети: солнце
В: Почему оно хитрое?
Дети: В нём есть звук [ с] и звук [ц].
В. : Я прочитаю стихотворение ещё раз, а вы найдите слова со звуком [ц].
(Педагог читает стихотворение целиком. Дети находят слова «птица» и «цветок»)
Дидактическая игра «Всезнайка»
(Дети встают в круг Воспитатель передаёт мяч и называет звук [с] и [ц]. Дети возвращают мяч воспитателю и называют слово с заданным звуком.)
3. Заключительная часть. Рефлексия.
В. : Вот и подошло к концу наше занятие. Кто сегодня был у нас в гостях? Дети: ветер и белочка.
В: Какой звук принёс ветер?
Дети: Звук [с].
В: С каким звуком пришла белочка?
Дети: Со звуком [ц].
В. : Сегодня в группе нет (имя ребёнка). Что вы ему расскажите завтра о нашем занятии?
Ответы детей.