Оксана Мищенко
Конспект занятия по развитию речи «Зимушка-зима» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи «Зимушка-зима» в подготовительной группе
Задачи:
- активизировать словарь по теме "Зима";
-закрепить знания детей о зиме, зимних явлениях;
- учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы;
- учить подбирать слова антонимы и синонимы;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- развивать познавательный интерес детей;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Зимушка-зима“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение;
- развивать общую и мелкую моторику рук;
- формировать умение работать и играть в коллективе.
Оборудование: Снежок (мячик, сюжетные и тематические картинки, отрывок из рассказа «Зима» Ушинский, ведерко со снегом;
Ход занятия
1. Орг. момент.
Дети стоят вокруг воспитателя. Воспитатель читает стихотворение:
Дел у меня немало — я белым одеялом Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня… (Зима)
- Ребята о чём эта загадка? (о зиме)
-А что вы знаете о зиме?
Чтобы каждый смог высказаться, давайте поиграем. Я вам буду бросать снежок, а вы мне будете называть признаки зимы. Постарайтесь назвать такой признак, о котором ваши товарищи еще не говорили.
-Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
1. Беседа о признаках зимы.
(Холодно, морозно, дни короткие, ночи длинные, идет снег, все покрыто снегом, а река покрыта льдом, земля замерзшая, люди надевают теплую одежду, стало мало птиц, исчезли насекомые, растения спят, деревья стоят без листвы. Некоторые животные залегли в спячку, другие изменили окраску).
2. Чтение художественной литературы.
Воспитатель:- Зиму любили описывать в своих произведениях многие русские поэты и писатели: Пришвин, Ушинский, Пушкин, Сладков, Скребицкий. Зима — красивое время года.
Предлагаю вам присесть на стульчики и послушать отрывок из рассказа «Зима» писателя Константина Ушинского.
Зима (отрывок рассказа) Ушинский К.
Зимою солнышко хоть и светит, но мало греет. Оно не долго остается на небе. Зимние дни гораздо короче летних, а ночи длиннее. В России зимы продолжаются долго и бывают иногда очень холодны. Реки и озера замерзают так, что по льду можно ходить и ездить. Земля покрывается толстым слоем снега. Снег очень полезен, потому что под ним и в сильные морозы сохраняются невредимые семена трав, цветов и хлебов. Без снега семена могли бы вымерзнуть.
Лист еще в конце осени опадает с деревьев, и березовая или дубовая роща, тенистая летом, к зиме становится прозрачной. На голых сучьях вместо листьев развешиваются хлопья мягкого, белого снега. Одни только ели и сосны зелены и зимой. На них всю зиму остаются зеленые иголки, или хвои. Деревья с хвоями вместо листьев называются хвойными. Деревья, одетые листьями, –лиственными.
Зимой гораздо менее птиц в лесах и зверей на полях, а насекомые совсем исчезают. Иные из них погибают, оставляя яички, другие забираются глубоко в землю, как, например, муравьи. Некоторые насекомые засыпают на всю зиму и просыпаются только весной, когда земля оттает. Многие птицы улетают на зиму в теплые края, иногда за тысячи верст. Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи покидают нас еще с осени. Дикие гуси, утки, лебеди еще с осени тянутся по небу с севера на юг длинными вереницами. Они очень хорошо чувствуют, что чем южнее, тем теплее, и ищут таких стран, где не бывает зимы. Таких птиц называют перелетными. Галки, вороны, сороки, тетерева, рябчики зимуют с нами и потому называются зимующими. Остаются также и воробьи в своих теплых гнездах; но и те зимой прыгают не так весело, как летом.
Звери большей частью также скрываются на зиму в берлоги, норы и дупла деревьев. Иные засыпают на самое холодное время, как, например: еж, медведь, байбак, сурок. Но белка не засыпает, она приберегла себе с осени хороший запас орехов в дупле дерева и грызет их целую зиму. Животные, засыпающие на зиму, называются зимоспящими. Домашние животные – лошади, коровы и овцы – погибли бы зимой от голода и холода, если бы человек не выстроил для них теплых хлевов и конюшен и не приготовил сена и овса.
-Какое чувство вызвал у вас отрывок?
-Как писатель описывает красоту зимнего леса?
-Какие изменения происходят в лесу с наступлением зимы?
-Что происходит с животными, птицами и насекомыми зимой?
3. Д/и "Добавь слово"
Воспитатель: -В это время года мы часто говорим слово "снег".
- А давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег)
- Молодцы!А за что вы любите зиму? (Новогодние праздники, можно кататься на коньках, лыжах, санках, играть в снежки, просто валяться в снегу, строить снежную бабу).
А давайте попробуем с вами слепить снежок.
4. Физкультминутка «Зимушка-зима»
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по
воображаемому снегу)
Иней серебристый (вста м, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников
конькобежцев)
И на лке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»).
5. Опыт со снегом.
- Ребята, смотрите у меня в ведерке тоже есть снежок. Только с ним что-то произошло. Здесь почему- то появилась вода. (ответы детей — снег тает в тепле и превращается в воду.)
- А как можно использовать талую воду (Талой водой можно поливать комнатные растения, можно что-то помыть, протереть).
- Можно ли ее пить? Почему? (грязная).
- А давайте поставим ведерко на батарею, чтобы снег растаял до конца и после польем талой водой наши комнатные цветы.
6. «Скажи наоборот».
- летом дни жаркие, а зимой- холодные;
-летом день длинный, а зимой- короткий;
-весной лёд на реке тонкий, а зимой- толстый;
- летом -птицы поют песни, а зимой -улетели на юг;
- зимой- ветер холодный, а летом- теплый;
-одни сосульки длинные, а другие- короткие;
- снег- белый, а земля- черная;
- снег мягкий, а лёд- твердый.
7. Дыхательные упражнения: «Вьюга»
«Вьюга» И. п. : о. с. 1- вдох носом; 2- на выдохе произнести тихо: «У-у-у-у!» (вьюга начинается); 3- вдох носом; 4 – на выдохе произнести громко «У-у-у-у!»; 5 – вдох носом; 6 – на выдохе произнести тихо: «У-у-у-у!» (вьюга заканчивается). Повторить 2 раза.
8. Заключительный этап
Зима- веселое время для забав. Посмотрите на картины и скажите, что делают дети (лепят снеговика, катаются на лыжах, коньках, санках, играют в снежки).
Правильно. Коньки, санки, лыжи, да и просто игра в снежки – эти развлечения любят все. Но оказывается, обычную прогулку или катание с горы можно сделать еще веселее. Главное – выбрать забаву поинтереснее.
Приходит в шубке белой
Красавица-зима,
Ступает королевой,
На шапке — бахрома.
Снежинками украшен
Сверкающий наряд,
Платком она помашет -
Снежинки полетят.
Так щедро посыпает
Поля, сады кругом.
Природа засыпает
Под мягким серебром.
Метелица резвится,
Морозы не страшны.
Деревьям сладко спится
До солнечной весны. (Е. Шаламонова)
-Вот подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?
-Ребята, вы хорошо поработали на занятии.