Зульфия Жиганова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Зимующие птицы родного края.
Цель: уточнить знания о зимующих птицах; совершенствовать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Задачи:
коррекционно-образовательные: расширение, уточнение и активизация словаря по данной теме;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Зимующие птицы родного края“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
совершенствование грамматического строя речи (образование форм творительного падежа, употребление существительных с числительными, образование притяжательных прилагательных, образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образование глаголов);
коррекционно-развивающие : развитие навыков речевого общения, связной речи; развитие общей и мелкой моторики; развитие внимания, мышления и творческого воображения;
воспитательные: формирование навыков самостоятельности, инициативности, взаимодействия; воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: презентация по данной теме, предметные картинки, мяч, ноутбук, телевизор, аудиозапись голосов птиц, мяч.
Ход ООД
1. Орг. момент
2. Основная часть
- Ребята, давайте с вами закроем глаза и представим, что мы очутились в зимнем парке.
Идем пустынною аллеей:
Давно уж к нам пришла зима.
Скрипучий снег лежит, белея.
Березки в инее стоят.
Трещит мороз, ель зеленеет,
Природа впала в спячку сна.
Не слышно музыки и песен,
Гуляет в парке тишина….
Раздаются голоса птиц (запись)
- Ой, что это за шум?
- Как вы думаете, почему птицы такой гам подняли, да еще зимой?
- Какой-то добрый человек повесил в парке кормушку и насыпал туда зернышек. Вот птички и радуются!
- Попробуйте угадать, какие птички прилетели к нашей кормушке. Они о себе сами расскажут.
- Дидактическая игра: «Отгадайте, что за птица?»
- Я небольшая птичка. У меня черная головка, серая спинка и ярко-красная грудка. Я умею свистеть (Снегирь)
- А у меня пестрые крылья, твердый и длинный клюв, а на голове у меня красный беретик. Я очень трудолюбивая и полезная птица. (Дятел)
- Я маленький, серенький, но очень боевой, драчливый удалой! Зимой редко один летаю, целую стаю друзей собираю! (Воробей)
- У меня голова, крылья и хвост – черные, а по бокам - белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв острый и прочный. Птица я ловкая, непоседливая. Везде летаю и все знаю. (Сорока)
- Птичка я маленькая, ловкая, юркая и очень красивая: на голове у меня шапочка черная, щечки белые, а на желтой грудке – черный галстучек. (Синица)
- А меня в городе все птицы боятся. Захочу, всех от кормушки отгоню! Туловище у меня серое, а голова, крылья и хвост – черные. (Ворона)
- Дети, вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.
- Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими?
- Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края.
- Что общего в строении у всех птиц? (У птиц 2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
- Чем они отличаются друг от друга? (Они отличаются размером, окраской, опереньем)
- Каких еще зимующих птиц, кроме тех, которые прилетели к нашей кормушке, вы знаете?
- Может ли сова прилететь к нашей кормушке? Почему? (она хищная птица, живет только в лесу)
- Подвижная дидактическая игра с мячом «Назови ласково»
Птица – птичка Клюв — (клювик) Голубь — … (голубок)
Перо- … (перышко) Сова - ….(совушка) Птенец — (птенчик)
Крыло — … (крылышко) Сойка - (соечка) Воробей — (воробышек)
Хвост — (хвостик) Синица — (синичка) Ворона - ….(воронушка)
- Речевая игра «Назови слово» (работа по словообразованию)
- Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)
- А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)
- Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)
- Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)
- Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая)
- Если пестрые крылья? (Пестрокрылая)
- Если у птицы красная головка? (Красноголовая)
- Если у птицы черный хвост? (Чернохвостая)
- Дидактическая игра «Кто?» или «Что?» (На «кто?» - хлопают в ладоши, на «что?» -хлопают ладонями по коленям)
- Ко всем названиям птиц можно поставить вопрос «кто?», почему?
Клест, клюв, тетерев, яйцо, птенец, галка, ворона, гнездо, сойка, свиристель, свирель.
- Ну а теперь предлагаю превратится в птиц. Встаем и проходим на ковёр.
3. Физминутка "Птичка"
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
4. Закрепление изученного материала.
- Дидактическая игра «Сосчитай-ка» (Употребление существительных с числительными)
- Дети, на кормушке много птиц, давайте их посчитаем:
- Один серый воробей, два серых воробья … пять серых воробьев.
- Одна длиннохвостая синица, две длиннохвостых синицы … пять длиннохвостых синиц.
- Один красногрудый снегирь, два красногрудых снегиря … пять красногрудых снегирей.
- Одна чернокрылая ворона, две чернокрылых вороны … пять чернокрылых ворон.
- Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.
- Дидактическая игра «У кормушки» (Образование форм творительного падежа)
- Дети, на кормушку прилетело много птиц. Какую птицу, чем будем угощать?
- Синицу накормим салом. Воробья накормим хлебными крошками. Снегиря накормим рябиной. Ворону накормим гречкой. Голубя накормим семечками. Сороку накормим пшеном.
Дидактическая игра «Куда птица прилетела».
- Дети, а кто к нам прилетала?
- Синица подлетела к ёлке. А теперь синица перелетела ёлки на ёлку.
Синица облетела вокруг дома. Синица улетела.
5. Итог занятия.
- О чем сегодня шла речь на занятии?
- Каких зимующих птиц вы запомнили?