Ольга Гаркавцева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Жизнь насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
• Расширить представление детей о жизни насекомых;
• Формировать умения называть характерные особенности насекомых;
• Активизировать в речи употребление предлогов;
• Развивать связную речь;
• Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;
• Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
• Воспитывать внимание, умение слушать.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Жизнь насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Демонстрационный материал: картинки с изображением насекомых; карточки с загадками; схема строения насекомого; муляжи насекомых.
Раздаточный материал: картинки с насекомыми, фишки.
Ход занятия:
Организационный момент.
В: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какое солнышко за окном - яркое, лучистое. На улице тепло. Давайте встанем с вами в круг и порадуем, друг друга, пусть поздороваются наши плечики. Вот как здорово! Ребята, вы что-нибудь заметили в группе? (в группе развешены картинки с насекомыми).
Дети: картинки с насекомыми.
В: Правильно. А какие насекомые на них изображены?
Дети: Бабочка, гусеница, муравей…
В: Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?
Дети: варианты ответов.
В: (Цель.) Да, ребята, мы познакомимся с жизнью насекомых. Сейчас мы с вами рассмотрим строение тела, где они живут и чем питаются. Сегодня мы узнаем много интересного, сложного, поэтому нужно внимательно слушать.
Основная часть.
В: Ребята подходите ко мне по одному, я вам дам по картинке. Вставайте на свои места, давайте по очереди назовем, кто изображен на картинке (Каждый ребёнок называет по очереди то насекомое, которое у него изображено на картинке).
В: Какие вы молодцы! Я очень рада, что вы все знаете названия насекомых! А сейчас садитесь на стульчики. Я хочу познакомить вас со строением насекомого. Скажите мне для начала, какие у человека есть части тела?
Дети перечисляют.
В: Вы все правильно говорите. Ребята, насекомые - это животные, у которых шесть лапок, а тело состоит из трё х частей: головы, груди и брюшка (Показать плакат - «Строение насекомого»).
Матвей, а кто из насекомых летает? (Бабочка, пчела, майский жук, божья коровка, стрекоза.) Что есть у этих насекомых?
Таисия, кто из насекомых ползает? (Гусеница, жук, муравей.)
Дима, а кто из насекомых прыгает? (Кузнечик.)
Слава, кто из насекомых жалится? (Оса, пчела, шмель.)
Маша, кто из насекомых кусается? (Муравей, комар, муха, блоха, клоп.)
Рома, чем питаются насекомые? (Травой, листьями, пыльцой, ягодами, другими насекомыми.)
Серёжа, кто из насекомых не кусается и не жалится? (Божья коровка, кузнечик, бабочка.)
Ира, какие сказки о насекомых ты знаешь? («Муха-цокотуха», «Тараканище», И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; В. Драгунского «Он живой и светится».)
В: Правильно, молодцы ребята! А сейчас давайте сделаем зарядку. Вставайте, мальчики и девочки.
Физминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится и вьется. (Покружиться.)
В: Ребята, сейчас я хочу вас пригласить на луг и познакомиться поближе с насекомыми. Посмотрите, вот записка, а на ней написана загадка, надо бы нам ее отгадать, чтобы пройти по тропинке к насекомым. ( Воспитатель зачитывает задание: «Ребята, отгадайте загадку о насекомом».)
С листьев тлю она съедает,
Следить за садом помогает.
Вот она взлетела ловко.
Это - (божья коровка).
В: Правильно. Посмотрите, тут целое семейство божьих коровок! Ребята, посмотрите, они такие яркие! Божью коровку хорошо видно в траве и на коре деревьев, ее любая птица заметит. А где же ей спрятаться? Знаете, что божьей коровке прятаться не нужно. У нее свой секрет: в минуту опасности она выделяет молочко, которое плохо пахнет, поэтому ее никто не ест. Так как она, как настоящая коровка дает молочко, то ее и назвали божья коровка. Посмотрите, ее тело тоже состоит из трё х частей: головы, груди и брюшка. А что вы знаете об этом насекомом? (Какого еще цвета они бывают)
Дети: желтые с черными пятнами, желтые с белыми пятнами, черные с красным рисунком и совсем черные.
В: Как здорово! А теперь посмотрите, какая стрекоза сидит здесь! (Воспитатель специально называет кузнечика - стрекозой). Дети объясняют воспитателю, что это вовсе не стрекоза, а кузнечик, рассказывают их отличия. (Кузнечик прыгает, у него сильные ножки. А стрекоза летает, еще у нее большие глаза, они питается мухами и комарами. Кузнечик кушает листья и траву. Дети показывают, как выглядит стрекоза). Что вы можете сказать о строении тела кузнечика? А это что такое (обращать внимание на лапки?- акцентировать внимание, что у насекомых не ноги, а лапки.
В: Какие вы молодцы, все знаете! Посмотрите, здесь еще одна загадка для вас:
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи.)
В: Ребята, муравьи строят свои дома из обычных веток, хвойных чешуек. Семья у муравьёв большая и у каждого есть своё дело: одни добывают пищу, другие ухаживают за детками. Муравьи общаются друг с другом с помощью усиков, потрогают друг друга и ясно каждому, кто, куда и откуда бежит. На бегу, они выделяют пахучую жидкость и так находят путь домой. Муравьишки - дружный народ, друг другу помогают. Их еще называют - санитары леса, они поедают семена растений, мертвых жуков, гусениц, истребляют множество вредителей леса. На зиму муравьи в своём доме собираются в большой комок и спят. А вы знаете, как называется их дом?
Дети: Муравейник.
Работа с предлогами.
В: Да, правильно! Для вас заготовлено еще одно задание, нужно посмотреть на картинку и ответить на вопросы:
1. Где летает бабочка? (Над цветком.)
2. Где плывет жук? (Под водой.)
3. Где сидит пчела? (На цветке.)
4. Где ползет гусеница? (По листу.)
Аппликация
В: Молодцы, очень хорошо справились с заданием. А сейчас мы сядем с вами за столы и попробуем сделать из бумаги - муравья (в технике оригами). Ребята, я вам показываю, а вы повторяете за мной. Если у кого-то не будет получаться, я к каждому подойду и помогу.
Рефлексия.
В: Как здорово получились наши муравьи! Вы большие молодцы! А теперь подойдите все ко мне, возьмитесь за руки. Скажите, что нового вы сегодня узнали? Почему божью коровку так называют? Как муравьи общаются между собой? Кто из насекомых жалиться? Кто ползает, летает, прыгает?
Отметить, как занимались дети: кто хорошо отвечал на загадки; кто поделился своими знаниями; кто быстро и верно справился с заданием с картинками.