Нукеева Марал Куанышовна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Загадочное путешествие в космос!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Загадочное путешествие в космос!».
Программное содержание.
Цель: формирование знаний детей по лексической теме «Космос».
Задачи:
Образовательные:
-Расширение и активизация словаря по лексической теме: «Космос»;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Загадочное путешествие в космос!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-Закрепление правильного звукопроизношения в словах и стихах;-Расширить запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков, совершенствовать методику «синквэйн»;
- Продолжать работу над развитием связанной речи, закреплять умения отвечать на вопросы;
-Пополнить речевой запас детей словами: космодром, космонавт, комета, метеорит, скафандр, названия планет и т. д. ;
-Формировать диалогическую речь; развивать лексико-грамматический строй речи при словообразовании и словоизменении (употребление существительных в уменьшительно-ласкательном виде, подбор и использование в речи родственных слов, подбор антонимов, прилагательных к существительному);
-Совершенствовать умение составлять предложения по картинке, по технологии «мнемотаблица».
Развивающие :
-Развивать речь дошкольников, как средство общения в повседневной жизни;
-Развивать логическое мышление, память, внимание, умение работать сообща;
-Развивать познавательный интерес;
-Активизировать речь, умение аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к образовательной деятельности по развитию речи, уверенность в своих возможностях.
-Создавать у детей эмоциональный, позитивный настрой.
-Воспитывать умения выслушивать вопрос воспитателя до конца и ответы детей.
-Воспитывать интерес к данной теме, чувство гордости за свою страну; воспитывать навыки сотрудничества, активности, самостоятельности;
-Побуждать детей к самостоятельности создавать эмоциональный настрой у детей;
-Воспитывать личностные качества (уверенность в своих силах, выносливость, чувство товарищества).
Предварительная работа:
1. Беседы с детьми на тему: «Космос» (кто был первым космонавтом, космические планеты, небесные тела и т. д.).
2. Разучивание с детьми стиха «Космос»; отгадывание загадок
3. Чтение рассказов из книги «летающие звезды» А. Ткаченко.
4. Рассматривание иллюстраций на тему «Космос».
Материал:
Слайды с изображением планет, космонавта Ю. А. Гагарина, ракеты, скафандра, космодрома;
мнемотаблица, макет ракеты ; аудиозапись космической музыки, проектор для создания эффекта «звездного неба», «полета в космос»;
звездочки в качестве поощрения.
Оформление: Солнечная система.
Используемая литература:
1. Л. Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».
2. Н. В. Лабодина Комплексные занятия, старшая группа.
Ход занятия.
Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Хотите? Рисунок космоса
1. Для начала скажите, что вы из себя представляете, когда вы слышите слово –космос? (ответы детей)
Молодцы!
2. Скажите, на каком транспорте можно отправляться в космос? На самолете? На вертолете? Или… На ракете! Правильно! Молодцы!
Какой первый звук в слове ракета? (р)
3. Ребята, кто же первым в мире полетел в космос?
Взлетел в ракете русский парень,
Всю землю видел с высоты.
Был первым в космосе Гагарин…
Каким по счету будешь ты (ответы детей) Фото Гагарина
4. Послушайте и угадайте загадку :
Человек сидит в ракете,
Смело в небо он глядит,
И на нас в своем скафандре,
Он из космоса глядит. (Космонавт) Молодцы! Рисунок космонавта
5. Кто такой космонавт? (Человек, летающий в космос)
6. Каким должен быть космонавт? (сильным, смелым, отважным, закаленным, грамотным, здоровым….) Молодцы!
7. А что такое скафандр?
Это одежда космонавтов, которая не пропускает холод и жару. Без скафандра нельзя находиться в космосе. Где находится звук Р в слове скафандр. ?
Скафандр фото
8. А где останавливается космонавт? (в космической станции).
9. Ребята, нам пора отправляться в космос. Если мы полетим в космос, значит мы –космонавты, не правда ли? Все космонавты говорят четко, ясно, чтобы правильно передать сообщения с орбиты. Давайте мы тоже займемся чистоговоркой.
Чу-чу-чу- в космос полететь хочу,
Им, им, им- на ракете полетим,
Ды, ды, ды- полетим мы до звезды,
Ой, ой, ой- затем вернемся мы домой! Умнички!
10. Космонавты же сильные и ловкие, давайте и мы потренируемся
Физкультминутка
Начинаем тренировку, Чтобы сильным стать и ловким. (руки сгибают в локте, показывают «мускулы»)
Ждёт нас быстрая ракета Для полёта на планету. Отправляемся на Марс, (подняться на носки, руки вверх)
Звёзды, в гости ждите нас. (ходьба на месте, бег)
Ну молодцы, нам пора стартовать.
Воспитатель:
1. Откуда стартует ракета? (с космодрома) Это место, откуда стартует ракета.
Я предлагаю назвать наш космодром названием садика «Улыбка №2». И мы с вами будем стартовать с космодрома «Улыбка 2». Согласны? (Да)
В каком селе находится «Улыбка 2»? (с. Кош-Агач)
С. Кош-Агач находится в какой республике? (Республика Алтай)
А Республика Алтай в какой стране находится (Россия). Молодцы!
Воспитатель: Вы как настоящие космонавты готовы лететь в космос. Давайте пройдем в ракету и проверим, работает ли двигатель и все ли системы исправны?
• Проверяем запас топлива (с-с-с-с)
• Проверяем люки (а-а-а-а, вверх-вниз)
• Проверяем радио (произносим короткий звук «у» с разной интонацией)
• Включаем двигатель (р-р-р)
• Надеваем скафандр (ших-ших-ших).
Воспитатель: Ребята, космонавты летят в полулежащем состоянии, и вам предлагаю лечь спиной прямо на пол. Не бойтесь, пол теплый и чистый.
Все дети легли на пол солнышкой и смотрят в небо.
На потолке через проектор демонстрируется фрагменты видео.
ВИДЕО:Перед тем как полететь в космос, загляните на звездное небо.
Посмотрите, сколько тайн и загадок в небе? Сильно хотите?
Воспитатель: ВИДЕО полета. Внимание, 5,4,3,2,1 - пуск. Мы с вами летим с огромной скоростью. Мы потихонечку покидаем наш космодром «Улыбка2», потом наше село, далее Республику и страну. Давайте, ребята мы полетим прямо на солнце. Хотите увидеть солнце вблизи? (Хотим)
Солнце-это раскаленное огненное светило. На поверхности солнца происходят огненные взрывы. Это огромная звезда, которая согревает всю солнечную систему. ВИДЕО
1. Меркурий- самая ближайшая к солнцу планета, Самая жаркая и знойная планета. Поверхность Меркурия, подобно лунной, покрыта кратерами.
2. Венера - вторая по удаленности от Солнца планета, Поверхность Венеры в основном равнинная, мы видим следы вулканической деятельности, ударные кратеры. Планета состоит преимущественно из камня и металла.
З. Земля - третья от Солнца планета Солнечной системы, это наш –дом. Это единственная живая планета.
Луна - самое близкое небесное тело к нашей планете Земля. Она меньше Земли по величине и массе. Луна - это небольшая планета, которая вращается вокруг Земли. Как и наша планета Земля, так и Луна круглая, имеет форму шара. Луна вращается вокруг Земли и вокруг своей оси.
4. Марс – четвертая планета от Солнца, среднее расстояние от Солнца
Марс преимущественно состоит из камня и металла. Поверхность Марса - пыле-песчаная пустыня с каменистыми россыпями, потухшими вулканами, ударными кратерами.
5. Юпитер – пятая планета от Солнца, и самая крупная планета солнечной системы. На ее поверхности нет твердой почвы и она полностью состоит из газа.
6. Сатурн –шестая планета в солнечной системе. Эта планета тоже большая и не имеет твердой поверхности. Как и Юпитер, она полностью состоит из газа. Главной особенностью Сатурна, являются его кольца, состоящие из камней, пыли и льда.
7. Уран-седьмая планета солнечной системы. Это самая холодная планет солнечной системы. И эта планета не имеет твердой поверхности, она скорее состоит из воды и газа.
8. Нептун - восьмая планета от Солнца и четвертая по размеру среди планет. У Нептуна есть кольцевая система. Кольца Нептуна очень темны и строение их неизвестно.
Ой как холодно!Ребята, по-моему, нам надо возвращаться домой, к нашей планете, к нашей стране России, Республике Алтай в с. Кош-Агач и в наш космодром д/с «Улыбка 2»
Полетели обратно –видео
Ну что, ребята понравился вам такое путешествие в космос?
Обратно, мы в какую планету приземляемся? В планету Земля, в наш дом.
Теперь вы много знаете про планет, про солнечную систему.
Какая планета вам больше понравилось? (Земля)
Какие планеты состоят из газа? (Юпитер, Сатурн, Уран)
Какие планеты имеют твердую поверхность? (Меркурий, Венера, Марс, Земля)
Воспитатель: Какая планета живая? Земля! Почему она- голубая (Омывают океаны)
Давайте мы с вами составим стихи без рифма, которое называетсясинквэйн. На слово- Земля. Она ведь нам самая родная, самая любимая.
Земля- прекрасная, живая- кружится, дышит. - Земля- живая планета.
Дом.
Какая звезда всем светит и дает тепло. Конечно Солнце!
Составляем синквейн к слову СОЛНЦЕ
Солнце- желтая, горячая- греет, освещает- Солнце греет землю- Жизнь.
Молодцы!
Воспитатель:
Задание: Составьте предложение, используя картинку из мнемодорожки.
Например: «ракета» - Ракета летит в космос.
«луна» - В небе светит луна.
Ребята, давайте прочитаем стихи «Космос». Я понимаю, что вы не успели выучить, но я вам даю подсказку, по мнемотаблице вы легко прочитаете данный стих.
В темном небе звезды светят.
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.
Воспитатель:Ребята, отгадайте загадку?
В космосе сквозь толщу лет,
Ледяной летит объект.
Хвост его полоска света,
А зовут объект ….(комета)
А что такое комета? Это небесные камни, которые кружатся вокруг земли, их иногда называют падающими звездами. Каких еще небесных тел знаете?
Это метеорит, астероид.
Воспитатель: Ребята,следующее задание.
Выберите только те слова, которые связаны с темой «Космос»
Солнце, сон, солнечный, солнышко.
Планета, план, планетный, планетарий.
Задание: «Скажи наоборот» :
День -…ночь
Ярко — …темно
Солнце -…луна
Улетать — …прилетать
Воспитатель: Ребята Задание: «Назови ласково».
Например:
звезда -…звездочка;
облако-…облачко;
солнце -…солнышко;
самолет -…самолетик;
вертолет-вертолетик
МОЛОДЦЫ!
- Представьте, что вы встретили друга, чтобы вы могли рассказать о космосе. Составление рассказа о космосе с опорой на мнемотаблицу.
Космос – это пространство вокруг нашей планеты Земля. В этом пространстве, кружатся планеты, движутся звёзды, летают метеориты. Космонавты изучают звёзды и планеты.
Рефлексия: Ребята, космонавты, находясь на орбите в космосе, работают в тяжелейших условиях невесомости. Работать в таких опасных ситуациях им помогает любовь к Родине. Они работают во благо нашей страны России.
Я надеюсь, что вы всегда будете гордиться нашей страной, и когда вырастите, будете прославлять нашу Родину, республику, и наше село своими делами, поступками и подвигами. Кто знает, может когда нибудь вместо этих отважных лиц космонавтов, мы увидем ваши лица.
Ребята, вы отлично поработали, и я хочу вам подарить звездочки с нашего неба на память о сегодняшнем путешествии.