Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гости к старине»

Галина Мамонтова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гости к старине»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Безопасность».

Цель:

формировать образную речь;

употреблять в речи пословицы, поговорки;

обогатить словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, сарафан, лапти, прялка;

воспитывать интерес к народному быту.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „В гости к старине“» размещена в разделах

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением домов, одежды, музыкальных инструментов, предметов быта; беседы о жизни людей в старину; загадывание загадок; слушание русских народных мелодий; чтение малых фольклорных форм.

Оборудование: печка, предметы быта: горшок, ухват, кочерга, чугунок, сарафан, лапти, вышитые полотенца, платок, кушаки, прялка, вязаные дорожки, веник, музыкальные инструменты.

Ход занятия:

Звучит русская народная мелодия, дети в русских костюмах входят в группу. Приветствую гостей (детей) :

-Здравствуйте, гости дорогие!

Девочка-хозяйка: -Хорошему гостю хозяин рад!

Дети отвечают известными пословицами:

-Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!

-Много гостей - много и новостей!

- Что есть в печи на стол мечи!

Рассказываю детям: «В старину, темными зимними вечерами, собирались люди в большой избе. Входя в избу, каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку набить можно – дверь в избу низкая, а порог, наоборот, высокий, чтоб не задувало. В избе сразу обращалось внимание на печь – она занимала пол избы. С печью связана вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, её образ стал традиционным для русских народных сказок: она и Машу с братцем прятала от гусей – лебедей, и Емелю к царю возила. Печь складывали из кирпича, а потом обмазывали глиной. Она не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным, сушили обувь, одежду, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было и спать. Для этого на печи устраивали специальную лежанку. А сколько сказок и разных историй слушали дети, лежа на печи.

По вечерам люди в избе пели, водили хороводы, рассказывали сказки, шутки-прибаутки и работали: пряли, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.»

- Ребята, посмотрите вокруг и найдите предметы, которые могли быть сделаны на посиделках. Дети находят предметы и отмечают, что полотенце – вышитое, дорожки – вязаные, лапти – плетеные.

Предлагаю детям полюбоваться этими предметами.

-А сейчас, ребята, я приглашаю вас на посиделки.

Девочка – хозяйка:

- Дорогих гостей встречаем пирогом и сладким чаем!

Принимаем пирог, благодарим (дети садятся).

-Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Об этом говорят и пословицы о труде.

- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

-Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

-Скучен день до вечера, коли делать нечего.

-Рабочие руки не знают скуки.

-Разговорами каши не сваришь.

-Сделал дело, гуляй смело.

-Ребята, а кто может объяснить, что означают эти пословицы (две-три пословицы дети объясняют).

-На посиделках очень любили слушать музыку. Музыкальные инструменты были самые простые, но играли на них весело и задорно, всем на радость.

1 реб. - В нашем оркестре всего понемножку-

звенит колокольчик, играет гармошка.

2 реб. – Даже играют и бубен и ложки-

В нашем оркестре всего понемножку!

Играет русская народная мелодия, дети пляшут (физминутка)

-Делу время, потехе час. Давайте посмотрим, чем увлечена наша хозяйка. (подходим, смотрим).

Девочка –хозяйка у печки имитирует приготовление каши.

-Что, хозяюшка, готовишь?

-Кашу ребяткам.

-Дети, а какую пословицу мы знаем про кашу?

-«Гречневая каша-мать наша, а хлеб ржаной- отец родной».

-Ребята, посмотрите, сколько интересных предметов есть у нашей хозяюшки. Некоторыми из них уже давно не пользуются, но загадки про них сохранились, послушайте:

-Кто в доме рогат? (ухват)

-Кто еще загадает загадки?

-Бычок рогат, в руках зажат. Еду хватает, а сам голодает (ухват)

-Кривая собачка в печку глядит (кочерга)

-Стоит толстячок, блестит бочок

Шипит, кипит, всем чай пить велит (самовар)

-Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает (веник)

-Ребята, а кто может показать, как пользоваться ухватом (показывают)

-А шутки – прибаутки хотите послушать? Присаживайтесь (заранее подготовленные дети ведут диалог)

-Где ты, брат Иван?

-В горнице.

-А что делаешь?

-Петру помогаю.

-А Петр что делает?

-На печи лежит.

-Ты пирог съел?

-Нет, не я.

-А вкусный был?

-Очень.

-Сегодня мы свами беседовали о русском быте. А изменился ли сейчас наш быт? Что изменилось?

-Готовят не в печи, а на газовой плите.

-Варят не в горшках, а в кастрюлях.

-Где сейчас берут воду? А раньше?

-Чем освещают дом? А раньше?

-Что обогревает дом? А раньше?

-Быт наш изменился, стал лучше, легче. На помощь пришли электричество,

газ, бытовая техника. Ноне все старое забыто. И до сей поры мы празднуем русские народные праздники, какие?

-Пасха, масленица, Рождество, Новый год.

-Что старались хозяйки приготовить к праздничному столу (всякие вкусности)

-Я хочу угостить вас пирогом и чаем. Проводим Зиму и встретим Весну.

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Тематическое планирование по теме «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста» Тематическое планирование по теме: «Толерантное воспитание дошкольников» Мы едины Большая и малая родина Народные традиции Мы говорим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гости к старине»
Опубликовано: 25 мая 2014 в 19:47
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гости к старине»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Мамонтова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД