Галина Мамонтова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гости к старине»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Безопасность».
Цель:
формировать образную речь;
употреблять в речи пословицы, поговорки;
обогатить словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, сарафан, лапти, прялка;
воспитывать интерес к народному быту.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „В гости к старине“» размещена в разделах
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением домов, одежды, музыкальных инструментов, предметов быта; беседы о жизни людей в старину; загадывание загадок; слушание русских народных мелодий; чтение малых фольклорных форм.
Оборудование: печка, предметы быта: горшок, ухват, кочерга, чугунок, сарафан, лапти, вышитые полотенца, платок, кушаки, прялка, вязаные дорожки, веник, музыкальные инструменты.
Ход занятия:
Звучит русская народная мелодия, дети в русских костюмах входят в группу. Приветствую гостей (детей) :
-Здравствуйте, гости дорогие!
Девочка-хозяйка: -Хорошему гостю хозяин рад!
Дети отвечают известными пословицами:
-Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!
-Много гостей - много и новостей!
- Что есть в печи на стол мечи!
Рассказываю детям: «В старину, темными зимними вечерами, собирались люди в большой избе. Входя в избу, каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку набить можно – дверь в избу низкая, а порог, наоборот, высокий, чтоб не задувало. В избе сразу обращалось внимание на печь – она занимала пол избы. С печью связана вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, её образ стал традиционным для русских народных сказок: она и Машу с братцем прятала от гусей – лебедей, и Емелю к царю возила. Печь складывали из кирпича, а потом обмазывали глиной. Она не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным, сушили обувь, одежду, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было и спать. Для этого на печи устраивали специальную лежанку. А сколько сказок и разных историй слушали дети, лежа на печи.
По вечерам люди в избе пели, водили хороводы, рассказывали сказки, шутки-прибаутки и работали: пряли, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.»
- Ребята, посмотрите вокруг и найдите предметы, которые могли быть сделаны на посиделках. Дети находят предметы и отмечают, что полотенце – вышитое, дорожки – вязаные, лапти – плетеные.
Предлагаю детям полюбоваться этими предметами.
-А сейчас, ребята, я приглашаю вас на посиделки.
Девочка – хозяйка:
- Дорогих гостей встречаем пирогом и сладким чаем!
Принимаем пирог, благодарим (дети садятся).
-Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Об этом говорят и пословицы о труде.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
-Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
-Скучен день до вечера, коли делать нечего.
-Рабочие руки не знают скуки.
-Разговорами каши не сваришь.
-Сделал дело, гуляй смело.
-Ребята, а кто может объяснить, что означают эти пословицы (две-три пословицы дети объясняют).
-На посиделках очень любили слушать музыку. Музыкальные инструменты были самые простые, но играли на них весело и задорно, всем на радость.
1 реб. - В нашем оркестре всего понемножку-
звенит колокольчик, играет гармошка.
2 реб. – Даже играют и бубен и ложки-
В нашем оркестре всего понемножку!
Играет русская народная мелодия, дети пляшут (физминутка)
-Делу время, потехе час. Давайте посмотрим, чем увлечена наша хозяйка. (подходим, смотрим).
Девочка –хозяйка у печки имитирует приготовление каши.
-Что, хозяюшка, готовишь?
-Кашу ребяткам.
-Дети, а какую пословицу мы знаем про кашу?
-«Гречневая каша-мать наша, а хлеб ржаной- отец родной».
-Ребята, посмотрите, сколько интересных предметов есть у нашей хозяюшки. Некоторыми из них уже давно не пользуются, но загадки про них сохранились, послушайте:
-Кто в доме рогат? (ухват)
-Кто еще загадает загадки?
-Бычок рогат, в руках зажат. Еду хватает, а сам голодает (ухват)
-Кривая собачка в печку глядит (кочерга)
-Стоит толстячок, блестит бочок
Шипит, кипит, всем чай пить велит (самовар)
-Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает (веник)
-Ребята, а кто может показать, как пользоваться ухватом (показывают)
-А шутки – прибаутки хотите послушать? Присаживайтесь (заранее подготовленные дети ведут диалог)
-Где ты, брат Иван?
-В горнице.
-А что делаешь?
-Петру помогаю.
-А Петр что делает?
-На печи лежит.
-Ты пирог съел?
-Нет, не я.
-А вкусный был?
-Очень.
-Сегодня мы свами беседовали о русском быте. А изменился ли сейчас наш быт? Что изменилось?
-Готовят не в печи, а на газовой плите.
-Варят не в горшках, а в кастрюлях.
-Где сейчас берут воду? А раньше?
-Чем освещают дом? А раньше?
-Что обогревает дом? А раньше?
-Быт наш изменился, стал лучше, легче. На помощь пришли электричество,
газ, бытовая техника. Ноне все старое забыто. И до сей поры мы празднуем русские народные праздники, какие?
-Пасха, масленица, Рождество, Новый год.
-Что старались хозяйки приготовить к праздничному столу (всякие вкусности)
-Я хочу угостить вас пирогом и чаем. Проводим Зиму и встретим Весну.