Ольга Кобылак
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа из личного опыта «Как хорошо уметь играть»
Программное содержание:
- закреплять умение детей составлять рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы;
- упражнять детей подбирать слова противоположные по смыслу (антонимы, а так же в назывании одного из синонимов, продолжать упражнять в умении с заданным словом строить предложения;
- учить различать на слух звуки «с» и «ш», четко произносить слова с этим звуком, делить слова на слоги.
Ход:
Дети входят в группу.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Составление рассказа из личного опыта „Как хорошо уметь играть“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Круг - похвалы». Играя в игру, мы учимся говорить друг другу комплименты. Начинаю я, и передаю мячик. В конце игры говорю детям, что рада вас видеть и желаю удачи. Предлагаю присесть за столы.
- Вы очень много приятных комплиментов сказали свои друзья. А какие пословицы и поговорки вы знаете о дружбе.
Дети называют.
- Очень хорошо, молодцы.
- Сегодня мы будем учиться, с вами составлять рассказы. В этих рассказах вы можете рассказать о друге или друзьях, с которыми вы любите играть, или о любимой игрушке. Или составить рассказ о животном, которое живет у вас дома, котором вы заботитесь, играете ним. В помощь вам мнемотаблица. Кто затрудняется, можете смотреть на мнемотаблицу и рассказывать.
- А для начала, давайте вспомним, из каких частей состоит рассказ?
- Правильно из трех, назовите их.
- Это начало, середина и конец рассказа.
- Рассказ начинается с названия.
- Если вы будете рассказывать о своем четвероногом друге- расскажите, так, что бы мы представили его. Какой он? Как играет? Как вы за ним ухаживаете. Как любите своего питомца? Показываю мнемотаблицу. Рассказывайте так, чтобы, не видя его, мы поняли, как он выглядит и как с ним можно играть.
- А если вы рассказываете о своем друге или о друзьях, подумайте в какие игры вы любите играть, как договариваетесь, интересно ли вам.
Вызываю желающих.
После 2-3 рассказов предлагаю ребятам дать оценку рассказам. (Дети делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение)
- Что в рассказе больше всего понравилось? Что особенно запомнилось? За что хотелось похвалить рассказчика?
Затем предлагаю ребятам поиграть в игру «Скажи наоборот» (дети предлагают антонимы)
Ребята встают в круг, я бросаю ребенку мяч и называю слово «утро», а ребенок, бросая мне, мяч обратно, называет противоположное слово «вечер» и т. д.
Предлагаю ребятам после игры присесть на стульчики.
Хотите еще поиграть? Сейчас поиграем в игру «Как сказать по-другому»
- Как можно сказать «сильный дождь», но одним словом «ливень»
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
- Скажите, какую погоду называют свежей? (прохладную)
- А свежий ветер, какой? (сильный, приятный, а свежая газета? (новая, а свежая рубашка? (чистая)
- Придумайте предложения со словами свежий, свежая или свежие.
- Молодцы.
- А какой первый звук в слове свежий?
- «с»
- Предлагаю сказать скороговорку: «У маленькой Саши, санки едут сами» Спашиваю индивидуально 3-4 человека.
- Какой звук часто встречается в словах?
- «с»
- Предлагаю чистоговорку: «ша-ша-ша – сижу у шалаша»
- Какой звук встречается в слова? – звук «ш»
Затем прошу ребят подойти к столу с карточками (на карточках нарисованы разные предметы) и выбрать карточку в названии предмета встречается звук «с» или «ш».
- Те ребята, которые выбрали карточку со звуком «ш» подойдут к игрушке машине, а со звуком «с» к самолету.
Выборочно предлагаю определить, сколько слогов в названии предмета. Спрашиваю 4-5 детей.
Ребята считают слоги хлопками. Подвожу итог.
- Мне понравились ваши рассказы, отмечаю более активных детей. Все были активны и внимательны. Мне понравилось с вами общаться. Спасибо. Можете отдыхать.