Мещерякова Ирина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по сказке «Вершки и корешки»
▼ Скачать + Заказать документы
по теме
с использованием серии сюжетных картин
Воспитатель:
Мещерякова Ирина Алексеевна
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по сказке „Вершки и корешки“» размещена в разделах
- Вершки и корешки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
1. Цель занятия: учить детей пересказывать сказку с помощью серии сюжетных картин.
2. Задачи:
• продолжать учить детей связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана иллюстрации к сказке, отражающие последовательность событий;
• продолжать учить образовывать и употреблять уменьшительно-ласкательные существительные;
• развивать диалогическую и монологическую речь, мышление, память, внимание;
• воспитывать умения работать в коллективе, чувство уважения друг к другу.
3. Тип занятия: занятие по усвоению новых знаний и умений.
4. Форма занятия: традиционная.
5. Продолжительность: 25 минут.
6. Участники: воспитатель и дети старшей группы.
7. Возраст обучающихся: 5-6 лет.
8. Оборудование и материалы: ноутбук, колонки, доска, картинки – иллюстрации к русской народной сказке «Вершки и корешки», раздаточный материал, состоящий из таких же картинок – иллюстраций, аудиозапись сказки: http://dlya-detey.com/skazki/russkie-narodnie/379-vershki-i-koreshki.html
выставка книг с русскими народными сказками.
9. Предварительная подготовка.
Изучение русских народных сказок, рассказ воспитателя о создании народных русских сказок, иллюстрации по русским народным сказкам.
10. Методы и приемы работы с детьми.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Приемы: демонстрация и подбор картинок, подбор слов, беседа, уточнений слов, игра, объяснение, слушание, воспроизведение, повторное проговаривание, указания, оценка детской речи, вопрос, игровые приемы.
11. Структура занятия:
Этап занятия Содержание Время
Организация детей
• Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания).
• Создание мотивации, интереса к занятию: просмотр выставки книг; короткое объяснение известных детям сказок; настрой на знакомство со сказкой «Вершки и корешки». 5 минут
Основная часть занятия
1. Работа с новыми словами. Пополнение словарного запаса слов.
2. Чтение сказки воспитателем.
3. Расстановка иллюстраций к сказке в нужном порядке. Работа в парах. Проверка выполнения задания на доске.
4. Ответы детей на вопросы воспитателя по сказке с использованием иллюстраций.
5. Разные ответы на один и тот же вопрос (смысл сказки).
6. Динамическая пауза. Игра с мячом «Добавь прилагательное»
7. Слушание сказки (аудиозапись) с целью подготовки пересказа.
8. Пересказ сказки с использованием картинок. 17 минут
Окончание занятия
-Подведение итога (анализ работы детей на занятии, сравнение работы с дидактическими задачами, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз)
-Переключение детей на другой вид деятельности. 3 минуты
Ход занятия.
Организация детей.
1. Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания).
2. Создание мотивации, интереса к занятию.
• Ребята, какие книжки представлены сегодня на выставке? О чем они?
Воспитатель предлагает детям вспомнить любую сказку и очень коротко объяснить всем, о чем в ней говорится. (Примерный ответ: Сказка «Репка» о том, как тащили репку.).
• Как Вы понимаете слова: народная сказка, русская народная сказка? (Народная- значит ее придумал народ, каждый сказитель сказки добавлял что-то свое, придумывал новое. Русская – значит ее придумал русский народ.)
• Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Вершки и корешки»
• Основная часть занятия.
3. Воспитатель выставляет на доску серию из четырех сюжетных картин к сказке «Вершки и корешки» и уточняет с детьми значение понятий корешки, вершки, уговариваться, прогадал, намолотил мужик пшеницы, намолол муки, сидит над ворохом сухих стеблей и др.
4. Воспитатель читает текст сказки:
Подружился как-то мужик с медведем. Вот и вздумали они вместе репу сеять. Посеяли и начали уговариваться, кому что брать. Мужик и говорит:
- Я возьму себе корешки, а тебе Мишка достанутся вершки.
Выросла у них хорошая репа. Собрали они урожай. Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки.
Видит медведь, что прогадал. Одни листья получил и говорит мужику:
- Ты, брат, меня надул. Ну, смотри, когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь.
На другой год говорит мужик медведю:
- Давай, Миша, опять вместе сеять.
- Давай, только теперь ты себе бери вершки, а мне отдавай корешки – уговаривается Миша.
- Ладно! – говорит мужик. – Пусть будет по-твоему.
И посеяли пшеницу. Добрая пшеница уродилась. Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик пшеницы, намолол муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем. Сидит над ворохом сухих стеблей. Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить.
• Воспитатель обращает внимание детей на картинки и предлагает поработать в парах.
• Расставьте картинки в соответствии с сюжетом сказки (в нужном порядке).
Воспитатель просматривает правильность выполнения задания в группах.
Для проверки вызывает по одному ребенку к доске и предлагает восстановить порядок расположения картин.
5. Воспитатель задает вопросы к сказке, на которые просит отвечать полным предложением (к каждому фрагменту рассказа воспитатель задает разные вопросы, опрашивая после каждого из них нового ребенка, предлагает использовать картинки):
• Для чего мужик ездил в лес?
• Кого он повстречал в лесу?
• Что хотел сделать медведь с мужиком?
• Как мужик договорился с медведем?
• Что посадил мужик в первый раз?
• Что отдал мужик медведю?
• Почему медведь был недоволен?
• Что посадил мужик во второй раз?
• Доволен ли был медведь?
• Что с тех пор у медведя с мужиком?
• Воспитатель просит детей давать разные ответы на один и тот же вопрос: Почему закончилась дружба мужика и медведя?
Каждый ответ анализируется и, в случае необходимости, корректируется.
6. Динамическая пауза. Игра с мячом.
Воспитатель просит детей придумать слово-уменьшенное, сказать его ласково. затем бросает мяч, говоря: мужик-мужичок, медведь-медведюшко, репка-репонька, корень-корешок, верх-вершок.
7. Воспитатель предлагает учащимся прослушать аудиозапись сказки
http://dlya-detey.com/skazki/russkie-narodnie/379-vershki-i-koreshki.html
с установкой на пересказ, адресуя детей к изображениям на картинках. Обращает внимание на то, что поощряются сохранение выражений из текста сказки, а также плавность, непрерывность, смысловая точность пересказа.
8. В зависимости от времени, оставшегося до конца занятия, воспитатель опрашивает 4—5 детей. Дети при пересказе используют картинки. Каждому рассказу дается короткая установочная оценка.
Окончание занятия.
1. Подведение итога (анализ работы детей на занятии, сравнение работы с дидактическими задачами, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз).
2. Переключение детей на другой вид деятельности.
Литература.
• Аудиосказки для детей http://dlya-detey.com/skazki/russkie-narodnie/379-vershki-i-koreshki.html
• Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период.
• Пыхова О. Структура занятия в ДОУ по ФГОС. http://www.maam.ru/detskijsad/struktura-zanjatija-v-dou-po-fgos.html
• Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. / Издательство: Академия, 2014 г.
• Ушакова О. С. Программа развития речи дошкольников. Гриф МО РФ. / Издательство: Сфера, 2017 г.
• Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. Методическое пособие. / Издательство: Сфера, 2015 г.
• Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. / Издательство: Владос, 2013 г.