Наталья Боганова
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе на тему «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Провела воспитатель: Боганова Наталья Викторовна
Цель: Развитие связной речи.
Задачи:
1. Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.
2. Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.
3. Активизировать словарь по данной теме; учить подбирать определения к заданным словам (активизация прилагательных). Обобщение словаря: вьюга, метель, запорошила, вьюжная, холодная, снежная, морозная, рассыпчатый, искристый, ветреный, хрупкий и т. д)
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе на тему „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
4. Совершенствовать грамматический строй речи : учить подбирать однокоренные слова, использовать в речи существительные в нужном падеже, образовывать качественные прилагательные.
5. Развивать внимание, мышление.
6. Воспитание любви к природе.
Ход занятия.
Воспитатель загадывает загадку:
Наступили холода,
Обернулась в лед вода,
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь-
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зимой).
На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель предлагает детям прочитать стихотворения А. С. Пушкина о зиме.
Воспитатель. Дети, сегодня мы будем говорить о прекрасном времени года - зиме.
Кто скажет, сколько месяцев длится зима? (Три).
Назовите эти месяцы? (Декабрь, январь, февраль.)
А какой сейчас месяц? (Январь).
Воспитатель. В это время мы часто говорим слово «снег». А какой снег? (Белый, холодный, пушистый, липкий и т. д.)
Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Е. Трутневой «Первый снег».
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
Упражнение «Снежинки».
Дети, пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки, Посмотрите, какие они? Воспитатель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке. Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (Следить, чтобы дети не поднимали плечи во время выполнения упражнения. Повторить 3-5 раз).
Дидактическая игра «Добавь слово».
Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки – серебристые. (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)
Вот веселье для ребят – все сильнее. (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)
Рядом снежная фигурка – это девочка. (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег)
Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи? (ответы)
Воспитатель. Какие явления природы можно наблюдать зимой? (Снегопад, метель, вьюгу). Тропинки запорошило это как вы понимаете? (Занесло снегом). Эти слова дети повторяют хором и индивидуально.
А сейчас вы подберете как можно больше слов отвечающих на вопрос какой? Какая? Какое? Упр. «Какой? Какая? Какое?»
а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная)
День какой? – (морозный, снежный, холодный, солнечный, короткий, ветреный.)
Снег какой? – (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий.)
Ночь какая? – (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная)
Лед какой? – (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий)
Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая)
б) О чем можно сказать:
Морозный что? – (день, вечер, ветер)
Холодная что? – (погода, зима, ночь, сосулька.)
Снежное что? – (дерево, облако, озеро.)
Ледяное что? – (дороги, сосульки, горки.)
Физкультминутка «Снежинки».
Ой летят, летят снежинки – (Плавные взмахи руками)
Белоснежные пушинки.
Это зимушка – зима (Отводим сначала правую руку в сторону, затем левую)
Рукавами повела
Все снежинки закружила
И на землю опустила. (Покружиться и присесть)
Воспитатель. Что происходит зимой с деревьями? Какие они? (Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые; деревья зимой отдыхают).
А как вы думаете живут зимой звери в лесу? (Дети рассказывают о зайце, лисе, белке, медведе, волке и др.)
Птицы все улетели на юг? Расскажите, какие птицы зимуют и чем питаются, кто им помогает выжить зимой. (Рассказы детей Заслушивается 2-3 рассказа).
А какие у вас забавы да игры зимой. (Катаемся на санках, лыжах, коньках. Играем в снежки, лепим бабу и др.)
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указательным и средним пальчиками
Бабу снежную лепили. «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили «Крошат» хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались. Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и др. стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой «суп.
Упражнение «Закончи предложение».
Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.
Мы решили слепить. (снеговика)
Мы приделали нос- морковку нашему (снеговику)
Мы показали соседям нашего … (снеговика)
Мы играли с нашим … (снеговиком).
Мы рассказали бабушке о (снеговике).
Итог занятия.
Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
Что делали на занятии?
Что понравилось?
Оценка работы детей.