Екатерина Давиденко
«Изумрудный город». Конспект занятия по развитию речи на тему «Звук [и] в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Изумрудный город»
С использованием цветных камушков, планшетов для рисования, элементов STEAM-образования
Интеграция образовательных областей:
познавательное, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.
Используемые технологии:
цветные камешки, планшеты для рисования, элементы STEAM-образования.
Цель: изучить гласный звук И и букву И
получение новых знаний и умений, при использовании обучающих и развивающих игр, формирование интереса к обучению чтению, умение радоваться, достигая цели.
Задачи:
Образовательные:
- научить выделять звук И, находить его местоположение в слове
- знакомство с буквой И, обозначающей звук И
- закрепление образа буквы И
- закрепить понятие «гласный звук»
- пополнение словарного запаса
- умение ориентироваться в пространстве
Развивающие:
-развивать речь, мышление, память, внимание
Воспитательные:
воспитывать интерес к чтению, любовь к родному языку, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.
Материалы и оборудование:
Волшебный сундучок
Фонарик
Цветные камешки
Планшеты для рисования
Поле и интерактивная мышка
Ход занятия:
Группа разделена на зоны:
- зона с волшебным сундучком,
- столы с цветными камешками
- зона с интерактивной мышкой
- изумрудный город
Дети заходят в группу. Встречает воспитатель с фонариком:
Воспитатель: фонарик свой огонь зажег, садись скорей в кружок дружок.
Добрый день, дорогие ребята. Меня зовут Екатерина Павловна. Я пришла к вам сегодня в гости и предлагаю отправиться со мной в сказочное путешествие. Изумрудный город ждет нас впереди волшебство поможет букву алфавита нам найти. А вот какую вы мне потом расскажите сами. Но, чтобы путешествие наше состоялось, предлагаю нам познакомиться и передать друг другу «огонек знаний». Передавайте друг другу фонарик и называйте свое имя, а я постараюсь его запомнить.
Вы готовы к путешествию? Тогда напомните. Как называется город в который мы отправляемся? (ответы детей «Мы отправляемся в Изумрудный город») Если мы доберемся до изумрудного города, все вместе, то волшебник, который там живет поделиться с нами своей волшебной силой и своими сокровищами. Там живет Волшебник, который поделиться с нами своей волшебной силой и своими сокровищами. И так в путь! Желаю всем удачи!
Ты фонарик нам светИ, к городу нас проведИ (Воспитатель смотрит под низ фонарика и находит записку, в ней загадка.) Ой, что это ребята? Загадка
Большой ящик, на нем крышка.
И висит еще замок.
Царь хранит в нем золотишко
Чтоб украсть никто не смог. Что же это? (сундук)
Ребята, поищем сундук. А вот и он. Посмотрим, что в нем. По очереди достают вещи из сундука и называют их
Игрушка
Инструмент
Изгородь - воспитатель объясняет значение слова
Игла кощея
Изба
ВарежкИ, снежкИ.
Ребята, назовем еще раз предметы, которые мы достали из сундука. Какие из них начинаются с одинакового звука? С какого звука они начинаются.
Дети: С «И».
А варежкИ и снежкИ? (они заканчиваются на звук и). Определяем с какого звука они начинаются- В,С. Все предметы начинаются на звук И, а в этих словах звук И в конце. Почему же эти предметы к нам сейчас сюда попали? Ответы детей. Какое сейчас время года? (ответ детей). Эти предметы относятся к какому времени года? (ответы) оказались они здесь не случайно. Они хотят вам рассказать свою историю и познакомить с буквой И. Воспитатель показывает букву И красного цветы. И рассказывает: однажды ребята захотели построить большую снежную горку. Как вы думаете, что им для этого понадобилось? (ответы) Они построили очень большую горку и когда стали кататься, им было так страшно, что они кричали ИИИИИИИИИИИИИ. Так и появилась буква И. Звук мы слышим и поем ИИИИИИИИИИИИИИИ. Попробуем спеть вместе. Получается, поется звук? Если звук поется, то он называется гласным.
Послушайте стихотворение про гласные звуки:
Если звук легко поется
Без преграды воздух льется
Значит звук зовется гласный
И цвет имеет красный.
Буква И какого цвета? А как вы думаете почему она еще может быть красной? (варианты детей) Щечки, когда на улице бывают красные? Ответы. Когда мороз.
Физминутка «МОРОЗ»
Я мороза не боюсь (Шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь (беремся за руки)
Подойдет ко мне мороз (присели)
Тронет руку, тронет нос (показываем)
Значит надо не зевать (хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и играть.
Путешествие продолжать.
Продолжим путешествие?
Ты фонарик нам светИ, к городу нас проведИ
Наша буква, напомните мне, как ее зовут? Замерзла. Куда мы можем с ней отправится, что б согреться? (ответы) А к морю можем? Тогда закрываем глаза и оказываемся все в теплых краях, на берегу черного моря. Поплыли.
А, что есть на берегу моря (ответы) Вот и мы нашли камешки.
Ребята, наш фонарик привел нас к радужным камешкам? Присаживайтесь за столы. Возьмите камешки, потрогайте их, какие они? (ответы) Предлагаю вам из камешков выложить букву И. Посмотрите, как она выглядит, у вас она может быть любого размера, цвета. Приступайте. Воспитатель помогает, если не получается.
Ребята выкладывают букву, воспитатель спрашивает: ребята, что Вы сейчас делали? (Мы выкладывали из камешков букву И) какую букву сделали. Рассматривают букву друг друга, обсуждают.
Слышится звук Пи-пи-пи
Воспитатель: Ребята, я совсем забыла вам сказать, когда я собиралась к вам в гости кто это пищит? Посмотрите ко мне в сумку запрыгнул житель из моего детского сада. Хотите с ним познакомиться? Ответы
Идем знакомиться с Микиботом. У нас в саду живет мышонок. Зовут его Микибот. Может это он? Микибот! В его имени есть звук И? Где находится звук «И» в слове Микибот? (В средине слова) Микибот попал к нам с другой планеты и вместе с ребятами играет и получает новые знания. Только вот беда. Он так торопился, что забыл свою еду, а сегодня он ест только продукты на звук И. Посмотрите на поле, что здесь есть на звук И.
Ириска, имбирь, изюм, икра, инжир (знакомство с новым словом) Покормим Микибота? (Воспитатель показывает, как управлять микиботом) Кормим, проговариваем слова.
Микибот очень нам благодарен, и дарит нам камешек. Посмотрите какого он цвета? (Изумрудный). А мы с вами куда идем? но нам пора идти дальше, напомните куда мы отправляемся? В какой город? (отвечают)
В изумрудный город шли (шагаем)
Много камешков нашли
Присели (показываем) Встали (встаем)
И дальше пошли (идем)
Мы мышонка покормили (показываем)
И мышонка удивили.
Ты фонарик нам светИ, к городу нас проведИ
Подходим к Изумрудному городу. А вот и город, который мы искали. А почему же он изумрудный? (ответы) Воспитатель объясняет значение слова изумрудный (сделанный из изумруда - драгоценного камня). Цвет зеленый и все его оттенки. Что в этом городе изумрудного цвета? (ответы детей).
С какого звука начинается слово изумрудный?
А здесь волшебник оставил для нас еще одно испытание. ОН считает, что в его лесу мало елок. И просит нас помочь ему. Нарисовать Еловую ветку. Справимся?
Красивый город? Я предлагаю Вам украсить Изумрудный город к новому году. Как украшают дома к этому волшебному празднику? (ответы детей)
Мы можем с Вами нарисовать на планшетах веточку ели или сосны? А вместо листочков, что растет на елке и сосне? (Иголки) расскажите какие они у ели а какие у сосны? Рисуем еловую (сосновую) ветку. Чем украшаю елочки к празднику? (игрушками) Рисуем шар и закрашиваем его. Что мы нарисовали на звук И (иголки, игрушка) А шар какого цвета? (Изумрудного).
Подведение итогов. С какой буквой мы познакомились сегодня? Какие новые слова узнали? Что было сложно? Что больше всего понравилось?
Ребята, жителям изумрудного города очень понравились Ваши украшения и в благодарность они дарят вам волшебные светящиеся фонарики, как у меня. Пусть они напоминали вам о нашем путешествии и помогают в трудную минуту. А волшебство их в том, что когда вам станет грустно, включите его, прикоснитесь своими ладошками, и он передаст вам свое тепло. Вручаем фонарики.
Спасибо вам за наше путешествие. До свидания!
Мы прошли все испытания, что обещал нам волшебник (ответы)тогда закрывайте глаза, начинаем волшебство. Ваш пальчик стал волшебным, с помощью него мы уберем сейчас рисунок. Готовы? Пробуем?
А, что еще обещал волшебник? (сокровища) Он приготовил для вас волшебные светящиеся фонарики, как у меня. Что б они вам напоминали о нашей с вами встречи и помогали в трудную минуту. А волшебство их в том, что когда вам станет грустно, включите его, прикоснитесь своими ладошками и он передаст вам свое тепло. Вручаем фонарики.
Подведение итогов. С какой буквой мы познакомились сегодня? Какие новые слова узнали? Что было сложно? Что больше всего понравилось?
Спасибо вам за наше путешествие. До свидания. Нам пора с мышонком возвращаться в свой детский сад.