Татьяна Кожухова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Бронзовый солдат»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи «Бронзовый солдат» в старшей группе.
Цель: Знакомство с памятниками защитникам Отечества.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять представления детей о воинах-защитниках Великой Отечественной войны;
• Учить рассматривать картины; слушать песни; выражать свои впечатления. Учить отвечать на вопросы по содержанию развёрнутым ответом.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Бронзовый солдат“» размещена в разделах
- Военные профессии, техника. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно- развивающие :
• Закреплять умение подбирать определения к существительным. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени. Закреплять понятие «родственные слова», тренировать в произношении звука «ф» в речи.
• Развивать слуховое внимание, познавательную активность, инициативность.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.
Материал к занятию :
Иллюстрация с изображением памятника русскому солдату в Берлине, рассказ “Бронзовый солдат” Н. И. Подлесовой, звезда для физкультминутки, мяч для д/и, пословицы, запись песни “Алеша” музыка Э. Колмановского. К. Ваншенкина.
Предварительная работа:
Беседа «Путешествие в героическое прошлое»; чтение произведений о Великой Отечественной Войне; заучивание стихов; рассматривание картин и иллюстраций о защитниках Родины; музыкально-тематическое занятие на тему Великой Отечественной Войны; беседы о Родине; рассматривание иллюстрации памятника Неизвестному солдату.
Ход занятия
1 часть.
Дети сидят за партами
На экране изображение памятника «Бронзовый солдат» в Трептов-парке.
Дети рассматривают картину;
- Что вы видите на картине?
(Это солдат, воин, мужчина)
- Почему вы думаете, что это солдат, воин?
(Он одет в военную форму, на плечах у него плащ-палатка, одет в гимнастерку, военные сапоги, в руках держит меч)
- Молодцы, дети, вы все внимательно рассмотрели. На картине изображен памятник русскому солдату. Кого он держит на руках?
(Ребенок, маленькая девочка)
- Почему девочка на руках у солдата?
(Воспитатель выслушивает высказывания детей)
- Послушайте, какая история произошла во время войны:
“… Во время боя, в Берлине, (это город в Германии) наш солдат увидел маленькую девочку, которая видно отстала от своих. Осталась одна-одинешенька посреди улицы, а кругом бой идет, бомбы рвутся, пули свистят. Видит наш солдат, вот-вот погибнет девочка, бросился он через улицу под пули, подхватил девочку на руки, прикрыл своим телом и вынес из огня…” (отрывок из рассказа Л. Кассиль “Памятник советскому солдату”)
Когда война окончилась, установили памятник русскому солдату-богатырю, который спас маленькую девочку. Создают не только памятники, но и фильмы, рисуют картины, пишут книги, сочиняют песни о Великой Отечественной войне. Сейчас я предлагаю вам послушать песню “Алеша”.
Звучит отрывок песни.
- Почему приносят цветы к памятнику?
(Вспоминают тех, кто погиб, чтобы не забывать воинов, чтобы поклониться героям)
В памятные дни, а особенно в День Победы, люди несут живые цветы к памятникам воинам Отечественной войны. Так люди благодарят и помнят тех, кто погиб, защищая нашу Родину.
2 часть.
Воспитатель предлагает послушать рассказ Надежды Ивановны Подлесовой “Бронзовый солдат”.
“Гулял однажды Андрейка с папой по городу и увидел на площади памятник солдату. Свежие цветы лежали у его ног.
- Посмотри, папа, какой солдат, - сказал Андрейка. – это самый храбрый и самый главный солдат?
- Да, - ответил папа. - У этого солдата своя история….
- Расскажи, - попросил Андрейка.
И вот, что рассказал папа.
Жил на свете Человек. Ничем от других людей не отличался. Только немного крепче других любил свою землю. И чем старше становился, тем сильнее эта любовь была.
Однажды напали на его землю враги. Начали жечь города. Убивать, угонять в неволю людей.
Как узнал об этом тот Человек – не мог усидеть дома. Пошел в поле. Поклонился хлебам. Попрощался. и колосья ему в ответ закивали, словно тоже прощались.
Повернулся человек к лесу и ему низко поклонился. Зашумели деревья листвой, будто сказать что-то хотели.
Потом припал к земле и поцеловал ее:
-прощай! Смерть приму за тебя, врагу не отдам.
Развернул он платок и насыпал в него горсть земли. А утром простился с семьей и ушел на войну. Стал солдатом. Много лет воевал тот Человек. Несколько раз ранен был. А землю ту, в узелке, всегда с собой носил.
Однажды был сильный бой. Всего несколько человек осталось в живых… и сказал один солдат :
- Мало нас, не продержимся, видно, умереть суждено на этом месте.
А Человек вынул узелок с землей и начал его развязывать.
- Что это у тебя? – спросили товарищи.
И развернул он узелок. Положил так, чтобы все эту землю видели.
И случилось чудо. Каждый, кто посмотрел на эту землю, вдруг услышал свое. Самое дорогое.
Рыбак услышал шум моря. Крестьянин - шелест трав и пастуший рожок. А молодой солдат – песню, что любимая девушка пела.
И все вдруг такую силу в себе почуяли, что на другой день каждый за десятерых бился.
И прогнали они врага.
Но в одном из боев тяжело ранило этого Человека. Очнулся он в темном подвале. Понял: в плен попал.
Стали допрашивать его враги:
- Отвечай, сколько солдат на твоей земле? Какое у них оружие?
Ни слова не сказал Человек. Стали пытать его, а он продолжал молчать.
Решили убить солдата враги.
Но еще много дней и ночей провел он в темном подвале с заветным узелком на коленях.
Дотронется солдат до родной земли и вроде полегче на душе станет. А в последнюю ночь долго смотрел он на землю, да так и забылся, склонившись над ней. А очнувшись, увидел перед собой цветок. Такой красивый! Пять красных лепестков было у него, и по лепесткам – лучи желтые. И светил цветок, словно солнце.
Удивился, откуда цветок взялся. Огляделся вокруг – никого нет. И подумалось вдруг, что сама матушка-земля одарила его за любовь к ней.
Так и вышел солдат на казнь, прижимая к груди заветный узелок.
Папа замолчал.
- Ну, а дальше что? – заволновался Андрейка. – Они убили его? Он умер?
- Нет, - успокоил его папа. – Такие не умирают. Он просто превратился в бронзового солдата. Видишь, сколько людей приходит к нему. Значит, он и теперь среди нас.
Андрейка долго задумчиво смотрел на звезду у подножия памятника и вдруг сказал:
- А я знаю, куда делся тот цветок! Он превратился в красную звезду. А желтые лучики на лепестках зажгли вечный огонь!”
• Кто главный герой этого рассказа?
• Почему Человек не смог усидеть дома?
• Что помогало солдату-Человеку в трудные минуты?
• Какими словами можно сказать о характере героя?
• Вот такие люди: смелые, отважные и сильные смогли победить врага, освободить нашу Родину и другие народы от фашистских захватчиков.
• Определите, какая пословица больше подходит к этому рассказу?
o Всякому мила родная сторона.
o Родная землица и во сне снится.
o Родина – Мать, умей за неё постоять.
o Жить – Родине служить.
o Береги землю родимую, как мать любимую.
o Для русского солдата граница свята.
o В бою, кто смел, тот и поспел.
o Человек без Родины, что соловей без песни.
3 часть
Физкультминутка: “Каким должен быть воин?”
Дети становятся в круг и предавая звезду по кругу, называют качества воина -защитника (Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, не робкий, крепкий, здоровый, могучий, героический и др.)
4 часть.
• д/и «Образуй слова» : Воспитатель произносит предложение, выделяя голосом глагол, и даёт образец образования причастия. Затем просит детей изменить слова по образцу.
Солдат любит Родину. Любящий солдат.
Пограничник охраняет границу. Охраняющий пограничник.
Моряк сражается на море. Сражающийся моряк.
Пехотинец воюет за Родину. Воюющий пехотинец.
Танкист побеждает в бою. Побеждающий танкист.
Россиянин трудится на родной земле. Трудящийся россиянин.
Граждане живут в России. Живущие в России граждане.
• д/и «Родственные слова» : Воспитатель, произнося слова, выделяет голосом общий корень. Затем просит детей назвать общую часть родственных слов о объяснить свой выбор.
Родная – народ – родитель
Солдаты – солдатский – солдатик
Морской – морячка – моряки
Летчики – летный – полет
Смелый – смельчак – смелее
Стрелять – стрелок – стрелец
• Проговаривание чистоговорки:
«Флот плывёт к родной стране,
Флаг на каждом корабле»
Вы все задания выполнили правильно. Я хочу пожелать вам, чтоб вы помнили о тех людях, которые отдали свою жизнь, силу для того, чтобы мы с вами жили сейчас мирно и спокойно. И когда наступит День Победы, вместе с родителями обязательно побывайте у памятника «Родина – Мать» на Пискарёвском мемориальном кладбище. Поклонитесь памяти героев, защищавших нашу Родину!
“Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись.
Могиле этой дорогой всем сердцем поклонись.
Кто бы ни был ты –
Рыбак, шахтер, ученый иль пастух, - навек запомни:
Здесь лежит твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня он сделал все, что мог;
Себя в бою не пожалел, а Родину сберег!”
(М. Исаковский)