Ирина Волкова
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие по сказкам» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по сказкам»
Автор: воспитатель первой категории Волкова Ирина Серафимовна
ГБОУ ООШ №15 структурное подразделение «Детский сад «Пчелка»
г. о. Новокуйбышевск.
Цель: совершенствовать речевую деятельность путем использования нестандартных технологий в работе со сказками.
Задачи:
- закреплять знания содержания русских народных сказок;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- развивать умение узнавать сказку по героям, загадкам;
- продолжать развивать умение разыгрывать сценки (эпизоды по сказке) ;
- закреплять умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения, развивать выразительность речи;
- воспитывать у детей чувство уважения к русской народной культуре.
Предварительная работа:
- чтение сказок;
- инсценировка произведений;
- рассматривание иллюстраций к сказкам;
- дидактическая игра «Узнай сказку и расскажи» (по мнемотаблице).
Материал: мольберт, цветы, искусственные деревья, избушка, шапочки животных (заяц, лиса, волк, мнемотаблицы по сказкам («Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка».
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультминутка
Коммуникативная Разгадывание загадок; составление предложений; инсценирование эпизодов сказок, стихотворения; рассказывание сказки по мнемотаблице.
Музыкальная Аудиозапись шума леса.
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие, но чтобы узнать в какое, нужно отгадать зашифрованное слово. Мы будем отгадывать его по первым буквам слов, отгаданных вами загадок.
С- Красна девица грустна, ей не нравиться весна. Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
К – На сметане мешон, на окошке стужен, круглый бок, румяный бок, покатился (колобок)
А – Всех излечит, излечит добрый доктор (Айболит)
З – Она красива и мила, а имя ее от слова «зола» (Золушка)
К – Толстяк живет на крыше, летает он всех выше.
(Карлсон)
И – В сказках он всегда простак, все зовут его дурак. Но ум еще покажет он, этот сказочный герой. (Иванушка)
Воспитатель. Молодцы, ребята, отгадали куда мы отправимся. Дети, а вы много знаете сказок? Сейчас проверим.
Загадывание загадок детьми:
- Мышка дом себе нашла, мышка добрая была. В доме том, в конце концов, стало множество жильцов.
- Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
- Отворили дверь козлята и пропали все куда-то.
- А дорога далека, а корзина нелегка. Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
Воспитатель. Вы хорошо знаете сказки и я думаю, что вы в сказочной стране не потеряетесь. (Звучит аудиозапись шума леса)
Посмотрите, мы попали с вами на лесную поляну. Как много здесь красивых цветов! Но они не простые, на них написано, что бывает, а чего не бывает. Наша с вами задача, отметить правильность написания.
1. Собака мяукает под дверью.
2. Летом мальчик катается на санках.
3. Трактор летает по небу.
4. Кит плавает в аквариуме.
Воспитатель обращает внимание на следы. Дети подходят к следам. Пока дети рассматривают следы, воспитатель отправляет за дерево ребенка, который будет исполнять роль зайца-хвасты (слова с ребенком заучиваются заранее)
Ребенок надевает шапочку зайца. После слов «Ребята, слышите!» ребенок начинает говорить:
- У меня не усы, а усищи!
У меня не зубы, а зубищи!
У меня не лапы, а лапищи!
Никого я не боюсь!
Воспитатель. Ребята, кто это там говорит?
Как бы не случилось беды. Давайте предупредим зайца тихо голосом мышки
- Заяц, заяц,не хвались, заяц, заяц, берегись!
(Но заяц не слышит и продолжает хвастаться)
Воспитатель. Не слышит нас заяц. Ребята, давайте предупредим зайца голосом медведя:
- Заяц, заяц, не хвались, заяц, заяц, берегись!
Заяц слышит, замолкает и убегает (присоединяется к детям).
Воспитатель. Молодцы, ребята! Предупредили зайца, идем дальше. Смотрите, снова следы! Как вы думаете, кому принадлежат эти следы?
Воспитатель. Сколько сказочных героев мы уже встретили! Предлагаю немного отдохнуть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
В темном лесе есть избушка,
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет:
Нос крючком, глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая,
Дыбом волосы стоят!
Воспитатель. Ребята, зря мы, наверно, вспомнили о Бабе Яге. Какая-то нехорошая тишина в лесу наступила, не слышно никого. Ребята, смотрите, что это за странные картинки на дереве висят?
Воспитатель. Это точно проделки Бабы Яги! Это она все сказки и всех сказочных героев заколдовала и превратила в схемы.
Воспитатель предлагает рассмотреть схемы и назвать сказки.
Схему со сказкой «Заюшкина избушка»
Воспитатель снимает и показывает последней.
Пока дети отгадывают последнюю сказку, назначенные заранее дети (лиса и заяц) занимают определенные места.
Заяц начинает плакать.
Воспитатель. Ребята, слышите, кто-то плачет.
Воспитатель предлагает еще раз всем вместе прогнать лису.
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие.
Много сказок повстречали,
Зайчику смогли помочь
И лису прогнали прочь.
Схемы бабушки Яги
Тоже разгадать смогли.
Жалко со сказкой расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Дети слушают
Дети выполняют задание,читают слово.
.
Дети по очереди загадывают загадки.
Дети слушают звуки леса.
Рассматривают цветы.
Составляют правильно предложения.
Рассматривают следы.
Ответы детей: «Это заяц-хваста.»
Дети тихо повторяют слова.
Дети громко грубым голосом повторяют слова.
Рассматривают следы и отвечают:
»Это следы волка и лисы.»
Пока дети рассматривают следы,девочка и мальчик, которые будут исполнять роль лисы и волка уходят и надевают шапочки волка и лисы.
Начинают диалог.
Волк: Лизавета, здравствуй!
Лиса: Как дела, зубастый?
Волк: Ничего идут дела,голова пока цела.
Лиса: Где ты был?
Волк: На рынке.
Лиса: Что купил?
Волк: Свининки.
Лиса: Сколько взяли?
Волк: Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке.
Лиса: Кто отгрыз?
Волк: Собаки.
Лиса: Сыт ли милый куманек?
Волк: Ели ноги уволок.
С. Я. Маршак.
- дети шагают
- дети отворачиваются
- грозят пальцем
- грозят пальцем другой руки
- показывают пальчиком
- покачивают головой
-бег на месте
- руки вверх
Дети подходят к дереву, на котором развешены мнемотаблицы.
Дети рассматривают схемы и называют сказки.
Дети подходят к зайцу и спрашивают:
- О чем, заинька, плачешь?
Заяц. Как же мне не плакать: была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне пожить да и меня же и выгнала.
Ребенок. Не плачь, зайка,я тебе помогу. Идем со мной.
Дети подходят к избушке и обращаются к лисе:
- Лиса – хитрушка, уходи из избушки!
Лиса : Ха-ха-ха, не боюсь и над вами
посмеюсь!
Ребенок-лиса:
-Ой, боюсь, боюсь, боюсь, сейчас быстро соберусь!
(Убегает,снимает шапочку и присоединяется к детям) Дана установка на предстоящую деятельность
Вызваны положительные эмоции.
Сформировано умение отгадывать загадки.
Развито умение загадывать и отгадывать загадки.
Дети умеют правильно составлять предложения.
Развито умение отличать следы диких животных.
Развито умение отвечать на вопросы
Сформировано умение использовать в речи разный тон.
Развито умение инсценировать эпизоды сказок, используя мимику, жесты, интонации, четко проговаривать слова.
Вызваны положительные эмоции.
Сформировано умение работать с мнемотаблицами.
Развито умение используют в речи интонацию.
Вызвано желание у детей еще раз побывать в сказочной стране.