Яна Игоревна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Лексические игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое
восприятие речи
Задачи:
- закрепить в речи детей обобщающие понятия по теме, умение образовывать
относительные прилагательные, умение находить подходящее слово, отвечать на
вопросы.
-развивать у детей слуховое восприятие, словарный запас, грамматически правильную
речь;
- воспитывать умение работать коллективно, дружно; воспитывать внимание,
усидчивость, интерес к занятию, желание учиться.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе, Тема: „Лексические игры и упражнения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Ход занятия
Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте!
Дети садятся полукругом. Сегодня у нас занятие по развитию речи, прежде, чем начать занятие, давайте вспомним наше правило:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Воспитатель :-Ребята сегодня у нас необычное занятие. Мы сегодня будем играть. Какие игры вы знаете?
Дети: подвижные, настольные, и т. д.
-Мы сегодня будем играть в речевые игры. Это игры которые формируют нашу речь.
Воспитатель: Сегодня утром к нам залетел вот такой листок.
-Как вы думаете как он у нас оказалась?
Дети:
- Ребята, скажите, какое сейчас время года?»
Дети:(осень).
Воспитатель: -А какой месяц?
Дети:(ноябрь).
Воспитатель: А какой он по счету осенний месяц?
Дети:(третий, конец осени)
-Назовите осеннии месяца?
- А вы знаете, что у каждого месяца есть свое имя?
- Сентябрь, называют ранняя осень.
- Октябрь, золотая осень, или вершина осени
- Ноябрь, поздняя осень.
Воспитатель: Давайте поставим его в вазу и будем любоваться (берёт листок, раздается стук в дверь, входит Осень)
Осень: Здравствуйте, ребята! Я королева – Осень. Весь свой сезон я наблюдала за вами. Вы очень дружные, умные, весёлые ребята, много знаете обо мне, и я решила вас наградить. Но найти награду непросто: нужно выполнить задания. А вот и первая подсказка (рисунок нот).!»
Воспитатель: - Ну что, будем искать подарки Осени? О чём же нам говорит первая подсказка? Что здесь нарисовано? Ноты, значит, где нужно искать задание? Да, в центре музыки. Давайте поищем. Ага, вот и задание: измени слово.
Воспитатель: Я уже много раз говорила вам о том, что следует внимательно вслушиваться в слова, потому что каждый звук очень важен. Стоит невнятно произнести лишь один звук в слове – и получится чепуха. Проверим?
Спешат грачи, летят врачи. Какой звук изменил слово грачи? (Буква В.)
Найдите среди кубиков букву, которая изменит слово грачи на слово врачи.
Стояли бочки, за бочками дочки.
Какой звук поменял слово бочки на слово дочки? (Буква Д)
Какой звук в слове Зайка, нужно заменить на другой, чтобы получился предмет одежды Майка. Правильно если заменить первый звук «З» на звук «М» то получится слово Майка – предмет одежды.
«Лак» превратить в цветок (мак)
слово «дом» превратить в рыбу (сом);
слово «лук» в насекомое (жук)
Осень -Молодцы, выполнили это задание. Вот и следующее задание:
Нужно выложить цепочку из картинок, но так, чтобы следующее слово начиналось на последний звук предыдущего слова.
Воспитатель: Первая картинка «камыш»; какой звук стоит в конце этого слова? Звук «Ш», значит, следующее слово должно начинаться на этот звук, и т. д.
Осень :- Молодцы! А вот и подсказка – мяч
Физминутка.
«Мы – листики осенние»
Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Осень: Молодцы ребята а вот вам и подсказка. (листок)
Воспитатель: Ребята листок у нас не простой, с заданием.
Нужно сказать слово наоборот.
низкий – высокий
умный –глупый
белый –черный
веселый - грустный
мягкий– твердый
кислый –сладкий
длинный – короткий
тяжелый – легкий
новый –старый
шумный –тихий
чистый– грязный
узкий –широкий
хороший –плохой
злой –добрый
Осень:. предлагает всем детям послушать рассказ и пофантазировать:
«-В одном сказочном городке на всех домах были написаны имена животных: Белка, Еж, Енот… Однажды в городе построили новый красивый дом, на котором вскоре появилась надпись: „Кот“.
(слайды)
Бежали в школу мышата. Увидели они табличку и прочитали: „Кот“. Можете представить себе их поведение, передать их разговоры?
Сейчас мышатами будут (выбирает мышат и одевает им маски).
Например: «-Какой ужас! Теперь нам придется ходить в школу другой дорогой.» Или: «-Дом очень богатый. Должно быть, у этого кота и слуги есть» и т. п.
Воспитатель:- Шагала по делам кошечка. Можете описать ее? А что киса промяукала, увидев надпись „Кот“? Дети, которых вызвал воспитатель, одевают маску кота и говорят то, что могла бы сказать кошка.
Следом бежала собака. Как вы думаете какой породы она была? Увидев вывеску «Кот» собака разозлилась
Осень :«-А вот Маленькая девочка, которая гуляла по соседству, читать не умела. Но зато она увидела, как из дома вышел кот и сел на ступеньку крыльца. Девочка тотчас оказалась рядом и заговорила с ним. Как думаете, о чем?».
Воспитатель поощряет тех, кто проявил фантазию, составил длинные и полные предложения.
Осень : молодцы ребята и с эти заданием вы справились. Следующее задание
произведение-игра. Дети, подберите подходящее по смыслу слово, даже если я назову слово, которое здесь совсем не к месту.
В печке выпечен
Бутон,
А в петлицу вдет
Батон,
По траве ползет
Бидон,
Молоко течет в
Бетон,
А на стройке есть
Питон…
Воспитатель: Ребята как думаете все правильно в этом стихотворении?
Воспитатель раздает детям карточки со словами из «Перепутаницы».
Осень повторяет стихотворение, а дети договаривают слова бутон, батон, бидон, бетон, питон.
Читая стихотворение, осень делает паузы, когда нужно вставить слово. Дети поднимают карточку со своим словом, если считают, что его уместно употребить. Когда по тексту возникает небывальщина, дети смеются, и исправляют так, как должно быть на самом деле.
Осень: Ребята какие вы молодцы! Справились со всеми заданиями, за это я хочу вас наградить волшебными осенними листочками.
А сейчас мне пора! Но мы с вами еще обязательно встретимся в следующем году!
Воспитатель: Ребята понравилось вам играть с Осенью? Какие задания были трудными для вас? -Какие вам больше всего понравились?
Воспитатель: мне тоже понравились ваши ответы. Молодцы!