Наталия Галиуллина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по картине «Дети в огороде осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети в огороде осенью
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 29 «Дюймовочка» г. Белебея муниципальный район Белебеевский район Республики Башкортостан
Конспект занятия по развитию речи :
Составление рассказа по картине
«Дети в огороде осенью»
Подготовительная группа
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе, Составление рассказа по картине „Дети в огороде осенью“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Огород. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
Подготовила и провела : Галиуллина Н. В.
Белебей 2022
Программное содержание:
Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация.
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Цель: Совершенствовать диалогическую речь и монологическую речь. Учить составлять рассказ по картине.
Задачи:
Обучающие:
- Обобщать представления детей об осени, ее признаках;
- Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полными ответами;
- Расширять представления детей о труде людей на полях осенью;
- Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей;
- Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней;
- Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
- Расширять, уточнять, актуализировать словарь по темам «Овощи».
Развивающие :
- Развивать связную речь, память, мышление, зрительное внимание, общую моторику;
- Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии;
- Воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Материалы и оборудование: картина «Дети в огороде осенью»; муляжи или картинки овощей; мяч; иллюстрации периодов осени; опорные символы для составления плана рассказа : солнце, осеннее дерево, девочка, мальчик, картофель, капуста, морковь.
Словарная работа: пасмурная, сырая, хмурая, ясная, сорняки, саженцы, отборный, крупный картофель, хрустящая капуста, сочная морковь.
Предварительная работа: беседа и наблюдение за осенними изменениями в природе.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Воспитатель здоровается, предлагает им занять места у своих стульчиков.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,
Смело, четко говорим и тихонечко сидим.
На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают и всё … (слышат).
Голова хорошо … (думает).
- Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима. (Осень)
Игра «Погода осенью»
- У меня разноцветный мяч
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
- Дети, а какая бывает погода осенью? Отвечаем полным ответом:
• Когда идет дождь – погода дождливая.
• Когда дует ветер – погода ветреная.
• Когда холодно – погода холодная.
• Когда пасмурно – погода пасмурная.
• Когда сыро – погода сырая.
• Когда хмуро – погода хмурая.
• Когда ясно – погода ясная.
• Когда идёт снег – погода снежная.
• Когда светит солнышко – погода солнечная.
- Отлично. Вы правильно говорите, о погоде.
- А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? … (Ранняя, золотая, поздняя)
- Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. … (Дети показывают и называют)
- Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени … (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью? … (Листья все облетели, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз, лед на лужах, земля промерзла, идёт снег, начинаются морозы.)
- Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Ребята, вспомните, я в начале занятия говорила, что мы отправимся в путешествие. … (Да)
- Мы с вами отправимся в прошлое в «Золотую осень». Посмотрите на картину.
Рассматривание картины и беседа по ней
Воспитатель дает детям несколько минут для рассматривания картины, читает в это время стихотворение.
Машины в поле, трактора,
Людей - не сосчитать.
Знать, урожай пришла пора
Им с поля убирать. (В. Нищева)
- Вы внимательно рассмотрели картину. Расскажите, что делают дети, изображенные на ней. … (Дети убирают урожай овощей)
- Какие овощи они убирают? … (Они убирают картошку, морковь, капусту)
- Кого вы видите в центре картины? … (В центре картины мальчик и девочка выкапывают картошку. Рядом мальчик срезает капусту, а девочка выдергивает из земли морковь.)
- Что изображено на заднем плане картины? … (На заднем плане мы видим домик. Около дома лежат полные мешки картошки и корзины с капустой.)
- Славно потрудились дети, вырастили отличный урожай. Сколько труда они вложили в него! Весной они капали землю и делали грядки, сажали семена. Летом боролись с сорняками и вредителями растений, поливали саженцы. И вот теперь дети убирают в огороде крупный отборный картофель, хрустящую капусту, сочную морковь.
- Ребята, подумайте, как можно назвать эту картину? … («Уборка урожая»)
- Правильно, картина так и называется «Уборка урожая»
- Но давайте продолжим рассматривание картины и расскажем об осенней природе. Как ее изобразил художник? Расскажите о погоде. Какая она? … (Стоит солнечный осенний день. Небо чистое. Вдалеке виден разноцветный осенний лес.)
- Вы были очень внимательны при рассматривании картины, а теперь давайте немного отдохнем.
Физкультурная пауза:
Воспитатель раздаёт детям корзинки и приглашает детей на ковер, где разложены овощи (картинки или муляжи) дети под музыку должны собрать овощи в корзинку. Когда дети соберут все овощи воспитатель, спрашивает каждого ребёнка, какие овощи он собрал в корзинку. Дети перечисляют овощи. Воспитатель задаёт вопрос.
- Давайте представим, что мы с вами собрали богатый урожай. Теперь мы станем поварами и будем готовить вкусные овощные блюда.
«Назови, какой салат?» :
- Салат из картофеля – картофельный салат.
- Салат из капусты – капустный салат.
- Салат из моркови – морковный салат.
- Салат из свЁклы – свекОльный салат.
«Как называется запеканка?» :
- Запеканка из картофеля – картофельная запеканка.
- Запеканка из морковки – морковная запеканка.
- Запеканка из капусты – капустная запеканка.
- Запеканка из кабачка – кабачковая запеканка.
«Назови, какой сок?» :
- Сок из огурцов – огуречный сок.
- Сок из помидоров – томатный сок.
- Сок из тыквы – тыквенный сок.
- Сок из свЁклы – свекОльный сок.
- Сок из капусты – капустный сок.
- Сок из моркови – морковный сок.
- Молодцы, вы правильно назвали овощи и приготовленные из них блюда. Прошу пройти вас к стульчикам.
Коллективное составление плана и алгоритма рассказа. Развитие памяти, мышления, диалогической речи. Воспитатель переворачивает на доске картинки-символы, необходимые для составления алгоритма рассказа.
- Давайте все вместе попробуем составить план рассказа. Чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки-символы, которые мы будем закреплять на доске по порядку. Как вы думаете, с чего лучше начать рассказ? … (Мы расскажем о природе, о погоде.)
- Выберите необходимые символы и закрепите их по порядку на доске.
Дети помещают на наборном полотне следующие символы: солнце, осеннее дерево.
- Верно. О чем вы расскажете дальше? … (Потом мы расскажем о том, что делают дети, нарисованные на картине.)
Дети выбирают соответствующий символ и помещают его на наборное полотно: девочка и мальчик, картошка, капуста, морковь.
- У вас получился отличный план. Теперь немного отдохнём и попробуем составить рассказ.
Рассказ по картине «Дети в огороде осенью»
На картине изображен ясный осенний день. Стоит теплая солнечная погода. Лес уже стал разноцветным.
На переднем плане нарисованы девочка и мальчик, которые выкапывают картошку. Рядом мальчик срезает ножом капусту, а девочка выдергивает из земли морковь.
На заднем плане нарисован дом, около него лежат мешки с выкопанной картошкой и корзины с капустой.
Хорошо потрудились дети летом, собрали богатый урожай осенью.
- Молодцы! Мне очень понравился рассказ. Кто из вас может повторить его целиком? …
Подведение итога занятия. Оценка работы детей.
- Чем мы сегодня занимались на занятии? … (Мы рассматривали картину «Уборка урожая» и составляли рассказ по ней.)
- Вы очень хорошо работали сегодня. Составили интересный рассказ. Молодцы!