Рыбакова Юлия Владимировна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа на тему «Потерялась кукла Катя»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
«Составление рассказа на тему «Потерялась кукла Катя»»
На роль картинки в развитии словаря обращал внимание еще К. Д. Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками по двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету»
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Составление рассказа на тему „Потерялась кукла Катя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Подготовила : Рыбакова Юлия Владимировна
Старший воспитатель ГБОУ Школа №1542, Дошкольный корпус №6
Образовательная область: Развитие речи.
Цель: Создание условий для развития всех компонентов устной речи, связной речи : монолог, диалог.
Программные задачи:
1. Продолжать учить детей составлять из слов предложения, из предложений рассказ (описание, рассуждение, повествование, вести диалог используя доказательства.
2. Развивать творческое воображение.
3. Учить развивать предложенный сюжет.
4. Активизировать словарный запас
5. Закрепить умения не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем. Добиваться четкого произношения звука (р).
Продолжительность: 35 минут
Формы организации: групповая
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Материал к занятию : воздушные шарики.
Демонстрационный – игрушка - сердце, кукла Катя, картинки, текст-рассказ котенок, щенок; воздушные шары (на каждом написано по одному слову). игрушка котенок, игрушка щенок в корзине под платком.
Ход непосредственной образовательной деятельности
1. Организационная часть.
Дети находятся на ковре.
Воспитатель:
-Доброе утро ребята!
Все в саду мы, как семья!
Рады все и ты, и я,
Очень любим вместе быть
Добрые слова дарить!
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови ласково». Я передаю находящемуся рядом со мной соседу, игрушку - сердце и говори : «Доброе утро, Андрюшенька!», тот кто принимает игрушку, предает ее дальше и приветствует соседа, называя его ласково!
С детьми проводится игра.
Воспитатель:
- Ребята! Придя сегодня в детский сад, и в игровой, я увидела очень не приятную картину! Все игрушки были на местах, и только одна…. Кем-то забытая, брошенная, лежала на ковре и плакала! Посмотрите, что это за игрушка?
Дети отвечают
Воспитатель:
- Да, вы правы! Это кукла. Интересно кто же ее хозяин и как ее зовут? Давайте на сегодняшнем занятии поможем ей найти хозяина? Ребята проходим на свои места.
Дети садятся за столы, на столах размещен раздаточный материал.
2. Основная часть.
Воспитатель:
-Выпрямили спинки! Ровно, под партой, поставили ноги и посмотрим на меня!
Раздается звук колокольчика
- Если прозвенел звонок
Значит, начался урок!
Мы тихонечко сидим,
С места громко не кричим,
Руку поднимаем, четко отвечаем!
-Как же мы сможем ей?
Дети отвечают
Воспитатель:
- Правильно! Можно спросить у друзей, у воспитателя! Ну, а если мы с вами составим объявление и разместим, его на первом этаже детского сада, то хозяйка игрушки найдется гораздо быстрее! Итак, кто умеет составлять объявление? Давайте будем учиться, и помогут нам в этом воздушные шары!
Воспитатель:
- Воздушный шарик мы берем,
Тихонечко в него вдохнем!
Дети берут со своих столов воздушные шарики и надувают их до среднего размера.
На счете раз - вдыхаем носом,
На счете два-к губам подносим!
На счете три - весь воздух в шарик запускаем,
И снова начинаем!
Когда шарики наполнены до середины, воспитатель просит детей посмотреть на свои шары и выйти к доске тех детей, у которых на шарах есть надпись. Шаров со словами (разными) может быть много, главное чтобы дети могли согласовать эти слова в предложении.
Воспитатель:
-Посмотрите, у нескольких ребят на шарах появилось слово! На первом шаре слово «кукла», на втором «Катя», на третьем «потерялась» Слова все перепутались. И по отдельности они нам ни о чем рассказать не могут! Но если мы их правильно расположим, мы поймем смысл и сможем составить что?
Дети отвечают
Воспитатель:
-Правильно! Предложение, а из нескольких предложений, что можно составить? Правильно – рассказ! Такой маленький рассказ и будет нашим объявлением.
Дети перестраиваются (меняются местами, отходят в сторону) таким образов создают ситуацию в которой остальные дети анализируют, строят и проговаривая расставляют слова так, чтобы предложение имело смысл.
Воспитатель:
-Теперь мы с вами проговорим текст объявления! Арина, произнеси вслух текст объявления, которое мы разместим у нас в саду!
Воспитатель закрепляет с построение предложения с детьми.
Воспитатель:
-Хорошее объявление у нас получилось! Хозяйка куклы обязательно найдется! Пока она побудет и поиграет с нами на нашем занятии. Проходим на ковер.
Физкультминутка
«Буратино»
Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на носочки)
Дети проходят на свои места. Закрепляем правильное, отчетливое произношение звука «р»
Воспитатель:
- Ра-ра-ра-начинается… игра,
Ры-ры-ры- у мальчика….шары,
Ро-ро-ро-у нас новое ведро,
Ри-ри-ри-на ветках….снегири,
Ор-ор-ор- созрел красный…. помидор,
Ру-ру-ру-мы закончили…. Игру!
3. Заключительная часть:
Воспитатель:
- Сегодня в нашей группе появились две новые игрушки, котенок и щенок! И, чтобы они не потерялись, как кукла Катя нам нужно узнать о них все! Кто-то из вас сможет описать эти игрушки, так, чтобы все поняли о ком идет речь.
Желающий ребенок выходит к доске, и поднимая платок описывает игрушку, воспитатель помогает, задавая наводящие вопросы.
Воспитатель:
-Кто ответит, какую игрушку описывает Кирилл?
Дети отвечают
4. Рефлексия
Воспитатель:
- Вот и подошло наше занятие к концу. Кто ответит мне на главный вопрос нашего занятия :
- С помощью чего общаются люди?
- Что помогает людям понимать друг друга?
- Из чего состоит речь?
- Из чего состоит предложение?
- Ребята, какое задание больше всего вам понравилось?
- Какое было самым легким?
- Какое трудное?
- Кто считает, что он занимался хорошо?
Раздается звук колокольчика
- Если прозвенел звонок
Значит, завершен урок!
Воспитатель:
-Мне тоже очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными. Спасибо вам ребята!