Татьяна Нестерова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в библиотеку»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в библиотеку
Цель.
Продолжить знакомство детей с книжной культурой и детской литературой.
Задачи.
Обогатить представления о библиотеке и разных видах книг, которые там можно взять для чтения. Актуализировать имеющиеся знания по прочитанным книгам.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие в библиотеку“» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать способность понимать на слух, запоминать стихотворный текст и воспроизводить его в совместной театрализованной игре. Создать условия для реализации творческих способностей детей в игре-драматизации. Развивать воображение, мышление, память.
Стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений. Уметь взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в общей деятельности. Воспитывать интерес к чтению, любовь к книге.
Ход занятия
- Здравствуйте ребята!Я – Хранительница книг, как хорошо, что вы пришли ко мне в гости.
-Я приготовила для вас много литературы, но что бы нам начать диалог…
А кто знает, что такое диалог? (Это разговор нескольких людей)
Что нам нужно сделать, прежде чем начать диалог?
Правильно, нам нужно сделать гимнастику для язычка.
Жил веселый Язычок
В маленьком домишке,
Превращался во что мог
На радость всем детишкам.
Вот в лопатку превратился
И на губке развалился.
Распластался, растянулся
И губами улыбнулся.
Вот широко рот открылся,
Язычок поднялся вверх,
Потянулся, изогнулся
И стал чашечкой для всех.
А теперь Язык наш колкий,
Стал он тонкий, как иголка.
Язычок свой потяни
И иголкой уколи.
На тонкой ножке
Стоит грибок у дорожки.
Язык свой к нёбу прилепляй
И грибочек ты срывай.
Ходят часики тик-так,
Не остановишь их никак.
Влево - тик, вправо - так,
Тик-так, тик-так.
Язычок наш захотел:
На качелях полетел!
Летят они то вверх, то вниз.
Ты вместе с ними прокатись.
Очень любит Язычок
вкусное варенье,
Приготовил он друзьям
это угощенье.
Так живет наш Язычок
В маленьком домишке,
Превращается во все
На радость всем детишкам!
-Ну что ж,зарядку сделали, можно и начать наш разговор.
-Ребята, посмотрите, что вас окружает?
-На что же похожа вся обстановка?
- А кто знает, что такое библиотека?
-Я очень рада, что вы знаете правильные ответы, давайте посмотрим в толковом словаре, что такое библиотека.
(Это собрание книг, которые один человек или много людей собрали и хранят).
-Ребята, а как называют человека, который работает в библиотеке?
- Библиотеки на Руси появились очень давно, еще при царе Иване Грозном.
- А какие бывают библиотеки?
(Есть библиотеки школьные, районные. Есть библиотеки для взрослых и для детей. Есть библиотеки для людей определенных профессий.)
-А вы в какую библиотеку ходите?
-А у нас в детском саду есть библиотека?
Но самая большая библиотека в Москве – Российская библиотека.
Чтобы нужные книги доставить в читальный зал, используют специальные поезда! Слайд 6
В библиотеках так много книг, что среди них трудно найти нужную. На помощь приходят указатели-каталоги. На каждой – название книги и фамилия автора. А в углу знак – цифры и буквы. По этому знаку библиотекарь сразу определяет, на какой полке и в каком месте находится книга.
-Как называются люди,которые приходят в библиотеку?
-А кто из вас уже записался в библиотеку?
- А вы знаете, как нужно обращаться с книгами? (Их надо беречь! Нельзя рвать, рисовать на них, загибать страницы)
Правильно, ребята.
Читатели библиотеки должны выполнять определенные правила. С книгой, взятой в библиотеке, надо обращаться очень аккуратно. Ведь ею после вас будут пользоваться другие ребята. Книгу надо возвращать в срок. Некоторые книги из библиотеки можно брать домой, некоторые читать только там, в специальном месте, которое называется читальным залом.
- А как нужно вести себя в читальном зале?
- Как вы думаете, какие книги не дают на дом? (Наиболее ценные или старые книги.)
-Ребята, а кто знает из чего состоит книга (ответы)
На первый взгляд, все книги похожи: у них есть обложка, листы, корешок. А как вы думаете, чем тогда они отличаются друг от друга?
– У них разные авторы, названия.
– Есть книжки с рисунками, а есть – без.
– А еще книги отличаются своим внешним видом!
-Книги еще отличаются сюжетом.
-Какие книги любите читать и рассматривать вы?
-Ребята,у меня есть замечательная книга сказок, давайте посмотрим какие же сказки в ней есть.
-«Книгу сказок открываем, и ее мы прочитаем»(Музыка).
-Что за странный шум?
Ребята, это в моей книге сказочные герои все переругались. Мальвина спорит с Золушкой кто из них трудолюбивее, звери из сказки «Айболит» ругаются с Золотой рыбкой и говорят, что Айболит творит чудеса куда лучше, чем рыбка. Вот теперь и не знаю, что мне делать и как их помирить.
-А может быть вы мне поможете?
-Для этого нам нужно будет отправиться в сказку
-Мы положим волшебные кирпичики, которые приведут нас к волшебному зеркалу, через которое мы попадем в сказку. Кирпичик может положить тот, кто скажет, о ком в сказке говорится:
Хитрая… (Лиса, мачеха, Баба – Яга)
Злой… (Волк, колдун, Кощей Бессмертный, разбойник, пират, Бармалей)
Добрая… (Фея, Золушка, Дюймовочка)
Волшебное… (Кольцо, яблоко, блюдце, зеркальце, слово)
(Дети говорят и выкладывают дорожку) Ребята, теперь повернитесь налево и подойдите к зеркалу.
Зеркало очень любит ласковые слова, и пропустит только того кто назовет сказочного героя ласково (Лиса, Рыбка, Колобок, Фея, Айболит, Федора, Лебедь, Заяц, Петух, Буратино, Кот, Принцесса, Мальвина, Кощей, Бармалей, Мойдодыр, Лягушка, Осел)
Сейчас нам предстоит помочь помириться Мальвине и Золушке.
А из какой сказки Мальвина? (Золотой ключик или приключения Буратино, Алексей Николаевич Толстой)
Чем занималась Мальвина? (учила Буратино)
Мальвина предложила Буратино отгадать загадки, а загадки не простые их не только нужно отгадать, но и с 1 букв каждого ответа,нужно сложить слово. Давайте мы поможем Буратино справиться с ее заданием.
1 Красна девица грустна, ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – Снегурочка.
2 На сметане мешён, на окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок, покатился – Колобок.
3 Всех излечит, излечит, добрый доктор – Айболит.
4 Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка.
5 Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – Карлсон.
6 В сказках он всегда простак, все зовут его дурак.
Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой – Иванушка.
Какое слово у нас получилось?
Молодцы ребята, Мальвине очень много нужно трудиться, что б научить Буратино.
Физкультминутка
Отдохнем вместе с Буратино, повторяйте за ним.
Злая мачеха Золушке дала много заданий. Ребята, давайте и ей поможем, для этого мы разделимся на 2 группы. Девочки вы поможете Золушке перебрать крупу, фасоль и гречку (раскладываем в разные чашки).
А с мальчиками сыграем в игру «Раньше - позже», а вы подойдите ко мне, и мы поможем Золушке распределить старинные и современные предметы.
(у воспитателя картинки с изображением старинных предметов, а у детей – современные предметы)
- Ребята, я буду называть старинные предметы, а вы будете находить им пару, то есть называть современные предметы.
- Например: Воспитатель говорит:«Раньше писали пером, а сейчас пишут ручкой»
-«Раньше убирались веником, (а сейчас пылесосом).
-«Раньше освещали комнату свечи, (а сейчас освещают комнату лампочки).
-«Раньше ездили на карете, (а сейчас ездят на машине).
-«Раньше готовили еду в печке, (а сейчас готовят на газовой плите)
-«Раньше шили иголкой, (а сейчас шьют швейной машинкой».
-«Стиральная доска,а сейчас стиральная машина»
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием, помогли Золушке.
-Пока мы помогали нашим героям они помирились.
-Следующее задание из нашей книги сказок (достаю конверты)
-Вам хотелось бы узнать, что в них? Давайте вы сейчас подойдете к столамгруппой, и посмотрите, что же в них находится.
-Итак, что вы обнаружили в конвертах? (разрезные картинки)
-Тогда начинайте собирать картинку воедино, а потом мы посмотрим у кого, что получится. Ребята, пока вы собираете картинку, вы выберете одного человека, который потом будет отвечать.
-Иллюстрация к какой сказке у вас получилась)
(к сказке о рыбаке и рыбке). (Айболит)
-А что же приготовил для нас Айболит- в сказке куда он летел?
-А мы вот поможем наоборот зверятам попасть к Айболиту. (лабиринт) Пока наши пальчики будут двигаться по лабиринту, мы будем произносить первый звук имени доктора.
-Какой это звук? А
-Давайте мы с вами попробуем поймать Золотую рыбку.
А пока мы будем вытягивать наших рыбок, мы будем произносить чистоговорку : КИ-КИ-КИ - ловят рыбу рыбаки
КЕ-КЕ-КЕ - рыба плавает в реке
-Рыбу ловить умеем, но Золотую рыбку выловить не получилось, она умеет творить чудеса и прятаться от нас.
-Мы помирили героев двух сказок, назовите название и авторов этих сказок. (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Айболит»)
-Мы помирили героев сказок и теперь нам пора возвращаться в детский сад. --А что бы нам пройти через зеркало, каждому из вас нужно сказать, чем мы сегодня занимались? Что нового узнали?Только тогда зеркало вас пропустит обратно в детский сад.
(Каждый из вас достает из «волшебного мешочка» предметы и говорит к какой сказке они относятся.
• Корыто – Сказка о рыбаке и рыбке
• Азбука – Золотой ключик или приключения Буратино
• Перо жар-птицы – Конёк-горбунок
• Яйцо – Курочка Ряба
• Корзинка с пирожками – Красная шапочка
• Тыква-карета – Золушка
• Кроватка-орешек – Дюймовочка)
«Книгу сказок закрываем и путешествие завершаем!»
А я хочу вам напомнить
Чтобы книги не обидеть -
Надо их почаще видеть.
Их читать и уважать,
Их любить и в них мечтать!
Книги всех отучат злиться,
И научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,
Книжки чаще "открывайте ",
Ежедневно их читайте
А что бы вы не забывали, как нужно обращаться с книгами, я подарю вам закладки для ваших любимых книг.