Екатерина Бодрягина
Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» .
Программное содержание: Учить детей передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений.
Словарь и грамматика: активизировать подбор сравнений и определений, синонимов и антонимов к заданным словам.
Публикация «Пересказ рассказа К, Ушинского „Четыре желания“, Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Ушинский К.Д.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Закрепить способы образования степеней сравнения прилагательных.
Звуковая культура речи : совершенствовать умение находить слова с заданным звуком и определять его место в слове.
Развивать память, логическое мышление.
Воспитывать интерес к явлениям природы.
1 часть: - Встанем все в круг, соберем все свои знания и силы и настроимся на занятие.
Мы спокойны, мы cпокойны,
Говорим всегда красиво
Четко и неторопливо
Вспоминаем обязательно
Что учили на занятии.
-Сегодня утром к нам в гости приходил Почтальон Печкин, для нас он принёс посылку.
-А вы хотите посмотреть, что же там внутри?
-Но сначала мы с вами отгадаем загадки
Сколько снега намело!
Стало чисто и светло.
И мороз почти до слез
Ущипнул меня за нос.
Знать уже пришла сама
Настоящая … (зима).
Вдруг чирикнул воробей
После зимней стужи,
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Вся застывшая природа
Пробудилась ото сна,
Наступает непогода,
Это к нам идет… (весна).
Спеет сладкая малина
На лесной опушке,
На болоте у осины
Квакают лягушки.
И выводит соловей
Трели до рассвета.
Ночь короче, день длинней,
Наступило … (лето).
Вот ненастный день понуро
Листьев ворох в ноги бросил,
И сереет небо хмуро,
И дождями плачет … (осень).
(на доске картинки, изображающие 4 времени года)
-Скажите, что изображено на картинках? (зима, лето, осень, весна)
-А как можно сказать об этом одним словом? (времена года) .
-А теперь давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:
-зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)
-весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)
-лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)
-осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)
2 часть. –Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом про мальчика Митю и узнаем как он вел себя в разное время года. Рассказ называется «Четыре желания». Написал рассказ Константин Ушинский.
-Вы внимательно слушайте и запоминайте, чем занимался мальчик.
(чтение)
ЗНАКОМСТВО С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.
1. Чтение рассказа.
- Сегодня мы познакомимся с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания». Слушайте внимательно. (Воспитатель сопровождает свой рассказ картинками на экране телевизора).
а) Чтение первой части рассказа.
«Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!» «Запиши свое желание в мою карманную книжку», - сказал отец. Митя записал.»
Беседа по содержанию.
- Как звали мальчика? /Митя. /
- Что делал Митя зимой? /Катался на саночках и на коньках. /
- Каким он был зимой? /Румяным и веселым. /
- Какое желание высказал мальчик своему отцу? /Он хотел, чтобы всегда была зима. /
- Куда записали его желание? /В записную книжку. /
- Выберите схему для рассказа о зиме.
- Послушайте и скажите, какой знак может стоять в конце этого предложения: Митя сказал: «Уж как весело зимой!» /Восклицательный. /
- Мы будем передавать карточку с изображением восклицательного знака по кругу и, каждый придумает свое предложение о зиме. Следите за интонацией, ваши предложения должны быть радостными, восклицательными. (Уж как /радостно, славно, прекрасно, увлекательно, отлично, хорошо, здорово/ зимой)
б) Чтение второй части рассказа.
- Слушайте продолжение.
«Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!» Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.»
Беседа по содержанию в виде отгадывания кроссворда на экране телевизора:
- Сейчас мы с вами попробуем отгадать кроссворд.
- Кто порхал над зеленым лугом? За кем бегал Митя? /Над лугом порхали бабочки. Митя бегал за бабочками. /
- Какие были бабочки? /Бабочки были пестрые. /
- Что мальчик рвал на лугу? /Мальчик рвал цветы. /
- Как мальчик говорил о весне? /Что за прелесть эта весна!/
- Куда Митя записал свое желание? /Митя записал свое желание в записную книжку. /
- Молодцы! Все правильно отгадали.
- Прочитайте, какое слово получилось по вертикали. /Весна. /
- Выберите схему для рассказа о весне.
в) Чтение третьей части рассказа.
«Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!» И это желание Мити было записано в ту же книжку».
Беседа по содержанию.
- Куда отправился Митя с отцом летом? /На сенокос. /
- Как мальчик веселился весь день? /Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене. /
- Что сказал Митя отцу вечером? /Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было!/
- Куда было записано желание мальчика? /В записную книжку. /
- Подберите схему о лете.
Д/и «Кто больше придумает слов?»
г) Чтение четвертой части рассказа.
- Слушайте, что было дальше.
«Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!» Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.»
Беседа по содержанию.
- Какое время года наступило? /Осень. /
- Что делали люди в саду? /Собирали румяные яблоки и желтые груши. /
- Какое было настроение у Мити? /Митя был в восторге!/
- Что мальчик говорил отцу? /Осень – лучше всех времен года!/
- Что сделал отец? /Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете. /
(физкультминутка)
-А сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз. Потом будете рассказывать вы. Слушайте внимательно и запоминайте.
(повторное чтение)
-А теперь кто хочет пересказывать? (вызвать 4 детей)
Вы между собой договаривайтесь, кто о каком времени года будет говорить.
(рассказы детей) .
-А сейчас кто-нибудь один перескажет рассказ целиком.
-Молодцы, дети, очень подробно рассказали.
3.-Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Летом было хорошо, - а осенью еще лучше. Давайте сравнивать:
-весна теплая – а лето? (теплее, более теплое)
-трава зеленая – а после дождя? (зеленее, более зеленая.)
-осенью холодно – а зимой? (холоднее, более холодно)
-береза высокая – а ель? (выше, более высокая.)
-тигр сильный – а слон? (сильнее, более сильный.)
-клубника сладкая – а малина? (слаще, более сладкая.)
-вата мягкая – а пух? (мягче, более мягкий.)
-дорога узкая – а тропинка? (уже, более узкая.)
-река глубокая – а море? (глубже, более глубокое.)
-мальчик высокий – а его брат? (выше, более высокий.)
4 . - А теперь вспомним пословицы: я начинаю, а вы подскажите противоположные по смыслу слова в пословицах.
Смелый там найдет, где робкий (потеряет) .
Больше знай – да меньше (болтай) .
Вещь хороша когда новая, а друг – когда (старый) .
Человек от лени болеет, а от труда (здоровеет) .
Дождик вымочит, а солнышко (высушит) .
Один теряет, другой (находит) .
3часть. Наше занятие подошло к концу.
-скажите, дети, что вы сегодня узнали нового?
-Какое время года лучше всех?
-Правильно, вы сегодня очень хорошо отвечали, пересказывали рассказ. Я вами очень довольна. Спасибо вам всем.