Светлана Сергеевна Камина
Конспект занятия по развитию речи в области «Коммуникация» Тема недели: «Животные жарких стран»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ детский сад
комбинированного вида № 1323 г. Москва
КОНСПЕКТ
занятия по развитию речи в области «Коммуникация»
подготовительная к школе группа
Тема недели : «Животные жарких стран»
Тема занятия : «Зачем слону хобот?»
«Зачем слону хобот»
Цели:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в области „Коммуникация“ Тема недели: „Животные жарких стран“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Словарная работа:
• Работа по словообразованию: лев-львица-львенок (львята, слон-слониха-слоненок (слонята) и т. д.
Звуковая культура речи :
• Закреплять произношение звуков «С» и «Ч»
Обучение грамоте:
• Закреплять умение делить слова на слоги
Связная речь:
• Учить строить высказывания типа рассуждений, развивать умение придумывать сказку.
Воспитательные:
• Развивать коммуникативные навыки детей, их умение находить свое место в группе, сотрудничать.
Материалы к занятию :
• Картинки небольшого размера животных жарких стран и их детенышей;
• Картинки с изображением львенка и черепахи – героев сказки С. Козлова «Львенок и черепаха»;
• Фотоиллюстрации или картинки с изображением слонов;
• Игрушечные африканские животные
Ход ЗАНЯТИЯ
Введение в тему занятия.
Игра «Найди свою группу»
Воспитатель:
- Для сегодняшней нашей встречи, ребята, я подготовила картинки. (Картинки лежат на столе воспитателя лицевой стороной вниз). Возьмите по одной. А теперь задание: вы должны разделиться на группы так, чтобы звери на картинках каждой группы имели какой-то общий признак. Вы должны назвать этот признак.
Дети делятся на группы по разным признакам. Например, взрослые животные и детеныши; травоядные и хищные животные.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Вы правильно разделились на группы и обосновали свое решение.
Воспитание звуковой культуры речи
Воспитатель:
- Ну, что ж, я думаю, вы уже догадались, что нас сегодня ждут приключения по Африке. Путешествовать мы будем в компании наших знакомых – львенка и черепахи (показывает картинки с их изображением).
Вы помните, как звали львенка в этой сказке? Его звали Ррр-Мяу. (Повторяем вместе). А черепаху? Большая черепаха. Она придумала забавную песенку. А львенок придумал забавный стишок про большую черепаху. Послушайте,
Черепаха, не скучая,
Час сидит за чашкой чая.
(Дети повторяют чистоговорку вместе и по одному, в разном темпе, с разной силой голоса).
- Какой звук здесь слышится чаще всего? Правильно, звук «Ч». Давайте попробуем дать ему характеристику.
Следуя схеме, дети определяют, что «Ч» - согласный звук, звонкий, всегда мягкий.
Воспитатель:
- Черепаха очень обрадовалась и удивилась, что вы ребята, так много знаете о звуке «Ч», ведь это ее звук! Именно с него начинается слово «черепаха».
А вы знаете, какое любимое занятие у львенка и черепахи? Да! Они любят петь песни, но еще они любят гулять. Точнее, львенок Ррр-Мяу забирается на спину большой черепахи и она катает его по Африке.
Сегодня они поехали в гости к семейству слонов, напевая песенку:
Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.
Давайте им подпоем. (Дети вновь повторяют считалочку тихим и громким голосом, с разной интонацией, группой и индивидуально)
Словообразование: животные и их детеныши
Воспитатель:
Ребята, пока львенок и черепаха ехали по Африке, они встречали разных животных. Кого они могли увидеть?
(Дети называют животных, воспитатель предлагает им взять фигурку этого животного). Давайте попробуем теперь определить, сколько слогов в названии вашего животного. (Каждый ребенок произносит название своего животного по слогам, помогая себе хлопками и называет общее количество слогов).
- Ребята, все животные очень обеспокоены – они потеряли своих детенышей. Нужно их найти, ведь малышей-зверят без защиты мамы подстерегают опасности. (Карточки, которые ребята получили в начале занятия лежат на столах). Пусть каждый из вас найдет свою пару.
(После того, как ребята распределились по семействам, воспитатель предлагает назвать семью этого животного).
Лев – львица – львенок (львята)
Слон – слониха – слоненок (слонята)
Бегемот – бегемотиха – бегемотик (бегемотики)
Жираф – жирафа – жирафенок
Крокодил – крокодилиха – крокодильчик (крокодильчики).
Развитие связной речи. Зачем слону хобот?
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Все звери нашли свое семейство. Но наш львенок очень хотел узнать, зачем слонам нужен хобот. И он решил спросить их об этом. Мудрые слоны не стали нечего говорить львенку, а просто показали, что они могут делать своим хоботом. Ребята, а вы знаете, зачем слону нужен хобот?
( Дети предлагают свои варианты: пить воду из реки, таскать бревна, поливать себя водой, брать еду и класть ее в рот и т. п.)
- Молодцы! А теперь посмотрите на эти картинке (изображение семейства слонов). Я предлагаю вам придумать короткую сказку про слонов, изображенных здесь. У каждой сказки, как вам известно, есть начало, середина и конец. В каждой сказке есть что-то волшебное: персонаж или предмет. Давайте я начну нашу сказку, а вы подумайте, как ее продолжить:
Жил-был слоненок, который не хотел ни с кем дружить, потому что считал себя самым сильным и самым главным в Африке.
Слоненку предлагали дружбу и маленький леопард, и черепашонок, и бегемотик. Но слоненок смотрел на них свысока: он не хотел водиться с малышней. «Зачем мне нужны эти малыши? – думал он. Я самый сильный, мне ничья помощь не нужна, и врагов у меня никаких нет. А раз нет врагов, то и без друзей я обойдусь».
И вот однажды…
(Воспитатель предлагает одному ребенку продолжить сказку. Затем несколько предложений добавляет второй, третий, четвертый ребенок. Воспитатель помогает развить мысль, логично связывать свои мысли. Полученную сказку можно записать или проиллюстрировать).
- Отличная у нас получилась сказка, ребята. Я ее записала. Давайте отправим ее в Африку, чтобы мама слониха прочитала ее своим слонятам, и они никогда не зазнавались.
(Сказку запечатываем в конверт и отправляем в Африку).
Конспект составлен на базе методических рекомендаций и конспектов занятий Скоролуповой О.