Галина Азовцева
Конспект занятия «Звуки [Ш] и [Ж]» по развитию речи в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Развивать внимание, память, умение логически мыслить
2. Развивать творческое воображение
Задачи:
1. Упражнять в образовании названий детёнышей животных в именительном и родительных падежах множественного числа.
2. Активировать использование в речи сложно-подчинённых предложений
3. Учить выделять из предложений слова со звуками "ш" и "ж"
4. Чётко произносить фразы (чисто- и скороговорки, насыщенные данными звуками
Публикация «Конспект занятия „Звуки [Ш] и [Ж]“ по развитию речи в логопедической группе» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
5. Произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шёпотом
6. Учить составлять рассказ на заданную тему
Наглядный материал: плюшевый медведь, счётные палочки, фишки
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение Т. Волгиной "Где, чей дом".
Воробей живет под крышей,
В тёплой норке - домик мыши.
У лягушки дом в пруду
Домик пеночки в саду.
- Эй, цыплёнок, где твой дом?
- Он у мамы под крылом.
Задаёт вопросы? "О чём говорится в этом стихотворении?". (О том, кто, где живёт).
- Про чьи дома рассказывается? (Воробья, мыши, лягушки, цыплёнка).
- Ещё в стихотворении говорится о домике пеночки, Пеночка птичка, она живёт в саду. Вместе с большим воробьём живут под крышей малыши - воробьишки. (Если дети не могут ответить, воспитатель подсказывает начало слова).
- В пруду домик лягушки и. лягушат. (Хоровые и индивидуальные ответы). Домик цыплёнка у мамы под крылом. У курицы много. цыплят.
А у пеночки птенцы так же называются - пеночки. Один птенчик - пеночка. много птенцов - пеночки.
- Названия ещё каких птенцов одинаковы с названием взрослых птиц? (Воспитатель может подсказать начало слов: "лас. точки, си. нички").
Один птенчик -. ласточка, синичка; много птенчиков. ласточки, синички.
- Какие ещё птиц и птенцов вы знаете? (Самостоятельные ответы детей). За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. При подведении итогов педагог называет ребёнка, больше всех набравшего фишек).
Подвижная игра: "Совушка"
Из числа играющих выделяется "совушка". Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке рассполагаются произвольно. "Совушка" - в гнезде.
По сигналу ведущего: "День наступает, всё оживает!" - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков и т. д. По второму сигналу: "Ночь наступает, всё замирает - сова вылетает!" - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. "Совушка" выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх игроков.
Затем "совушка" опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке. После 2-3 выходов "совушки" на охоту её сменяют новые иводящие из числа тех, которые ни разу ей не попались.
Правила запрещают "совушке"подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться.
Дети, отдохнув, возвращаются на свои места.
Воспитатель загадывает загадки:
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёжик)
- Почему вы думаете, что это ёжик?
- Какой знакомый звук есть в отгадке "ж" или "ш"? (Вопрос задаётся после отгадывания детьми загадки).
- Произнесите слово так, чтобы слышался звук "ж". (Ёжжжик).
Маленькие ножки,
Боится кошки,
Живёт в норке,
Любит корки. (Мышка)
- Почему вы думаете, что это мышка?
- Какой знакомый звук в слове "мышка" - "ш" или "ж"? Произнесите его протяжно. (Мышшшка)
- Сейчас я прочитаю стихотворение, в словах, которого очень часто встречается знакомый вам звук.
Послушайте внимательно и скажите, какой это звук".
Мышонку шепчет мышь:
"Ты всё шуршишь, не спишь".
Мышонок шепчет мыши:
"Шурчать я буду тише".
- Придумайте рассказ про мышонка, который не спит. (Ответы 2-3 детей).
- Послушайте ещё одно стихотворение:
Жук упал, и встать не может.
Ждёт он, кто ему поможет.
- Придумайте рассказ про жука: что с ним случилось? Кто ему помог? (Ответы 2-3 детей).
- Послушайте скороговорку: "Хорош пирожок, внутри творожок".
-Повторите сначала медленно и громко, потом медленно и тихо. (Некоторым детям воспитатель предлагает повторить скороговорку шёпотом быстро).
Педагог берёт в руки медведя и от его имени даёт детям задание:
- Отгадайте, что я больше всего люблю? (Мёд, малину).
- Послушайте, как я произнесу слово "ма-ли-на". Сколько в этом слове частей? (Три).
- Давайте посчитаем вместе: маа-лии-наа. (При произнесении каждой части дети вкладываются перед собой счётную палочку).
- Какая первая часть слова? (Ма.). Какая вторая? (Ли). Третья? (На). Всего три части".
Аналогично разбираются слова "машина", "Наташа".
Динамическая пауза "Правая -левая рука"
Дети произносят слова, сопровождая их движениями:
Это - правая рука,
Это - левая рука.
Справа - шумная дубрава,
Слева - быстрая река.
Обернулись мы и вот
Стало всё наоборот:
Слева - шумная дубрава,
Справа - быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?
- Ребята, а теперь давайте вместе вырежем журавликов из бумаги. Показ воспитателя, как нужно вырезать журавликов (путём сложения бумаги вдвое, по намеченным линиям).
Одного из них подарим Мишке.
Итог занятия:
1. С какими звуками мы с вами познакомились?
2. Что вам запомнилось, что понравилось на занятии?