Анна Метс
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в подготовительной группе
Звуки вокруг нас
Цели занятия :
-Дать представление о звуке;
-разграничить понятие «звук» и «звуки речи»;
-совершенствовать устную речь детей.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать фонематический слух детей;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Звуки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
- уточнить и закрепить артикуляцию гласных и согласных звуков;
- упражнять в умении образовывать однокоренные слова;
- закрепить умение делить слова на слоги;
- упражнять в умении подбирать слова омонимы;
- учить строить предложение по образцу.
Развивающие :
- развивать речь, внимание, воображение;
- развивать ассоциативное мышление;
-развивать зрительное восприятие, фонематический слух;
- активизировать участки головного мозга детей, отвечающие за развитие речи с помощью Су – Джок терапии.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;
- воспитывать желание говорить правильно, красиво;
- формировать навыки самостоятельности, сотрудничества.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся, а для этого поиграем в игру «Ласка». Меня зовут Анна, а ласково Анюта, а как вас называют ласково?
Ну вот, мы с вами и познакомились. Я предлагаю вам отправиться в путешествие, но туда можно отправиться только тогда, когда вы будете уверены в своих знаниях и будете готовы преодолеть трудности, которые встретятся нам на пути. Ведь там, куда мы отправимся, полно тайн и чудес! Вы готовы?
А вот и первая трудность; вы должны с закрытыми глазами отгадать, что я делаю, а после вы мне сами скажете, в какую сказочную страну мы с вами отправимся!
- хлопаю в ладоши;
- шагаю на месте;
- рву бумагу;
- переливаю воду;
- шуршу пакетом;
- хлопаю воздушный шар;
- играю мячом.
Как вы узнали, что я делаю, ведь вы ничего не видели?
Как вы думаете, в какую сказочную страну мы отправимся? Да, мы с вами отправимся в волшебную страну звуков, но чтобы туда попасть, мы должны преодолеть следующую трудность: мы должны проверить, четко ли мы умеем выговаривать слова и звуки.
Чтобы четко выговаривать звуки надо делать самомассаж.
Самомассаж:
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно, чтобы было всем понятно.
Чтобы этого добиться, мы сделаем массаж.
Руки растираем и разогреваем,
И теплом своим мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
А потом уходят пальцами по щечкам.
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губы разминаем, чтобы улыбались
Мы теперь утятки, клювики потянем,
А потом по шейке ручками стекаем.
Он-он-он – у меня зазвонил телефон
Ыр-ыр-ыр – любит воду мойдодыр.
Ил-ил-ил – крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца – нынче муха-цокатуха именинница.
Ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.
Са – СА – СА - в лесу бегает лиса.
Ру-ру-ру – лиса спряталась в нору.
Ну, теперь вы готовы. Беремся за руки и повторяем.
Если мы глаза закроем и подглядывать не будем,
Мы с вами мир откроем, о котором не забудем.
Включается 1 слайд.
Воспитатель: Ребята, да мы с вами оказались в сказочном лесу звуков! Ребята, будьте осторожны, здесь протекает речка, в которую детям никак нельзя заходить, перешагивать и перепрыгивать, иначе останетесь здесь в заточении на ближайшие сто тысяч лет. Прислушайтесь, вы что - будь слышите? Ребята, а вы знаете, что звуки бывают разные? Можно выделить звуки природы – это шум ветра, раскат грома, шум воды, шелест листьев, шум дождя.
- Саша, изобрази нам шум дождя.
- Влада, покажи, как может дуть ветер.
Так же есть звуки, которые издают животные и птицы
-Аня покажи, как мяукает кошка.
- Кирилл, а как кукует кукушка?
А еще есть механические звуки, то есть их издают различные механизмы, приборы при помощи человека.
- Покажи, как гудит поезд.
- Как будут тикать часы?
- А как будет стучать молоток, Злата?
Ребята, давайте послушаем звуки и определим, к каким звукам они относятся? Слайд №2
Воспитатель: ребята, скажите, а из чего состоят слова? Из этих ли звуков, о которых мы сейчас говорили? Звуки, из которых состоят слова, называются звуки речи. Хотите посмотреть, как из звуков речи складываются слова. Игра «Звуковой мяч» Я кидаю звук, вы ловите, кидаете его мне обратно, а из звуков мы потом составим слово.
- Аня, повтори все звуки.
-Настя, какое слово получилось?
-Саша, а ты какое слово услышал?
-Оля, какой первый звук ты услышала?
- Влад, какой второй звук ты услышал?
-Кирилл, какое у тебя получилось слово?
Ребята, а вы заметили, что нас так никто и не встретил?
Посмотрите, здесь какой – то сундучок и записка.
Я, хозяин звуковой страны, Звуковичок. Очень рад всем гостям. Вы оказались в моей сказочной стране, и я предлагаю вам выполнить мои задания, справившись с ними, и ответив на мой вопрос, вы сможете открыть волшебный сундучок, в котором лежит подарок для вас.
А вот и первое задание:
необходимо построить домик каждому звуку в слове РЫБА слайд №3
Воспитатель:
- Саша, какая перед нами стоит задача? (ответ). Построить домики звукам.
- Петя, скажи на какие группы можно разделить все звуки речи?
- как еще можно назвать эти звуки?
- что может нам мешать при произношении согласных звуков?
-каким цветом будет кирпичик для гласного звука?
- каким цветом будет кирпичик для согласного звука?
- Давайте произнесем слово «рыба».
-Ваня, сколько звуков ты слышишь в этом слове?
- Света, какой ты слышишь первый звук в слове?
- Ребята, все слышали звук «Р»?
- Валя, это какой звук?
- Саша, тебе что-нибудь мешает при произношении этого звука?
- Какого цвета кирпичик мы возьмем для этого звука? Ответ: согласный, синий. 4 слайд (после правильного ответа щелчок мышкой появляется кубик, и так щелчок на каждый ответ)
-Оля, произнеси еще раз слово «рыба», какой ты слышишь второй звук?
- Саша, попробуй пропеть этот звук.
- Ира, какого цвета кирпичик мы возьмем для этого звука?
Ответ: гласный, красный.
- Илья, какой ты слышишь третий звук в слове?
- Миша, произнеси еще раз слово, какой следующий звук ты слышишь?
- Что тебе мешает при произношении звука «Б»?
-Артем, какого цвета кирпичик мы возьмем для звука «Б»?
Ответ: Синий/согласный
-Полина, какой четвертый звук ты слышишь в этом слове?
_ Попробуйте его пропеть.
- Саша, какой это звук, какого цвета кирпичик возьмем для этого звука? Ответ; гласный/красный.
- Кирилл, посчитай, сколько всего звуков в слове, и ответь, сколько гласных и согласных?
-Давайте со словом «рыба» составим предложение из трех слов.
Кто готов, поднимает руку. (ответы детей)
Слайд 5
Ребята, посмотрите, в сказочной стране стала портиться погода. Что происходит? Снег прекратится лишь тогда, мы назовем слова, похожие на слово «снег».
-Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
- есть слово длинное – снегопад.
-есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик
-есть слово, легкая, пушистая – снежинка.
-есть слово – цветок – подснежник.
- есть слово – птица – снегирь.
Смотрите, опять засияло солнце!
Слайд 6
Воспитатель; молодцы, ребята, и с этим заданием справились. А вот и следующее задание: Звуковичок просит засадить клумбу: в левую часть клумбы посадить цветы, которые делятся на 3 слога, в правую – на 4 слога, а в центре, цветы, которые делятся на 2 слога. Каждый берет по цветку из корзинки, называет цветок, делит его на слоги, определяет место, куда его садит, если задание выполнено правильно, то мы хлопаем в ладоши, а если неправильно, то стучим по полу кулачками.
Теперь можно и отдохнуть. Давайте оживим нашу поляну бабочками.
Слайд № 7
Игра: Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась
Раз – водой она умылась,
Два– легонько покружилась,
Три- нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Ну а на пять – стали детками опять!
Воспитатель: ребята, смотрите, здесь проход в другую часть сказочного мира, только это «проход-наоборот», он пропустит лишь того, кто назовет слово с противоположным значением, т. е. наоборот. Дети, которые проходят проход, встают вокруг корзинки полукругом и думают, как еще можно назвать слово – наоборот своего товарища.
Слова: умный, сладкий, светло, день, ночь, жадный, сильный, сухой, плохой, молодой, жарко, холодно, тихо, больной, старый, сытый, черствый.
Мы с вами оказались на острове фантазии. А фантазировать наш Звуковичок любит со своими друзьями, цветными ежами. А вот и они (открывается корзинка). Предлагаю с ними поиграть. Ежиков берем быстро и аккуратно, пока они согласны с нами поиграть!
Пальчиковая игра «Ёжик»
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи (дети катают Су- Джок между ладонями).
Звуковичок предлагает вам пофантазировать. Он очень любить смотреть на небо, что мы там можем увидеть (облака? Ребята, вы замечали, что в небе облака похожи на различные силуэты – предметы.
Звуковичок собрал облака в этот волшебный мешочек, тот к кому я подойду, опускает руку в мешочек и на ощупь попробует определить, на что похоже облако и скажет «Мое облако похоже на…», затем достает облако, и мы все вместе смотрим, на что же оно похоже.
Ну вот, ребята, мы и выполнили все задания, но прежде чем открыть сундучок, скажите, почему же мы так и не увидели Звуковичка с его волшебными звуками?
Ответы детей.
А вот и волшебный сундучок, вам интересно, что же в нем? Чтобы его открыть, надо произнести волшебные звуки «Крибле-крабле-бум»
Что это, ребята? Это не простой клубок, а клубок хорошего настроения. Мы будем его передавать друг другу и говорить о том, что нам сегодня понравилось. Давайте передадим его нашим гостям. А теперь, возьмитесь за руки и закройте глаза, посмотрим, что произойдет с нашим клубком.
А нам пора возвращаться в наш детский сад.