Наиля Гирш
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Осенний сюрприз»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в старшей логопедической группе.
Тема:
«Осенний сюрприз».
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое».
Цель:
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях. Совершенствование грамматического строя речи.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе „Осенний сюрприз“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Коррекционно-обучающие: Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью. Активизация и актуализация словаря по теме. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. учить правильно, находить признак предмета, исходя из установленной связи (относительное прилагательное); закреплять понятия: «вправо, влево»
Коррекционно-развивающие :
развивать способности находить ассоциации между предметами, развивать слуховое внимание; развитие общей моторики мелкой моторики; развивать навыки восприятия основного тона; продолжать развивать фонематический слух, развивать у детей умение объединяться в игре, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслам;
Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание выдержки, умения работать в коллективе, тренировки быстрого включения в деятельность. Воспитывать доброту, отзывчивость. Воспитывать самостоятельность, контроль над собственной речью.
Оборудование:
1. Демонстрационный материал: разрезная картинка (6частей с изображением осень,аудиозапись «шум дождя»; вырезанные из бумаги листочки (дубовые, кленовые, осиновые, сосновые, тополиные)10штук, предметных картинки с изображением деревьев: дуб, клен, осина, тополь; сосна, вырезанные из самоклеющейся бумаги и картона солнышко,ветер, дождика, мяч, письмо от осени, карта-схема, яблочный колобок, морковь (овощ, перец, груша (муляжи,гелевый воздушный шарик.
2. Раздаточный материал (на каждого ребенка подгруппы) : белые квадраты (пленка пузырьки)20х20 см. ; яблоки, горох, стружки моркови, кукуруза, трубочки свистки.
Предварительная работа: Обогащение знаний детей по данной тематике в разных видах детской деятельности. Рассматривание репродукций осенних пейзажей, чтение и разучивание стихов, песен о осени, работа с родителями: изготовление поделок из природного материала.
Ход:
Мотивация.
Сегодня к нам пришли гости, давай с ними поздороваемся и подарим им свои улыбки.
Я вижу у вас сегодня очень хорошее настроение, значит у нас сегодня обязательно все будет получаться! Но прежде чем начать давайте проговорим наши волшебные слова.
- «Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре, верно, четко говорим, никуда мы не спешим!»
Создание мотива:
Группу залетает воздушный шар (наполненный гелием, а к ниточке привязан конверт.
Л : Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим что там (логопед открывает конверт).
В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберем, и тогда может быть, узнаем от кого оно. (Дети собирают картинки, на картинке изображена осень).
Всё ясно, значит, письмо нам прислала Осень. Теперь мы можем с вами его прочесть. (Л читает письмо).
"Здравствуйте дорогие ребята! я приготовила для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит сюрприз. Вы готовы к путешествию в лес? Тогда удачи. Я вам отправляю карту. По этой карте вы найдете сюрприз.
Совместная деятельность взрослых и детей:
Л : Ну что ребята начнем выполнять задания Осени? Скажите, как нужно одеться, чтобы отправиться в лес?
Д: Тепло.
Л : Как вы думаете, на чем можно доехать до леса?
Д: На автобусе, машине.
Л : Сегодня я вам предлагаю пойти пешком. Ребята давайте посмотрим на карту и определим маршрут. Где мы с вами находимся? Куда нам нужно идти?
Давайте закроем глаза и повернемся вокруг себя через левую сторону. открываем глаза.
Вот мы и очутились с вами в осеннем лесу.
Л: - Ребята, вы сказали, что осень бывает разная. Какие периоды осени вы знаете?
Дети: (Ранняя, поздняя)
Назовите признаки наступления осени.
Солнце светит, но мало греет.
Дует холодный ветер.
Деревья сбрасывают листья.
По небу плывут тёмные дождевые тучи.
Часто идёт мелкий моросящий дождь”
Птицы улетают в тёплые края.
Лесные жители готовятся к зиме.
Люди убирают во дворе осеннюю листву.
Они собирают урожай в саду, на поле, в огороде.
А здесь что-то спрятано, давайте посмотрим (мяч)
Словесная игра "Погода осенью"
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Л : Расскажем, какая бывает погода осенью :
Когда идет дождь - дождливая.
Когда дует ветер - ветреная
Холодно – холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро – сырая
Хмуро - хмурая
Ясно – ясная
Сухо - сухая
Л : Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
Л: Ребята посмотрите, на картинки. Что это?
Д. Деревья
- Назовите какие деревья вы знаете?
- Какие листья на деревьях осенью?
- Почему некоторые листья лежат на земле?
- Как называется это явление? (Листопад)
• Игра «С чьей ветки детки».
-Лист с осины? Ответы детей: – осиновый,
-Лист с дуба? Ответы детей: – дубовый,
-Лист с сосны? – сосновый.
Лист тополя
Лист клена
(дети подбирают картинки с листьями к нужному дереву на картинке).
Главная примета осени - листопад.
Я предлагаю вам превратиться в листочки.
Физкультминутка.
Осень, мы гулять идем /Дети топают носками ног, пятки на месте/
Листья сыплются дождем, /Поднимают и опускают руки/
Под ногами шелестят /Трут ладонями друг о друга,
И шуршат, шуршат, шуршат. постепенно убыстряя темп
Смотрим дальше на карту. Куда показывает указатель?
Л : - Какая осень вам больше нравиться?
Мне тоже нравиться ранняя – «золотая Осень», от ярких, теплых красок поднимается настроение.
Л : - Ребята, давайте мы с вами создадим картину золотой осени, используя только теплые краски, чтобы наша картина была яркая, веселая и красивая. Сделаем гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Осень».
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Упражнение для дыхания «Прогоним тучи»
Поднимается сильный ветер давайте подуем в трубочки и отгоним тучки
Дети дуют не получается
Слышится шум дождя
Динамическая пауза “Дождик”.
Кажется дождь начинается
“Капля раз, капля два, (прыжок на одной ноге, потом на другой)
Очень медленно сперва. (медленно бегут на носках по кругу)
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом. (быстро бегут в разные стороны)
Мы зонты свои раскрыли, (разводят руки в стороны)
От дождя себя укрыли” (руки полукругом над головой)
Л. Ребята льет сильный дождь, давайте вернемся в детский сад готовы, закрываем глаза и делаем поворот через правое плечо, ну вот мы в вернулись в детский сад.
Предлагаю поиграть в игру «Карусель
Ход: Пособие представляет собой круг из клеенки, на котором расположены по краю 12 кругов для значков признаков и в центре 1 круг для объекта.
Л. предлагает 3-4 детям встать по кругу, выбрать объект и начинает считать: 1,2,3-беги. (дети бегут по кругу, вокруг пособия.)
Л: :1,2,3- замри. (Дети останавливаются). Перед каждым ребенком находится карточка-значок признака,
По очереди дети называют значок признака и характеризует по нему выбранный объект.
После игры логопед прислушивается и спрашивает детей не слышат ли они голос.
Д. отвечают, что ничего не слышат.
Тогда логопед ищет с детьми кто же их зовет и в уголке за книгой находят яблочного колобка. Так вот какой сюрприз приготовила нам осень.
Рассматривают его, из чего сделан (глазки из горошка, носик из кукурузы, ротик из соломки моркови).
Яблочный колобок просит помощи у ребят найти ему друзей
Л. Предлагает детям сделать яблочных колобков и придумать им имя.
Рефлексия.
Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в осенний лес. Выполняя разнообразные задания и нашли сюрприз. Давайте вспомним, какие задания мы сегодня с вами выполняли. Какое задание было самое сложное? А какое самое интересное? Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались, все молодцы.