Светлана Маслова
Конспект занятия по развитию речи в группе для детей с ЗПР «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
по развитию лексико- грамматических категорий
в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (первый год обучения)
Тема: «Домашние животные».
Задачи.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в группе для детей с ЗПР „Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные», их внешнем виде, образе жизни, повадках. Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие : развитие диалогической речи, слухового внимания, умение узнавать предмет по его силуэтному изображению; зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к живой природе.
Оборудование: предметные картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей, силуэты домашних животных, разрезные картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей на каждого ребенка, схема-описания домашних животных
Предварительная работа: просмотр картинок с домашними животными и их детёнышей. Беседа о том, какую пользу приносят домашние животные. Выполнение на индивидуальных занятиях с логопедом упражнения артикуляционной гимнастики.
Словарная работа:
Обогащение словаря: щенок, телёнок, крольчонок, козлёнок, жеребёнок, поросёнок.
Ожидаемый результат: определение домашних животных и их детёнышей, уметь правильно образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, называть детенышей. Составление рассказа-описания.
ХОД
I Организационный момент
Логопед:
Здравствуйте, мои дорогие
И маленькие, и большие!
Вижу дети подросли
До чего же хороши!
Внимание! Внимание!
Знания сейчас нас увлекут
Интересно будет тут!
У доски стоит мольберт, на нем силуэты домашних животных, в кляксах.
Логопед: Ребята, вы слышали- кто-то тут шумел, смотрите- опрокинул черную краску на доску краска испачкала все изображения. Помогите мне разобраться, кто же это был и что было тут изображено.
-Посмотрите, как вы думаете кто же тут изображен?
(дети по силуэту очереди отгадывают животное, на доску выставляю картинки отгаданных животных)
II Основная часть
(садятся за столы)
Беседа
Логопед: Кто же это все? (животные) Почему мы называем их животными? (тело покрыто шерстью, у некоторых есть копыта, рога, хвост и т. д.) Какие это животные? (домашние)
Логопед: Почему их называют домашними животными? (Потому что они живут рядом с человеком, он их кормит, поит, заботится о них.)
Работа с разрезными картинками
Игра «Какой, какая, какие?»
Логопед: А, какую пользу приносит корова? (Корова даёт молоко и мясо).
Логопед: Какую пользу приносит собака? (Собака охраняет дом).
Логопед: Какую пользу приносит кошка? (Кошка ловит мышей).
Логопед: Какую пользу приносит свинья? (Свинья даёт мясо).
Логопед: Какую пользу приносит коза? (Коза даёт молоко, шерсть).
Логопед: Какую пользу приносит лошадь? (Лошадь катает людей и перевозит разные грузы).
Игра «Подбери признаки»
Для этой игры использовать картинки животных, о которых идет речь:
Кот - весёлый, добрый, красивый, черный с белыми пятнами, пушистый;
Корова - большая, ласковая, добрая, рогатая, бодливая;
Лошадь - сильная, большая, трудолюбивая, добрая, красивая;
Свинья - толстая, грязная;
Коза – рогатая, бородатая, пушистая, бодливая, ласковая;
Овца – кучерявая, шерстяная, пушистая, добрая;
Собака – верная, злая, добрая, кусачая;
Кролик – маленький, трусливый, пушистый, красивый.
Пальчиковая гимнастика «Котёнок»
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
В лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (прячем руки за спину)
Игра «У кого кто?»
Логопед: Пастух пас животных и их детёнышей. Все были около своих мам, но детёныши перепутались. Помогите найти маму своим детёнышам. Ребята, поможем?
Дети: Да.
(Картинки взрослых животных на доске. Дети по очереди подходят, берут картинку с детёнышем и прикрепляют на магнитную доску к взрослому животному и говорят- : у кошки-котенок, у козы-козленок и т. д.)
Физкультминутка
Игра с мячом «Кто как голос подает?» (слова-действия)
Собака – лает.
Корова – мычит.
Кошка – мяукает.
Лошадь – ржет.
Коза, баран – блеет.
Свинья-хрюкает.
Игра «Назови ласково» игра с мячом (на ковре)
Логопед:
*Усы-усики
*Рога-рожки
*Хвост-хвостик
*Лапа-лапка
*Копыта-копытца
*Глаза-глазки
(Возвращаемся за столы)
Логопед:
-Мы много повторили о домашних животных, а давайте сейчас составим о них рассказ-описание по схеме. (повторить последовательность составления)
-Что бы узнать о ком мы составляем рассказ, нужно отгадать загадку.
*В будке живет, кости грызет
Громко лает, дом охраняет.
*Ест траву, жуёт, молчит
А потом полдня мычит
*Кто умеет умываться без водички, языком?
И мяукать, и ласкаться, и гонятся за клубком?
(дети парами составляют рассказ-описание по схеме)
Логопед:
-Посмотрите, кто тут в корзинке сидит? Мы нашли того, кто шумел и разлил краску? Кто же это (кот, котенок)Ему очень жаль что так произошло, он просит у нас прощения и в знак этого дарит вам небольшие сувениры и угощения.
III Заключительная Часть
-Чем мы сегодня занимались?
- Понравилось вам занятие?
- Что вам понравилось на занятии?
-Сегодня на занятии все хорошо занимались, старались. Молодцы!
- Занятие окончено. Давайте попрощаемся с гостями и скажем дружно: До свидания!