Маргарита Тиханова
Конспект занятия по развитию речи «Сказка о холодном и тёплом городе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи.
Тема: «Сказка о холодном и тёплом городе»
Цель: 1. Накопление и обогащение активного словаря.
2. Развитие лексика – грамматического строя речи.
3. Формирование практических навыков
словообразования и словоизменения при образовании сложных прилагательных, составление словосочетаний с антонимами.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Сказка о холодном и тёплом городе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
1. Развитие познавательных способностей:
* развивать управляемость воображения в соответствии с поставленной задачей, используя ближайшие ресурсы;
* научить решать несложные проблемы.
2. Развитие речи :
* развивать связную речь детей;
* закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласования прилагательных и существительных;
* усвоение слов-антонимов и синонимов.
3. Воспитательные задачи:
* воспитывать целеустремленность и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.
*учиться слушать партнёра, реагировать на высказывание сверстника, быть доброжелательным.
Материал к занятию :
разноцветный строительный материал, две двери синего и красного цвета за которыми стоят кондиционеры, два небольших бассейна наполненных песком и льдом с игрушечными животными, палочки Кьюзера,
черно-белые картинки, магнитная доска с деталями радуги,
дидактическое пособие «Волшебное дерево» на котором висят с одной стороны яблоки, с другой стороны листья, тарелки с крупой, детские кастрюльки в которых лежат игрушки, презентация пословиц - экран, пазлы «Сердце» большого размера, мяч.
1. Приветствие, психологический настрой
Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок!
Давай улыбнё мся и скажем: "Привет!"
Солнцу: "Привет!"
Гостям всем: "Привет!"
Воспитатель Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас!
Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
Нас ждут приключения, волшебные превращения, трудные и интересные задания. Сегодня я вам расскажу сказку о холодном и тёплом городе.
Чтобы войти в эту сказку нам надо открыть волшебные двери.
Как вы думаете, за какой дверью находится холодный город?
Дети: За синей дверью.
Воспитатель: Значит, за красной дверью будет находиться.
Дети: Тёплый город,
Воспитатель: Если открыть красную дверь, какой ветер подует на нас с этого города?
Дети: На нас подует тёплый, ласковый, жаркий (дети открывают окно в двери и на них дует кондиционер с горячим воздухом)
Воспитатель: А если откроем синюю дверь? (дети открывают окно в двери и на них дует кондиционер с холодным воздухом)
Дети: На нас подует холодный, морозный…
Воспитатель Чтобы не замёрзнуть, надо открыть сразу две двери одновременно. Почему?
Дети: Холодный и тёплый воздух смешаются, и нам будет не очень холодно и не очень жарко.
Воспитатель: Чтобы попасть в сказку надо открыть волшебный замок, давайте его разомкнём волшебным заклинанием.
«Замок» пальчиковая гимнастика.
Начинаем колдовать двери в сказку открывать,
(с силой сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Хоть замочек очень крепкий –
(сжать руки в замок)
Металлический и цепкий,
(развести ладони и потянуть замок –
пальцы переплетены)
Мы его сперва покрутим
(вращаем)
А потом три раза дунем,
(вдох через нос и три коротких выдоха через нос)
Покачаем – раз, два, три:
Дверь замочек отомкни,
(пальцы рук размыкаются)
Двери открываются, сказка начинается.
(руки в стороны).
Воспитатель: В тёплом городе светило раскаленное солнце и редко шёл дождь, люди страдали от жары. Как вы думаете, в какие цвета был разукрашен тёплый город?
Дети: Город был разукрашен в красный, жёлтый, оранжевый цвет.
(Дети выбирают строительный материал определённых цветов и строят постройку).
Воспитатель: А какие дикие животные жили в этом городе?
Дети: Здесь жили львы, бегемоты, жирафы, обезьяны…
Дети берут подходящие игрушки из надувного бассейна, наполненного песком.
Воспитатель: Жителям холодного города приходилось не легче: частый снег, туман, холодный ветер. В какие цвета был раскрашен этот город?
Дети: В синий, голубой, фиолетовый.
(Дети выбирают строительный материал определённых цветов и строят постройку).
Воспитатель: Какие животные жили в этом городе?
Дети: Белые медведи, тюлени, моржи …
Дети берут подходящие игрушки из надувного бассейна, наполненного льдом.
Воспитатель: Города находились рядом друг с другом, но в гости люди не могли сходить друг к другу. Почему?
Дети: Боялись замёрзнуть, не было подходящей одежды…
Воспитатель: Правильно, но ещё попасть друг к другу они могли только по волшебному мостику из семи цветов. Что это за мостик?
Дети: Это радуга.
Воспитатель: Но у жителей холодного и тёплого города всегда не хватало, каких нибудь цветов, что бы построить мостик - радугу. Может, вы им подскажете, как им надо поступить?
Дети: Нужно построить мостик всем вместе.
Воспитатель: Вы можете построить радугу из разноцветных палочек на столе или на магнитной доске.
Воспитатель: Назовите и покажите холодные цвета? Назовите тёплые цвета?
Почему вы не назвали зелёный цвет?
Дети: Если зелёный цвет стоит рядом с красным - он тёплый, а если рядом с синим – он холодный, (показ).
Воспитатель: Чтобы построить мост от одного города к другому, нам надо выполнит разные задания. Полоски радуги будут появляться, после каждого выполненного задания
Задание №1. Игра: «Радуга»
На магнитной доске изображена радуга.
Воспитатель: У каждого из цветов радуги есть свои любимые предметы, которые почти всегда или всегда имеют этот цвет.
Угадай-ка, какие из цветов радуги любят ваши картинки.
Дети берут картинки с черно-белым изображением предметов,
называют и определяют, для какого из цветов радуги они являются самыми любимыми:
помидор – красный, апельсин – оранжевый,
лимон – желтый, лист растения – зеленый,
небо – голубое, незабудки – синие, сливы – фиолетовые и т. д.
После каждого выполненного задания дети выставляют дугу радуги соответствующего цвета.
Задание №2
В игре «Скажи наоборот» вы, ребята, должны построить свое высказывания в соответствии с моим предложением, но с противоположным по смыслу значением.
Например:
Я думаю, у бабушки тихий голос.
А тот, кому я брошу мяч, отвечает:
Я думаю, у бабушки громкий голос.
Мне кажется, клоун грустный. - Мне кажется, клоун веселый.
По-моему, заяц в сказке трусливый. – По-моему, заяц в сказке храбрый.
Я считаю, листья на дереве грязные. - Я считаю, листья на дереве чистые.
По-моему волшебник в сказке злой. – По-моему волшебник в сказке добрый.
Мне кажется, карусели в парке медленные. – Мне кажется, карусели в парке быстрые.
Я думаю, Карлсон жадный. – Я думаю, Карлсон щедрый и т. д.
Задание №3. Волшебное дерево: «Назови по-другому»
Посмотрите, на нашем дереве висят яблоки их надо собрать в корзинку, но это не простые яблоки, на каждом яблоке есть картинка с предметом, который нужно назвать по-другому, и только потом положить в корзинку:
Помидор – томат
Доктор – врач
Скамейка – лавочка
Машина – автомобиль
Ёлка – ель.
Корзина – лукошко т. д.
Мы собрали все яблоки, справились с заданием и поэтому вы можете поставить на мостик следующую дугу.
Задание № 4. Жители тёплого города любят кашу, расскажите какую?
Д\ игра: «Какая каша?»
(в тарелках находится различная крупа, дети трогают её руками и определяют название).
Рисовая
Гречневая
Пшённая
Пшеничная
Геркулесовая и т. д.
Жители холодного города любили суп, скажите какой?
Д\ игра: «Какой суп?»
(дети самостоятельно выбирают кастрюлю и объясняют, как называется суп).
Мясной
Гороховый
Рыбный
Молочный
Куриный и т. д.
Задание №5. На другой стороне волшебного дерева растут листики с другим заданием. Ребёнок срывает лист, смотрит на картинку и называет подходящие к ней родственные слова.
Д\ игра: «Подбери слова родственники».
Лес – лесочек – лесник – лесовоз – лесовик - лесничий – лесище – лесной.
Снежинка – снеговик, снегурочка, снегирь ….
Лиса – лисёнок, лис, лисята….
Дом – домик, домище, домовой…. и т. д.
Задание №6. Назовите, какие пословицы вы знаете?
На экране появляется картинка, дети называют подходящую пословицу и объясняют её значение.
«Как две капли воды» — очень похожи друг на друга.
«Как за каменной стеной» - быть под надежной защитой
«Море по колено» — человек, который ничего не боится.
«Водить за нос» — обманывать.
«Мухи не обидит» - добрый человек
«Делать большие глаза» - удивляться.
«Не разлей вода» - очень дружные люди.
«Водить за нос» - человек, который обманывает.
«Витает в облаках» - человек рассеянный, невнимательный.
«За семью замками» - тайна.
Задание №7. Мостик почти построен, как же нам узнать, правильно ли мы строим мостик – радугу?
Дети: Надо сказать волшебные слова :
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан?
(ребёнок показывает на радуге и ставит последнюю фиолетовую дугу.)
Воспитатель: Жители обрадовались, теперь они могут ходить друг к другу в гости, вместе играть и праздновать праздники.
Они вам говорят большое спасибо и дарят пазлы.
Игра “Сердце доброты”(звучит музыкальная композиция).
Дети складывают вместе пазлы, получается большое сердце.
Воспитатель: Посмотрите, у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать. Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в вас, входит в вашу грудь, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому, что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.
Воспитатель: Ребята, давайте присядем на коврик и поговорим. Ребята, какие вы молодцы! А какие задания вы выполнили! Скажите, что вам сегодня доставило радость, удовольствие? А что вас огорчило? Чтобы вы хотели изменить?
У вас всё сегодня отлично получилось! Я очень довольна вами, вы справились со всеми заданиями! И я тоже хочу сделать вам подарок.
На экране появляется солнышко, которое улыбается и играет лучами.
Это – солнышко настроения. А это картинки, с помощью которых вы покажете, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия.
Если вы выберете солнышко – значит у вас прекрасное настроение, солнышко с тучкой – значит, что-то вам не понравилось, или огорчило, а тучка – значит у вас совсем плохое настроение
(на экране появляются соответствующие словам воспитателя картинки).