Валерия Шмырёва
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие из Осени в Зиму»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие из Осени в Зиму»
Цель: уточнить и систематизировать накопленные детьми впечатления по теме «Осень».
Задачи:
Образовательная: Активизировать словарь по данной теме.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Продолжать учить согласовывать движения с речью.
Закрепить навыки словоизменения.
Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику.
Формировать представления о временных категориях.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие из Осени в Зиму“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к занятию (игре, самостоятельность, контроль за собственной речью. Умение слушать товарища.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Создание игровой мотивации, игры, речевая деятельность детей, продуктивная деятельность.
Оборудование: стульчики с цифрами, билеты. Пособия по темам расставлены в поле зрения детей, листы с заданиями. Карандаши красного и синего цвета.
Ход занятия:
Вводная часть
Дети вместе с воспитателем встают в круг.
Создание игровой мотивации.
- Ребята, вчера был вторник. А сегодня, какой день недели (Среда)
- Сегодня, 21 ноября. Ноябрь - это месяц, какого времени года? (Осени)
- Следующий месяц Декабрь. Наступит Зима.
Давайте отправимся в путешествие из Осени и Зима.
Нам пора отправляться в путешествие.
Подготовка к путешествию - выбор транспорта.
-А на чем же мы отправимся в путешествие (Поезд, самолет, автомобиль, автобус)
-Что нужно, чтобы отправится в путешествие? (купить билеты)
Итак, отправляемся в кассу. Стоимость билета правильный ответ на мой вопрос.
Ребенку задается вопрос, при получении ответа выбирает любой билет-листочек с цифрой.
-сколько всего дней в неделе(7)
-назовите дни недели по порядку (Понедельник. Вторник. Среда. Четверг. Пятница, Суббота. Воскресенье.)
-какой день недели идет после вторника? Четверга? Субботы? (Среда, пятница, воскресенье)
-какой день недели идет перед вторника? Средой? Воскресеньем? (понедельник, вторник, суббота)
-какой день недели находится между средой и пятницей? Субботой и понедельником? (Четверг. Воскресенье)
-назовите все осенние месяцы (Сентябрь. Октябрь. Ноябрь)
Соотнесение цифр.
Внимание!
Кондуктор (воспитатель): проверяет билеты
Кондуктор: - Просьба предъявить билеты для проверки.
-Какой номер твоего билета? Какое место ты занял?
Ребенок: - номер моего билета один. Я занял первое место. (Полные ответы детей, нумерация, порядковый счет).
Вопросы к детям: (перед, за, между, рядом)
-кто сидит справа (слева) от тебя?
Кто пассажир сзади? Кто между тобой и….?
Кондуктор: - все в порядке. Счастливого пути.
Воспитатель: мы отправляемся из Осени в Зиму. Чтобы путь нам показался быстрее, поиграем в игру.
1. Подобрать, как можно больше признаков к слову Осень: осень (какая)- холодная, золотая, дождливая, ветреная).
2. «подобрать предметы к признакам».
Осенний – день
Осенняя - погода, одежда
Осеннее – небо, настроение
Осенние – дожди
3. Что бывает осенью?
Листопад. Дождь. Ветер. Ливень. Лужи.
4. Что делают Осенью?
- Собирают урожай.
-Улетают птицы.
-Опадают листья.
- Вянут цветы.
-Одеваются тепло.
-Впадают в спячку.
Воспитатель:
-Посмотрите налево. Мы проезжаем мимо леса. Какой он густой, непроходимый.
5. Дидактическая игра: «Какие деревья ты знаешь? Назови их».
(Ель, сосна, береза, тополь, клен, липа, рябина.)
5. Пересчет деревьев (согласование существительных с числительными):
• Одно дерево. Два дерева. Три дерева. Четыре дерева. Пять деревьев.
• Одна липа, две липы, три липы, четыре липы, пять лип.
-Если в лесу растет так много разнообразных деревьев, как такой лес называется? (смешанный)
Был один лес, а сейчас много…. (лесов)
ПАУЗА
Песенка «Осень» (Логоритмика)
Осень, осень наступила,
Листья осыпаются.
Солнца нет и потемнело,
Дождик начинается.
Припев:
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.
Паучки, жучки и мошки. Прячутся, скрываются,
И в далекую дорогу
Птички собираются.
Припев.
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.
Пальчиковая гимнастика «Тучка» (в приложении)
Воспитатель:
- посмотрите направо. Сколько видит глаз - поля, поля. И урожай только собирают. Что выросло в поле? (Капуста. Морковка. Картошка. Свекла)
Как все это назвать, одним словом? (Овощи)
7. Дидактическая игра, «Какой овощ?» (описать любой овощ)
Огурец:
Зеленый, длинный, хрустящий, свежий.
Помидор:
Круглый, красный, маленький, сочный.
-посмотрите, было одно поле, а вот еще и еще. И стало (много полей).
- справа сад и слева сад. Как много (садов)
8. Дидактическая игра, «какой фрукт?» (описать любой фрукт)
Яблоко:
Красное, спелое, сладкое, сочное…
-Молодцы!
-Вот и конечная остановка.
Пальчиковая гимнастика «Улетают, улетели»
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
(ладони вперед, круговые движения рук)
Улетают, улетели. (Делают взмахи руками-крыльями)
Улетели журавли.
Не слыхать кукушек в роще, (прикладывают руку к уху)
И скворечник опустел. (Рисуют домик в воздухе. Пожимают плечами)
Но Зимы здесь нет. Только конверт лежит.
Зима оставила нам письмо. В нем карточки с заданиями.
Задания: «обвести картинки связанные с осенью – красным карандашом. Подчеркнуть картинки связанные с зимой – синим карандашом».
Приглашаю вас за стол. Садимся за столы (Дети рассаживаются)
Самостоятельная работа за столами. (В ходе выполнения задания воспитатель спрашивает детей, что они делают)
Заключительная часть:
-ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. До наступления декабря, прихода Зимы осталось несколько дней. Пора отправляться домой.
-понравилось вам путешествие? Чем понравилось? какие трудности встречались на пути? Сегодня вы были внимательные. Молодцы.
(дети садятся с воспитателем в автобус и едут домой).
Приложение
Песенка «Осень» (Логоритмика)
Осень, осень наступила,
Листья осыпаются.
Солнца нет и потемнело,
Дождик начинается.
Припев:
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.
Паучки, жучки и мошки.
Прячутся, скрываются,
И в далекую дорогу
Птички собираются.
Припев.
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.
***
Ладошка-туча грозовая, (погладить левую ладошку подушечками пальцев правой руки)
Она огромная такая, (растереть левую ладонь по кругу пальцами правой руки)
Ворчала долго и гремела (ребром правой ладони имитировать пиление по всей поверхности левой ладони вверх- вниз)
Никак утихнуть не хотела, (сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулачок
Но вдруг из тучки грянул гром - (соединять последовательно все пальцы левой руки с большим, начиная с указательного)
Она расплакалась дождем. (Опустить кисть левой руки вниз, совершать колебательные движения пальцами - "дождик")
Стихи об осенних месяцах:
В сентябре еще не грустно
Теплый полдень. Все в цветах
Помидоры и капуста
Вырастают на полях.
По утрам, конечно, зябко
Но пока морозов нет
И еще зеленой шапкой
Лес усталый приодет.
***
Наберу я листьев груду
Ведь они сейчас повсюду
В октябре и стар и млад
Наблюдает листопад.
***
В ноябре и дождь и снег
Лес стоит весь мрачный
Знает каждый человек
Что ноябрь невзрачный.