Ольга Белозерова
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. И. Саврасова «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
**Конспект занятия по развитию речи для подготовительной к школе группы**
**Тема занятия :** Составление описательного рассказа по картине И. И. Саврасова «Грачи прилетели»
**Цели занятия :**
1. Развивать навыки описательной речи у детей.
2. Формировать умение наблюдать за изображениями и передавать свои мысли и чувства.
Темочки:
- Грач, грачи. Все о грачах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
3. Углубить понимание весенней природы и миграции птиц.
** Возрастная группа:** Подготовительная к школе группа (5-7 лет)
** Продолжительность:** 30-40 минут
Оборудование:
- Репродукция картины И. И. Саврасова «Грачи прилетели»
- Бумага и цветные карандаши
- Карточки с вопросами для обсуждения
- Презентация с изображениями весенних пейзажей (по желанию)
Ход занятия:
1. **Вводная часть (5 минут)**
- Приветствие детей. Создание уютной атмосферы.
- Задать вопросы для знакомства с темой: «Какое время года сейчас?», «Какие птицы прилетают весной?».
- Вводное слово о том, что мы будем говорить о картине, которая рассказывает о весне и грачах.
2. **Знакомство с картиной (10 минут)**
- Показать репродукцию картины «Грачи прилетели» и кратко описать её.
- Вопросы к детям по картине :
- «Что вы видите на этой картине?»,
- «Какие цвета использовал художник?»,
- «С каким настроением вы бы описали эту картину?».
- Дать возможность детям высказать свои мысли о картине.
3. **Описание картины (10 минут)**
- Разделить детей на небольшие группы и предложить обсудить, что именно они видят на картине.
- Обратить внимание на детали: небо, деревья, землю, грачей.
- Помогать детям формулировать полные предложения, например: «На картине изображены грачи. Они вернулись весной, когда распустились первые листья».
- Записать интересные мысли и наблюдения на доске.
4. **Составление рассказа (10 минут)**
- Попросить каждую группу составить рассказ о картине, используя свои наблюдения.
- Стимулировать использование описательных слов и фраз, помогающих создать яркий образ: «На весеннем небе светит солнце», «Грачи весело чирикают» и т. д.
- Пояснить, как важно передать свои чувства и эмоции в рассказе.
5. **Презентация рассказов (5-10 минут)**
- Каждая группа представляет свой рассказ другим детям.
- Обратная связь от других детей: можно задавать вопросы или говорить, что им понравилось.
- Обсудить, какие разные детали заметили в каждом рассказе.
6. **Заключительная часть (5 минут)**
- Подвести итоги занятия : повторить ключевые моменты о картине и наблюдениях.
- Попросить детей нарисовать свою интерпретацию весенней природы или грачей.
Рефлексия:
- Задать вопросы: «Что нового мы узнали о весне и грачах?», «Что вам больше всего понравилось на занятии?».
- Обсуждение того, как важно беречь природу и заботиться о птицах.
Заметки для педагога:
- Поддерживайте активное участие всех детей в обсуждении.
- Поощряйте креативность и индивидуальный подход в рассказах.
- Будьте готовы помочь тем детям, которые могут испытывать трудности с формулировкой своих мыслей.
Итог:
Занятие «Составление описательного рассказа по картине Саврасова «Грачи прилетели» развивает у детей речевые навыки, наблюдательность и уважение к природе, а также творческое мышление.