Елена Георгиевна
Конспект занятия по развитию речи «Сказка со мною рядом всегда» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка со мною рядом всегда».
Воспитатель первой квалификационной категории Логинова Елена Георгиевна,
Воспитатель высшей квалификационной категории Шипицина Наталья Григорьевна.
Занятие по развитию речи.
Цель: формировать умение составлять связанный рассказ; закрепить знания детей о русских народных сказках и создать радостное эмоциональное настроение при общении со взрослым и сверстниками.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
- закрепить знания о сказках;
- учить детей при помощи вербальных и невербальных средств передавать образы сказочных героев;
- развивать интонационную выразительность речи, изображение, творческое восприятие;
- способствовать созданию эмоционального настроения, развитию умения сопереживать, сочувствовать, радоваться, общаться; создавать условия для самореализации;
- упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе; упражнять в подборе прилагательных к заданным существительным;
-учить детей четко и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность;
- развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;
- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам;
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие : закреплять знания детей о том, что такое сказка.
Развитие речи : приобщение к художественной литературе на примере сказок, развивать дикцию и фонематическое восприятие; развитие у детей артикуляционного аппарата, развитие диалогической речи, памяти, мышления, внимания; формирование умения правильно строить предложения.
Социально-коммуниативное развитие : формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
Физическое развитие : развитие потребности в двигательной активности, упражнять в прыжках;
Художественно-эстетическое развитие : развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений музыкального творчества;
Предварительная работа: чтение сказок, просмотр мультфильмов, беседы по сказкам.
Материалы и оборудование: Плакат с изображением дерева, сундучок с платочками, часы с картинками, плакат, поделенный на две части с дружелюбным и злым смайликом, картинки с изображением сказочных персонажей, клей, салфетки для клея.
Непосредственная образовательная деятельность.
Воспитатель: Ребята, я так рада видеть вас всех. Давайте поделимся своим хорошим настроением друг с другом, для этого давайте соберё мся в круг:
Что за чудо – чудеса:
Вот тебе моя рука,
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая!
Скажем вам не тая:
Это все мои друзья!
Ребята, скажите, а если у кого-то настроение плохое, что можно сделать, чтоб поднять его?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, можно сказать что-нибудь приятное ведь от добрых теплых слов на душе всегда становится теплей и радостней.
Давайте мы сейчас будем передавать по кругу наш волшебный клубочек и говорить друг другу приятные слова, а с каждым словом, будем наматывать ниточку на клубочек.
Игра «Клубочек добрых слов».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас выросло волшебное дерево прямо в группе (плакат с изображением дерева, на котором вместо листочков картинки с изображением героев сказок). Давайте подойдем поближе и рассмотрим волшебные листочки этого дерева.
(Дети подходят и рассматривают листики)
Воспитатель: Ребята, а что на них изображено?
Ответы детей
Воспитатель: Скажите, а как одним словом можно назвать всех этих персонажей?
Дети: Герои сказок.
Воспитатель: Правильно. Скажите, а вы любите сказки?
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите, какие бывают сказки?
Дети: авторские и народные.
Воспитатель: Как можно определить, что это за сказка – авторская или народная?
Дети: у авторской сказки есть автор, а у народной нет.
Воспитатель: Ребята, вы сможете назвать мне авторские сказки и народные сказки?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, чем же сказка отличается от других литературных жанров?
Дети: В сказки есть волшебство, звери могут разговаривать и вести себя как люди, есть волшебные предметы, сказка – это вымысел.
Восптитатель: Теперь я хочу узнать, как хорошо вы знаете сказки. Для этого давайте подойдем к нашим волшебным часам. Я буду называть героев, а вы должны передвинуть стрелку часов на нужную картинку и назвать сказку, при этом не забыть упомянуть авторская она или народная.
1. Тарелка, кувшин, журавль, каша (Лиса и Журавль);
2. Волк, коза, козлята (Волк и семеро козлят);
3. Дед, бабка, внучка, мышка (Репка);
4. Девочка, корзинка, бабушка, волк (Красная Шапочка);
5. Туфелька, тыква, мачеха, бал (Золушка);
(На циферблате часов, картинки с героями разных сказок. Дети по желанию подходят и передвигают стрелки, называя сказку).
Воспитатель: Вы отлично справились с заданием. Давайте теперь отдохнем.
Физминутка:
Мы шагаем по дорожке (ходьба)
Раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладошки (хлопают)
Раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки (поднимают руки вверх)
К солнышку, к тучке.
Вдоль дорожки теремок
Он не низок, не высок (присели)
В нем живет мышонок Квак
Быстро прыгает
Вот так! (прыжки)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пока мы с вами отдыхали, на столе появились картинки. Давайте подойдем и рассмотрим их.
Кто это?
(Карточки с изображением положительных и отрицательных сказочных героев).
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правильно их назвали а все это положительные и отрицательные сказочные герои.
Посмотрите, у нас здесь есть табличка с сердитым и добрым смайликом. Давайте наклеим наших героев к соответствующему смайлику.
(Выполнение задания).
Воспитатель: Ребята, скажите, а как по-другому можно сказать о положительных героях? Какие они?
А про отрицательных?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас, я предлагаю вам поиграть, но для этой игры нам надо размять наш язычок.
Ой, ой, ой – повторяйте все за мной
Физкультминутка с проговариванием чистоговорок
Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)
Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)
Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)
Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).
Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)
Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)
Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)
Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)
Воспитатель: А теперь можно и поиграть. Вы должны выбрать какого-нибудь героя и стараться произнести фразу «Все дети любят сказки» с интонацией этого героя. Но задание усложняется еще и тем, что вам еще необходимо, и делать логическое ударение на том слове, которое я вам назову.
(Например, Емеля удивленно, т. к. увидел говорящую щуку: «Все дети любят сказки»; Колобок жалобно: «все дети любят сказки» и т. д.)
Воспитатель: Молодцы, у вас отлично получилось.
Ребята, посмотрите, рядом с нашим деревом появился сундучок. Видно это из-за того, что мы с вами беседуем о сказках, в нашей группе тоже стали твориться чудеса. Давайте посмотрим, что-же в сундучке?
(Открываем сундучок и смотрим – там платочки)
Воспитатель: Интересно, для чего эти платочки, что-же нам с ними делать?
Ответы детей.
Воспитатель: А я вам хочу предложить поиграть с ними. Давайте расположимся кому как удобно на ковре по кругу. Сейчас каждый из вас возьмет себе платочек и постарается изобразить без слов бабочку, принцессу, бабушку, малыша с больным зубом.
(Дети выполняют задание. В конце упражнения педагог спрашивает, у кого получилось, почему не получилось)
Воспитатель: Мне очень понравилось как вы изобразили и малыша, и принцессу и бабушку.
Вы отлично справились со всеми заданиями и раз вы все-все знаете, может, мы тоже придумаем нашу сказку? И это будет наша авторская сказка – сказка группы ягодка.
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте тогда вспомним, как обычно начинается сказка, как заканчивается и из каких частей она состоит.
Дети: Сказка обычно начинается словами: «В некотором царстве…», «Жили-были…», «В тридесятом царстве…».
Сказка обычно заканчивается словами: «И я там был…», «И жили они долго…» и т. д.
В сказке есть начало, середина и конец.
Составление сказки с помощью наводящих вопросов воспитателя.
Воспитатель: У нас получилась очень интересная сказка. Ребята как вы думаете, а что надо сделать, чтоб о нашей сказки узнали и другие люди – взрослые и дети?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, ее можно напечатать в книге, а можно ее показать другим. Как вы думаете, какой способ для нас наиболее подходящий?
Воспитатель: Вы правы, поэтому, я предлагаю вам показать эту сказку детям других групп и, конечно – же, вашим родителям.
(Репетиция сказки с детьми. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для героев)
Рефлексия: Показ сказки детям другой группы и выступление перед родителями на совместном досуге «Вечерние посиделки».
Примечание: Занятие проводиться за два занятие – на первом – идет подготовка к составлению сказки, а на втором – составление самой сказки, но необходимо напомнить детям, что такое сказка и из каких частей состоит.