Наталья Апполонова
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Закрепить умение составлять текст повествование, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи.
2. Упражнять в подборе синонимов. Познакомить с многозначным словом — «ключ» с использованием проблемной ситуации.
3. Упражнять в подборе родственных слов. Закрепить умение составлять предложения по схемам. Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.
4. Развивать интонационную выразительность речи.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
5. Воспитывать у детей умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.
Словарная работа: ключ — родник, скрипичный, гаечный, разводной, ключевая, родниковая.
Материал: Картинки с разными ключами (скрипичный, родник, гаечный, дверной, разводной, запись песни о дружбе, алгоритм решения проблем, схематичные картинки для составления рассказов, словарь, схемы (для подбора родственных слов и составления предложений, родниковая вода.
Ход занятия
Вводная беседа:
Звучит песня о дружбе. Ребята, о чем песня? /О дружбе. /
— Как вы думаете, что значит дружить? /Рассуждения детей. /
— Ребята, а с кем можно дружить? /С другом. / А кто может быть другом? /Люди, животные, дети, родители. /
Можно сказать друг. А как можно сказать по-другому. Как? /Товарищ, приятель, дружок, дружище, подруга. /
— Ребята, я хочу рассказать вам историю о двух друзьях. Хотите послушать?
1. Постановка проблемы «Однажды встретились два друга.
— Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, — сказал Сережа.
— Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.
Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история.»
Эвристическая беседа:
— О ком этот рассказ?
— Что случилось с Сережей?
— А что ответил Саша?
— Почему же друзья разошлись?
— Какая проблема возникла у мальчиков?
— Как вы думаете, почему они друг друга не поняли?
— Сможем ли мы помочь мальчикам?
— Как мы можем помочь мальчикам разобраться? (узнать про какие ключи они говорили).
— Теперь проблема мальчиков и наша проблема.
— Вы хотите помочь мальчикам разобраться?
2. Актуализация знаний — А какие вы знаете ключи?
Дети рассказывают, какие они знают ключи. /Скрипичный, гаечный, разводной, дверной/
Затем вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации с ключами.
3. Выдвижение гипотез — Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа? /предположения детей/
Воспитатель обобщает ответы детей:
— Значит, Сережа мог потерять :, :, или : ключ.
— Вспомните, что сказал о своем ключе Саша? /что он находится в лесу, что вода в нем вкусная и свежая/
— Что же это за ключ, из которого можно пить? /предположения детей/
Воспитатель обобщает ответы детей:
— Возможно — это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода.
4. Проверка решения — Как же мы можем проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах? /посмотреть в словаре, энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых: /
— Из всех ов знаний в нашей группе есть :
-Давайте заглянем в него.
Проверка в словаре.
— Бьющий из земли водный. Как по-другому называют ключ? (родник).
Повторное рассматривание иллюстраций с разными «ключами», с добавлением иллюстрации ключа-родника.
Воспитатель читает стихотворение.
Много есть ключей:
Ключ — родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ — дверной. (Д. Лукич)
Физ. Минутка
Воспитатель читает, а дети выполняют движение со словами:
Буратино раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать
На носочки нужно встать.
— Какой ключ искал Буратино? /золотой, дверной/
— Представьте себе, что вы художники-волшебники, рисуете картины в воздухе.
Проводятся кинезиологические упражнения («рисование» в воздухе травы, деревьев, солнышка, кустика, облачко, дождик:.)
5. Введение в систему знаний Рассматривание иллюстрации ключа — родника. Воспитатель обращает внимание детей на то, что ключ
не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком
— Ребята, я была у ключа — родника и набрала там воды. Хотите попробовать? /дети пробуют/
Вода чистая, а в ключе — роднике еще чище, вода в реке быстрая, а в роднике — еще быстрее, вода прозрачная, а в роднике еще прозрачнее, вода в речке холодная, а роднике еще холоднее, вода прохладная, а в роднике еще прохладнее, вода свежая, а в роднике свежее, вода вкусная, а в роднике ключе вкуснее, вода светлая, а в роднике — ключе еще светлее.
Скажи «родник» — и вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом.
(Ключ от дверей тут ни при чем).
Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились
— Все это называется — словом ключ. А внешне они похожи или разные?
— Если слово имеет оно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений, то оно — : .
— Сколько значений у слова «ключ»?
— Значит, слово «ключ» — : .
— Ребята, какое мы с вами сделали открытие? /Что слово «ключ» имеет несколько значений, оно многозначное. /
— Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод. Нужно говорить так, чтобы тебя поняли. Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему. Давайте поместим наше открытие в летопись открытий.
А сейчас давайте придумаем к слову ключ родственные слова (ключик, ключи, ключник, ключевой, ключевая,
Давайте, ребята, придумаем предложения со словом ключ (придумывание предложений по схемам).
Ребята, история про мальчиков закончилась. А я вам предлагаю придумать истории про ключи. Придумывание историй по схемам.
Итог занятия : Что вам запомнилось на занятии? Что вам понравилось? Что было сложно? Ребята, какое мы с вами сделали открытие? А как мы можем рассказать о нашем открытии родителям?