Гололобова Наталья Федоровна
Конспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- познакомить детей с новым произведением, учить понимать содержание, сопереживать героям. Воспитывать интерес к фольклору, к русским народным сказкам.
- воспитывать нравственные качества личности через поступки героев сказки.
- развивать умение отгадывать загадки, находить выход из проблемной ситуации, творческое воображение.
- расширять словарный запас детей за счет прилагательных и глаголов, вводить в активный словарь антонимы (толстый-тонкий, высокий – низкий, тяжелый – легкий, смелый – трусливый).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Русская народная сказка „Пузырь, соломинка и лапоть“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыльные пузыри. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Пузырь, Соломинка и Лапоть», сказка
- Темочки
- учить детей подбирать нужные по смыслу слова и заканчивать фразу, начатую педагогом.
- вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы педагога, слушать ответы других детей, не прерывать говорящего).
- воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь.
Предварительная работа:
- чтение и рассказывание русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним;
- рассматривание лаптей, колосьев, соломы, мыльных пузырей;
- надувание мыльных пузырей детьми с целью развития длительного выдоха;
- рассказ воспитателя о том, что на Руси лапти служили бедным людям обувью.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети в сопровождении учителя-дефектолога заходят в группу, здороваются с гостями.
- Дети, давайте встанем на лужок и сделаем большой кружок.
Сюрпризный момент
Выходит воспитатель в костюме Марьи-сказочницы.
- Здравствуйте ребята. Я, Марья-сказочница, пришла пригласить Вас совершить путешествие в волшебный мир русской народной сказки.
Постановка цели:
У воспитателя в руках колобок.
- Давайте поиграем с вами в игру.
Будем передавать друг другу колобок, чтоб, у кого он оказался в руках, вспоминает название русской народной сказки.
- Молодцы, ребята, очень много сказок вы знаете.
А сейчас, чтобы продолжить беседу, я предлагаю вам сесть на стульчики (полукруг).
Воспитатель:
Всех вас очень я люблю
А если загадки отгадаете, Названье сказки вы узнаете.
- Слушайте внимательно:
Мылу на замену
Взбили пышную пену,
А как подули, посмотри:
Полетели… (пузыри).
- Как вы догадались?
(Из мыльной пены летят мыльные пузыри).
Показывает детям баночку с мыльными пузырями.
- Слушайте еще одну загадку:
У любого ты спроси
Что носили на Руси?
Из коры плели галошки,
Одевали их на ножки. (лапти).
Почему вы так думаете?
(Раньше бедные люди вместо ботинок носили лапти).
- Молодцы, это лапти.
(Показывает детям игрушечные лапти).
-А вот и последняя загадка:
Летом в полюшке росла,
Колос к солнышку несла,
А как только пожелтела,
Ей нашлось другое дело. (солома).
Как догадались, что это солома?
Летом на полях люди выращивают пшеницу, а когда ее собирают, то стебель, на котом зрел колос, становится сухой и превращается в солому).
- Правильно, это солома.
Как только стебель, который поднимал колосок к солнцу, начинает желтеть и сохнуть, он превращается в солому.
- Умнички, самую трудную загадку отгадали, вот вам и отгадка.
(Показывает пучок колосьев).
- Молодцы, ребята, всех герое сказки угадали.
А называется эта сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Основная часть:
-Устраивайтесь поудобней, сказка начинается.
Просмотр презентации сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
- Дети, понравилась вам сказка?
Давайте вспомним, кто пошел дрова рубить?
(Пузырь, Соломинка, Лапоть).
- Куда пошли Пузырь, Соломинка, Лапоть рубить дрова?
(Они пошли рубить дрова в лес).
- Что помешало им идти дальше?
(Им помешала речка).
Что сказал Лапоть Пузырю?
(Лапоть сказал : «Давай мы на тебе переплывем?»)
Согласился ли Пузырь перевезти друзей на другой берег? (нет, не согласился)
- Почему он не согласился? (Он струсил).
-Правильно, Пузырь струсил.
-Что же предложил Пузырь?
(Пузырь предложил Соломинке перекинуться с берега на берег).
Согласилась ли Соломинка с предложением Пузыря? (Соломинка согласилась).
- Почему она согласилась? (Она пожалела друзей и она хотела помочь им перейти на другой берег).
- Кто первым пошел по Соломинке?
(первым пошел Лапоть).
-Что случилось с Соломинкой?
(Соломинка переломилась).
- Почему она переломилась?
(Соломинка была тоненькой, слабой, сухой, поэтому переломилась).
- Что произошло с Лаптем?
(Лапоть упал в воду).
- Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду?
(Пузырь начал смеяться и лопнул).
-Правильно ли он поступил?
(Нет, он поступил не по товарищески).
- Ребята, а если бы ваши друзья попали в беду, как бы вы поступили?
(Не стали бы смеяться, пришли бы на помощь своим друзьям).
-Молодцы, вы внимательно слушали сказку и правильно отвечали на вопросы.
Физминутка
- Ребята, а сейчас я предлагаю подвигаться и поиграть в игру «Пузырь».
Давайте возьмемся за руки, сделаем узкий круг и попробуем надуть наш Пузырь.
(Дети стоя на месте, произносят слова) :
Раздувайся, пузырь
Большой-пребольшой
Раздувайся, пузырь
Да не лопайся.
(Дети пятятся назад, приговаривая –с-с-с-)
(Дети, стоя на месте, произносят слова) :
Пузырь лопнул –
Ой, ой, ой.
А ведь был такой большой.
(Дети медленно сходятся в центр круга)
-ш-ш-ш-
Развитие творческого воображения.
Дидактическое упражнение «Придумай другой конец сказки».
- Ребята, но что-то невесело мне стало. Очень уж грустно она закончилась. Давайте с вами придумаем другой конец сказки.
- Дети, как можно было поступить, чтобы герои попали на другой берег реки?
( ответы детей: построить лодку, плот, мостик и т. д.).
-Молодцы. Чтобы дружба была крепкой, всегда нужно приходить друзьям на помощь, не бросать вбеде, поддерживать в трудную минуту.
Дружбой искренней и честной
Нужно всем нам дорожить,
Потому что, как известно,
(Все вместе)
Без друзей нам не прожить!
-Вот хорошо, вот здорово! И настроение сразу поднялось.
Итог занятия
-Дети, вы посмотрели сегодня русскую народную сказку. Как она называется? (Пузырь, Соломинка и Лапоть).
- Кто из героев понравился больше всех и почему?
- Сегодня вы все были дружными, активными, веселыми. Молодцы!
- Дети, попрощайтесь с гостями, наше занятие закончено