Наталья Гусева
Конспект занятия по развитию речи «Природный мир Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: закреплять знания детей о животном и растительном мире Севера, обобщать знания путём введения новой информации о природном мире Севера. Развивать у детей конкретные представления об основных потребностях знакомых детям растений и животных – в свете, тепле, влаге, месте обитания и защите от врагов. Упражнять детей в отгадывании и загадывании загадок, составлении простых и сложных предложений, согласованию слов в предложении, активизировать словарь. Воспитывать положительное отношение к природному и животному миру.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Природный мир Севера“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказочному зимнему лесу. А что такое лес? (Лес – это деревья, кустарники, травы, ягоды, грибы и все лесные обитатели.) А теперь отправляемся в путешествие.
Вот мы с вами и очутились в сказочном зимнем лесу.
Здравствуй, лес! Зимний лес! Полный сказок и чудес!
Ребята, а что происходит с деревьями и кустарниками зимой? (Деревья и кустарники стоят голые, без листьев, покрыты снегом.) А как вы думаете, деревьям холодно под снегом? (Нет, снег оберегает деревья от мороза. Если бы не было снега, деревьям было бы холодно зимой.) А какие деревья растут в наших северных лесах? (Рябина, ель, сосна, осина, берёза.)
На этой сказочной полянке мы с вами поиграем. Игра называется: "Узнай дерево по описанию". В разных местах полянки находятся картинки деревьев, посмотрите, пожалуйста. Вы должны угадать, про какое дерево я говорю и подбежать к нему. Слушайте внимательно.
Ствол белый, ветви тонкие, кудрявые, развесистые, к весне на дереве появляются серёжки. Раз, два, три, к этому дереву беги!
Что это за дерево? (Это берёза.) Сядем на пенёчки под берёзой (на стульчики).
Берёзка очень рада, что мы пришли к ней в гости. Ребята, давайте скажем красивые слова берёзке. (Белоствольная красавица, стройная берёзонька, кудрявая, ненаглядная.)
Серёжа выучил стихотворение о берёзе. Сейчас он нам его прочтёт. (Читает стихотворение.)
Серебром покрыты
Тонкие берёзы,
Словно поседели
И уснули в грёзах.
Словно наступила
В их душе зима,
Инеем укрыла,
Снегом замела.
Берёза не только красавица, она самое смелое дерево. Случится в лесу пожар, всё выгорит дотла. Кажется, что теперь долго на пепелище никакой растительности не будет. А вот и нет. Опустятся в землю берёзовые семена и появятся крохотные берёзки, а через некоторое время на этом месте будет берёзовая роща. Ребята, а что необходимо берёзке, чтобы она выросла такой красавицей? (Ей необходимы свет, тепло, влага.)
А теперь, ребята, послушайте загадку о другом дереве, которое растёт у нас на севере. "Платье потерялось, а пуговицы остались". Раз, два, три, к этому дереву беги! Как же это дерево называется? (Это рябина.)
Ребята, а почему так говорится в загадке? Что такое платье? А что такое пуговицы? Скажите, ребята, а чем рябина отличается от берёзы? (У рябины кора тёмная, шершавая, на дереве висят гроздья красных ягод – рябины.) А какие птицы прилетают к рябине? (Снегири, свиристели.) А зачем они прилетают? (Чтобы поклевать сладкие ягодки рябины. В них много полезных веществ.)
Ребята, а почему так говорится в загадке? Что такое платье? А что такое пуговицы? Скажите, ребята, а чем рябина отличается от берёзы? (У рябины кора тёмная, шершавая, на дереве висят гроздья красных ягод – рябины.) А какие птицы прилетают к рябине? (Снегири, свиристели.) А зачем они прилетают? (Чтобы поклевать сладкие ягодки рябины. В них много полезных веществ.)
Внимательно посмотрите на третье дерево. Про это дерево есть загадка. Кто помнит? "Зимой и летом одним цветом". Раз, два, три, к этому дереву беги! Что это за дерево? (Это ель.)
Ребята, а чем ель отличается от остальных деревьев? (У ели нет листочков, у неё иголки, которые называются хвоя. Зимой ель не сбрасывает хвою и не меняет цвет.)
А сейчас мы немножко отдохнём на лесной полянке. Встаём в круг, делаем движения, как в стихотворении.
Ёжик весело шагает,
Ножки выше поднимает.
И на пяточках шагает –
Кверху носик поднимает.
Ёжик прыгает и скачет
По дорожке, словно мячик.
На носочки ёжик встал –
И в ладошки хлопать стал.
Ой, ребята, а кто это по ёлочкам ловко скачет и в дупле орешки прячет? (Белка.) Где в лесу живёт белка? (В дупле.) Не только в дупле, она живёт ещё в гнезде. Белочка очень ловкая, а что ей помогает так ловко прыгать с дерева на дерево? (Хвост.) Как белочка приготовилась к зиме? (Сменила рыжий мех на серый, густой; приготовила запасы – грибы, орешки, которые закапывает в снегу.)
Ребята, зимой белый, а летом серый, кто это? (Это заяцбеляк.) Где в лесу дом зайца? (У зайца нет дома, он может жить под любым кустиком.) Ребята, у зайца и белки много врагов, кто они? (Лиса и волк.) Почему их боятся заяц и белка (Они на них охотятся, могут их съесть.)
А кто знает загадку про лису? ("Хвост пушистый, мех золотистый".) А как лиса готовится к зиме? (Лиса линяет. Вырастает густой тёплый подшёрсток; у неё глубокая, тёплая нора.) А чем питается лиса? (Охотится на мышей, зайцев, птиц.) Ребята, хоть лиса и хищница, у неё тоже есть враги. Кто это? (Волк.) Где живёт волк? (В логове.)А как зовут детёнышей волка? (Волчата – показываю картинку.) Правда, они хорошие? Может, заберём их к себе домой? (Решение проблемной ситуации – их нельзя брать домой, их дом – лес. Волчата могут погибнуть.)
Ребята, а вот мы с вами уже долго в лесу и не встретили медведя. Почему, как вы думаете? (Он спит в берлоге.) А где он берёт себе пищу? (Он всё лето ест много ягод, мёда, накапливает жир, а зимой его организм питается этим жиром.)
Ребята, куда мы сегодня с вами путешествовали? О каких деревьях мы разговаривали? Каких животных мы встретили в лесу? А каких ещё животных можно встретить в нашем северном лесу? (Оленя, лося, ежа.)
Ребята, вы сегодня показали свои знания, умение отгадывать и загадывать загадки. Молодцы! Вы довольны нашей прогулкой? А теперь пора собираться домой.