Галина Жагрова
Конспект занятия по развитию речи «Письмо-загадка из прошлого»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи. «Письмо-загадка из прошлого»
Старшая группа.
Воспитатель: Жагрова Г. Ф.
Основная образовательная область «Познание»
Интеграция: Речевое развитие, Социально – коммуникативное, Художественно – эстетическое.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, работа с энциклопедией,
Д/ игры: «Одежда», «Утварь», «Традиции».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Письмо-загадка из прошлого“» размещена в разделах
Цель: Формирование элементарных представлений об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира, реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).
Задачи:
1. Знакомить детей с историей человечества.
2. Развивать основы речевого этикета, обогащать словарь детей за счет слов: древний мир, утварь, мифы.
3. Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
4. Закреплять умения выделять особенности предметов (форму, размер, части).
5. Формировать у детей художественно- эстетические навыки созерцать красоту окружающего мира в процессе восприятия предметов и явлений.
Материал к занятию : Картина с изображением жизни древних людей, карточки с изображением электрических приборов, головоломки.
Литература: «По дороге к азбуке» (школа 2100)
«Играем в слова»
С. В. Щербинина, И. Г. Топоркова.
Н. Л. Кутявина, С. Е. Гаврина.
Ход занятия:
Эмоциональная гимнастика- дети говорят друг другу комплименты.
(Дети сидят за столами, раздается стук в дверь, входит почтальон, вручает конверт)
На столах – приготовлены карточки с заданиями, картинки, где нарисованы электрические приборы, карандаши.
Воспитатель вскрывает конверт и говорит, получили письмо - загадку от первобытных детей.
А так как писать они не умели, то письмо они прислали в рисунках, есть маленькие рисунки – помощники и при помощи их мы с вами прочитаем письмо, расскажем, как жили и чем занимались древние люди. А еще сравним жизнь древних людей, с жизнью людей в настоящее время.
Дети берут карточку, подходят к письму – загадке и рассказывают об электроприборе.
Составляют описательный рассказ по картинке, находят электрический прибор на письме – загадке делают сравнение с прибором как он выглядел давным – давно.
(спросить 2-3 детей)
Ребята, а сейчас ответьте на вопросы.
• Отличается наша жизнь от жизни древних людей?
• Чем отличается?
• С помощью еще, каких приборов люди облегчили себе жизнь.
• А благодаря чему все это достигнуто?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно все вы сказали, значит, мы с вами не зря занимаемся, вырастим большими и возможно кто-то из вас в будущем станет учителем, космонавтом, врачом, конструктором и сделает много открытий, достижений в области науки, а сейчас мы только учимся, играем. Я вам предлагаю поиграть в слова:
1. Д / игра: «Назови букву, с которой начинается название предмета»
2. Д / игра: «Соедини буквы с нужным рисунком»
3. Д / игра: «Буква потерялась»
4. Д / игра: «Буквы рассыпались»
5. Д / игра: «Прочитай слово, сосчитай сколько слогов»
Цель: закрепление букв, звуков, деление слов на слоги.
Гимнастика для глаз – рисование глазами на стене (использовать таблицу офтальмо тренинга)
Ребята, а давайте тоже закодируем письмо в будущее. Расскажем, как мы с вами живем в детском саду, чем занимаемся. А так как мы с вами не умеем писать, мы будем рисовать.
Вот у меня есть альбомный лист, я его разделила на 6 частей. Получилось 6 квадратов.
В 1 квадрате, что мы с вами запишем, если будем говорить про детский сад.
Если дети затрудняются ответить, предложить написать - Д/С.
Во-втором квадрате - о чем мы с вами им расскажем.
Ответы детей: рассказывают об игрушках, как они с ними играют, какие игрушки любимые.
Воспитатель: Правильно у нас очень много игрушек и мы с ними любим играть.
Во-втором квадрате давайте нарисуем игрушку,например пирамидку.
Вызывается ребенок – он рисует пирамидку, дети помогают, подбирают цвета.
В –третьем, что мы можем написать о своей жизни в Д/саду.
Ответы детей: дети рассказывают, что в детском саду они не только играют, но еще и учатся.
Воспитатель: так давайте в этом квадрате напишем (нарисуем) буквы, цифры.
Вызывается команда детей, они маркером пишут буквы, цифры.
Обратить внимание детей – посмотрите, какое интересное, загадочное получается у нас письмо.
Посмотрите, сейчас мы с вами будем работать в – четвертом квадрате.
Воспитатель: Ребята вы очень интересно рассказали, чем мы с вами занимаемся на занятиях.
А какие занятия вы знаете.
Дети называют виды занятий, которые проходят в детском саду: рассказывают, что на занятиях они поют песни, разучивают танцы, занимаются спортом, еще занимаются лечебной физкультурой.
Воспитатель: Хорошо, так давайте в четвертом квадрате схематично изобразим фигуру человека
В движении.
А в пятом квадрате, что мы можем изобразить, о чем можем рассказать?
Мы в саду не только играем, занимаемся, трудимся, но и отдыхаем.
В детском саду есть тихий час.
Дети рассказывают, зачем нужно днем детям спать.
Да это очень полезно для молодого растущего организма. Давайте решим, что нарисуем в квадрате, если дети затрудняются, то воспитатель подсказывает.
Давайте нарисуем будильник – это он нам подсказывает, когда вставать, когда ложиться.
А в шестом квадрате – я нарисую восклицательный знак, как вы думаете, что я этим хочу сказать?
А что вы подразумеваете под этим знаком, дайте ему характеристику.
Высказывания детей - радость, восхищение, восторг.
Воспитатель: Молодцы! Сказали все правильно нам хорошо и радостно в нашем детском саду.
Можно сказать:
Ура! Здравствуй детский сад! Здравствуйте дети!
Посмотрите, какое интересное, яркое получилось у нас письмо, теперь мы его запечатаем в конверт и отправим. И детям из далекого будущего будет интересно его прочитать, узнать о нас много хорошего и интересного.
Понравилось вам писать письма.
Высказывания детей:
Спросить 1-2 детей.