Елизавета Мирзоева
«Таня не боится мороза». Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определённой последовательности; учить придумывать название картины.
Оборудование и материалы: картина «Таня не боится мороза» (серия «Наша Таня», автор О. И. Соловьева); мнемотаблицы; мультимедийная презентация; аудиозапись волшебной музыки метели и песни «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино»; мольберт; кукла; снежинка; волшебная палочка.
Ход.
I. Вводная часть.
(Дети стоят в кругу.)
- Здравствуйте, дети! Давайте поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг:
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмемся
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
И друг другу улыбнемся.
Мы знаем, что у нашей умной головы есть помощники, - это наши (глаза, уши, нос, язык, руки, сердце).
-Наши помощники Глаза (внимательносмотрят)
-Что же слышат наши Уши? (Веселые детские голоса, смех, крики, шум транспорта и т. д.)
-Для чего Нос? (Свежесть чистого морозного воздуха.)
-Что ощущают наши Руки? (Тепло, если в варежках. Холод – без варежек.)
-Что чувствует наше Сердце? (Радость, восторг.)
-А чем сможет нам помочь наш Язык? (На прогулке, особенно на зимней, языком нельзя ничего пробовать, лизать, - это опасно для здоровья.)
-Наш Язычок, кажется, немного расстроился из-за того, что не смог помочь нам на прогулке. Но мы с вами знаем веселую игру для него,она поможет развеселить его.
Упражнение – чистоговорка «Зима».
Ма-ма-ма, ма-ма-ма!
Вот уже пришла зима.
Ме-ме-ме, ме-ме-ме!
Мы готовилиссь к зиме!
Ми-ми-ми, ми-ми-ми!
Эй, Мороз, пургу уйми!
Мо-мо-мо, мо-мо-мо!
Продается эскимо!
Му-му-му, му-му-му!
А кому? Кому? Кому?
Мы-мы-мы, мы-мы-мы!
Закричали мы.
-Нам, - сказали ма-мы.
Ма-ма-ма, ма-ма-ма!
Ай, да вкусная зима!
-Ребята, я хочу загадать вам загадку. Пожалуйста, послушайте внимательно и до конца.
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома.
А зовут меня … (зима).
-Зима – любимое время года и детей, и взрослых. Согласны, ребята? (Да.)
Тогда давайте расскажем, что нам нравится зимой. Сейчас эта снежинка пойдет по кругу, и каждый из вас скажет, что именно нравится ему.
Ресурсный круг «Что мне нравится зимой?»
II. Основная часть.
- Дети, к нам в гости пришла кукла Таня. (Показываю куклу.)
Она любит гулять на улице. А еще Таня очень любит слушать рассказы детей. Она принесла нам картину и просит нас составить рассказ по ней.
-Ребята, вы готовы выполнить Танину просьбу? (Да.)
(Выставляю картину).
- Чтобы наш рассказ понравился Тане, надо внимательно рассмотреть картину и рассказать о ней в определенной последовательности.
- На этой картине нарисована девочка. И зовут её Таня. Она вышла на прогулку. (Даю возможность детям внимательно рассмотреть картину и поделиться своими впечатлениями, помогая им наводящими вопросами).
- Давайте начнём рассказ с описания одежды. Зимой холодно и Таня тепло одета. – Во что одета Таня? (Пальто, валенки, шапка, шарф, варежки.)
– Вам нравится Танино зимнее пальто? Какое оно? (Зелёное, с коричневым воротником.)
- Танино пальто отделано мехом? (На карманах, рукавах пальто отделка из меха.)
– Из чего сшита Танина шапка? (Она тоже сшита из коричневого меха).
– Кто хочет рассказать, в какой одежде Таня вышла гулять?
(Выслушиваю 1-2 ответа.)
- Дети, что делает Таня? (Таня синей лопаткой насыпает снег в зелёное ведёрко).
(Выслушиваю ответы детей.)
- Посмотрите, ребята, какие красивые деревья зимой! (На них снег). На березе маленьких веточек даже не видно – спрятались в снежинках. И на зелёной ёлочке тоже снег. Посмотрите, как лежит снег на этой ёлочке, будто белые платочки разбросаны по веткам. – Что разбросано по веткам? (Платочки.)
- Кто ещё хочет рассказать о том, как красиво вокруг? Может быть, мы чего-нибудь не заметили? (На березе сидит ворона, за деревьями – дома и т. д.).
- Я сейчас составлю рассказ о Тане, а вы послушайте. рассказываю, дети слушают.
«В морозный, зимний день Таня вышла из дома. Взяла она с собой санки лопатку, ведро. Оделась Таня тепло. На ней меховая шапка, зимнее пальто, валенки.
На улице холодно, но Таня не боится мороза. Таня трудится. Она синей лопаткой насыпает снег в зелёное ведёрко.
Кругом белым- бело. На берёзе, ёлке тоже лежит снег. Снег белыми платочками повис на зелёных иголках.
На березе сидит ворона, за деревьями видны дома.»
-Ребята, вам понравился мой рассказ?
Кукла Таня хочет послушать и ваши рассказы.
А перед этим мы с вами поиграем.
Физкультминутка «С неба падают снежинки».
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками,
А потом покажем маме.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
Чтоб в сугробе не завязнуть,
Выше поднимаем ноги.
Вон зайчишка в поле скачет,
Словно белый, мягкий мячик.
Ну, а мы идем, идем,
И к себе домой придем.
- Кто может рассказать о картине без моей помощи?
(Выслушиваю 2-3рассказа, хвалю детей за рассказ, оцениваю.)
- Ребята, давайте придумаем название картине. (Выслушиваю ответы детей. Отмечаю наиболее удачные названия.)
- Автор назвал свою картину «Таня не боится мороза».
-Молодцы, ребята! Вы большие умники и умницы.
-А теперь волшебная палочка поможет нам «выйти из картины» и снова оказаться в нашей уютной группе.
III. Заключительная часть.
- Молодцы, ребята, мне так понравилось, как вы сегодня отвечали на мои вопросы, составляли рассказ, были такими внимательными.
– Ребята, я предлагаю вам, поделиться с куклой Таней своими впечатлениями о сегодняшнем нашем знакомстве с новой картиной и работе по ней.
-Вам понравилась новая картина?
-Как ее художник назвал?
-Какое время года на ней изображено?
-Что нового вы сегодня узнали?
-Чему новому научились?
-Что больше всего понравилось?
(Собираются возле куклы, делятся впечатлениями.)
-Ребята, кукла Таня тоже благодарит, хвалит вас за такие интересные рассказы и игры, за ваше старание и дарит вам картинки – раскраски. Но, получая ее, вам нужно будет назвать любое «зимнее» слово.
Выход из образовательной ситуации: словесная игра «Назови «зимнее» слово».