Вероника Гусева
Конспект занятия по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной группе «Лесная неразбериха»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Цель: различение звонких и глухих согласных звуков в слогах, словах, предложениях. Задачи: 1. Закрепить навык чтения и выкладывание слов, дифференцируя звонкие и глухие согласные. 2. Учить составлять слова по опорным словам и схеме. 3. Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, произвольное внимание, память. Материалы и оборудование: сюжетная картина, с изображением леса; учебник «Азбука»; карточки – буквы обозначенные синим и зеленым цветом, карточки со словами: гриб, зуб, мороз, глаз, огород; изображение мудреца; картинки: арбуз, снег, гриб, магнитная азбука для выкладывания слов на лоске; карточки – схемы; напечатанное крупным шрифтом четверостишие; Предварительная работа: Беседа «Звонкие и глухие согласные»; дидактическая игра «Найди звук»; Чтение стихотворения С. Маршака «Школьнику на память».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной группе „Лесная неразбериха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
I. Организационный момент.
Воспитатель: «Сегодня, мы отправимся с вами на прогулку в лес. Для начала нам нужно одеться (дети имитируют движения при одевании). Мы наденем плотные штаны, резиновые сапоги, куртку, кепку. Берем корзину».
II. Основная часть
Воспитатель: «Вот мы и на месте. (На поляне лежит учебник – Азбука). Посмотрите, ребята, какой то нерадивый ученик потерял свой портфель, все учебники вывалились из него, а из Азбуки вообще некоторые страницы вырваны! Смотрите, возле учебника стоят буквы (согласные Б, З, Г, Ж, В, Д, П, С, К, Ш, Ф, Т) и ссорятся. У них творится полная неразбериха». Воспитатель: «Ребята, скажите, какие это буквы?» Ответы детей. «Что вы скажите о согласных Б, З, Г, Ж?» Ответы детей. «А о согласных В, Д, П, С, К, Ш, Ф, Т? Чем отличаются звонкие согласные от глухих?» Ответы детей. «Запомните: звонкие согласные произносятся с голосом и шумом. Глухие согласные состоят только из шума». Воспитатель: «Ребятки, а теперь немного разомнемся».
Физкультминутка.
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Воспитатель: «Давайте же спросим согласных, почему они ссорятся?» Ответы детей. Спор согласных: «В таких словах, как: Гриб, зуб, мороз, глаз, огород нужно писать на конце букву звонкого согласного звука!» Звонкие согласные: «Нет, неправда! Нужно писать букву глухого согласного». «Попробуйте доказать, что в словах: гриб, зуб, мороз, глаз, огород, дуб, обед нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, а не глухую» - усмехнулись глухие согласные. Звонкие согласные приуныли, они не знают как себя защитить.
Вдруг, из учебника выпрыгнул старичок – мудрец. Его звали Правило. Он был весь красный, потому что он очень-очень важный! Правило: «Парные звонкие и глухие согласные надо проверить. Для этого нужно изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук». Например, дуб – дубы, обед – обеды, мороз – морозы. Дети выкладывают слова на доске. Воспитатель: «Молодцы, ребята вы правильно выложили слова и наглядно показали глухим согласным, что они неправы. Спасибо и тебе, мудрец Правило!»
Правило: «Ребята, вы я вижу умные и разумные не то, что этот двоечник, который потерял свой портфель. Я хочу проверить так ли это и загадаю вам загадки».
Берега - зелены,
Вода - красная,
Рыбки - черные (арбуз)
Ответы детей.
Под сосною, у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножки есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы (гриб)
Ответы детей.
Зимой в поле лежал,
А весной в реку побежал (снег)
Ответы детей.
Правило: «Вы и вправду умны! Но у меня есть еще задания».
«Подбери нужные слова»
1. Как называется здание, где сидит сторож (сторожка)
2. Украшение в ушах (сережка)
3. Твердая застежка на туфле (пряжка)
4. Часть стола или стула (ножка)
_ _ _ _ _ ж _ _
_ _ _ _ ж _ _
_ _ _ ж _ _
_ _ ж _ _
Правило: «Вот теперь то я убедился, что вы настоящие грамотеи!»
Воспитатель: «А теперь, давайте подышим и передохнем».
Дыхательная гимнастика Дети выполняют имитацию надувания воздушных шариков: дыхание ртом короткое, отрывистое, губы вытянуты трубочкой, произносить «ф-ф-ф-ф»; воспитатель предлагает им поиграть с настоящими воздушным шариком. «Шар сдулся». Набрать воздух носом. Длинный, долгий выдох «ш-ш-ш-ш». В конце – хлопок в ладоши.
Появляются буквы, они плачут.
Буквы: «Нас всех перепутали! Двоечник Вова написал стишок, где написал нас неправильно. Ребята, исправьте, пожалуйста, ошибки».
Воспитатель: «Давайте разберемся?» Ответы детей.
За деревней лук, а на грядке луг.
А по речке – плод,
А на груше – плот.
Воспитатель: «Найдете ошибки?». Ответы детей.
III Заключительная часть
Правило: «Вы умницы и умники, спасибо вам за то, что помирили звонкие и глухие согласные, проявили ум и смекалку в решении непростых задач, а теперь нам пора прощаться. Мы возвращаемся в свою Азбуку. До свидания друзья»! Ответы детей. Воспитатель: «А напоследок мы вспомним какие звуки произносятся с голосом и шумом, а какие только с шумом?» Ответы детей. «Вам понравилось занятие?» Ответы детей. «А теперь, мы починим учебник, приклеим оторванные странички и вернем портфель ученику».