Ирина Липатова
Конспект занятия по развитию речи «О Чем рассказывают нам сказки А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Обучающая:
• закрепить знания детей о биографии А. С. Пушкина;
• уточнить знания детей о роли в его жизни и творчестве няни Арины Родионовны;
• учить детей объяснять, почему Пушкина называют «народным поэтом»;
• закрепить знания детей об устаревших словах; приобщать детей к богатству русского языка;
• обогатить словарь различными образными выражениями, красочными эпитетами;
• продолжать учить правильно отвечать на поставленные вопросы, полным предложением;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „О Чем рассказывают нам сказки А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
• упражнять детей в подборе рифм к различным словам; продолжать работу над активизацией словарного запаса; научить детей рассуждать о том, какие нравственные уроки можно вынести из сказок А. С. Пушкина.
Развивающая :
• развивать интерес к творчеству А. С. Пушкина;
• развивать связную речь детей; развивать интерес к народному быту.
Воспитательная:
• воспитывать у детей интерес к поэзии А. С. Пушкина, любовь ксказкам;
• воспитывать любовь к родному языку.
Предварительная работа.
Чтение сказок А. С. Пушкина :
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
«Сказка о золотом петушке» и др.
Рассматривание иллюстраций по сказкам.
Рассматривание портрета А. С. Пушкина.
Беседы с детьми о биографии А. С. Пушкина, о его детстве, его семье.
Прослушивание сказок А. С. Пушкина в записи.
Рисование на тему «Сказочные герои» - по сказкам А. С. Пушкина.
Проведение дидактических игр: «Из какой мы сказки», «Добро и зло в сказках»,«Расскажи сказку»
Словарная работа: невод, ветхая, корыто, гонец, землянка.
Ход занятия
Организационный момент: дети входят в зал, здороваются с гостями. СЛАЙД №1
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла на работу, мне повстречался почтальон. Он передал мне письмо для вас.
Воспитатель показывает письмо, читает адрес.
Воспитатель: Давайте посмотрим от кого это письмо:
«Кому: Детский сад «Боровичок» ст. Шуйская, группа «Маслята»
От кого: Африка, детский сад № 1, дети из группы «Песчинки»»
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте дорогие друзья! Мы живем в Африке. Недавно к нам в гости приезжали ребята из одного детского сада из города Москва. Они рассказали нам о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине, читали его стихотворения. Но они были у нас в гостях недолго, и не все смогли нам рассказать об А. С. Пушкине. А девочка Катя рассказала, что Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи, но и сказки. Мы очень хотели бы, чтобы вы рассказали нам, что вы знаете о Пушкине и его сказках. Ждем ваш ответ с нетерпением. Спасибо вам большое!»
1 часть.
Воспитатель: Поможем ребятам из Африки? (Ответы детей) Давайте сначала вспомним, что мы с вами узнали об А. С. Пушкине на прошлых занятиях?
Воспитатель: Где родился А. С. Пушкин?
Дети: А. С. Пушкин родился в Москве.
Воспитатель: Кто мне скажет, большая семья была у Александра Сергеевича? Из кого она состояла?
Дети: Семья Пушкиных состояла из папы, мамы, сестры брата.
Воспитатель: Молодцы. Правильно. Что больше всего любил делать маленький Александр, чем любил заниматься?
Дети: Очень любил читать книги. Слушать сказки.
Воспитатель: А кто рассказывал ему сказки?
Дети: Его няня Арина Родионовна.
СЛАЙД №2
Воспитатель: Маленький Саша слушал сказки, которые рассказывала ему Арина Родионовна, и восхищался ими: «Что за прелесть эти сказки!». Ему нравились напевные выразительные, простые слова, которыми говорила его няня.
Помните, как А. С. Пушкин писал о своей няне :
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Как А. С. Пушкин называл свою няню?
Дети: Голубка, мамушка, «подруга дней моих суровых».
Воспитатель: Правильно: Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя.
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Воспитатель: Сказки и песни старой нянюшки словно успокаивали и утешали поэта в его жизненных невзгодах. Они прошли рядом всю его жизнь и оставили яркий след в его творчестве.
Когда Пушкин стал взрослым, он старался показать всю красоту и выразительность русского языка, и поэтому писал свои произведения простым русским языком, который был понятен всем русским людям. Пушкина называют народным поэтом, как выдумаете, почему?
Дети: Потому что его сказки очень похожи на русские народные сказки. Его сказки были понятны всему народу: и бедным, и богатым, и взрослым, и детям. Все его произведения написаны русским языком.
СЛАЙД №3
Зрительная гимнастика:
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
2 часть.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, знаете ли вы сказки Александра Сергеевича?
Ответы детей.
Воспитатель: А я сейчас проверю.
Я начну, а вы заканчивайте хором, сказку продолжайте.
На экране появляются слайды с картинками
СЛАЙД №4
1) Три девицы под окном
Пряли (поздно вечерком)
СЛАЙД №5
2) Стал он кликать (золотую рыбку)
Приплыла к нему рыбка, спросила…. («Чего тебе надобно, старче?»)
СЛАЙД №6
3) Месяц, месяц, мой…. (дружок)
Позолоченный….(рожок)
СЛАЙД №7
4) Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка…. (золотого петушка)
СЛАЙД №8
5) С первого щелчка прыгнул поп до…. (потолка)
Со второго щелчка лишился поп (языка)
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы знаете сказки Александра Сергеевича
А готовы еще выполнить задания? (ответы детей)
1 задание – Дидактическая игра
«Добро и зло в сказках А. С. Пушкина»
Воспитатель: Посмотрите, у меня на картинках лица людей. Одно лицо злое, другое – доброе. Так же и в сказках Пушкина есть добрые герои, есть злые. Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок А. С. Пушкина, вы должны отгадать, о каком герое я прочитала, и определить его характер, добрый или злой.
Дети выполняют задание.
1. Но царевна молодая, СЛАЙД №9
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
2. Еще пуще старуха бранится: СЛАЙД №10
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
3. Живет Балда в поповом доме, СЛАЙД №11
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
4. Правду молвить, молодица СЛАЙД №12
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
5. Я, конечно, обещал, СЛАЙД №13
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего.
Воспитатель: Молодцы. Все отгадали правильно. А сейчас я предлагаю всем отдохнуть.
СЛАЙД №14
Физкультминутка «Наклоняемся с хлопком»
Наклоняемся с хлопком,
И с хлопком потом встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх,
Ну-ка хлопни громче всех! (Наклон – хлопок в ладоши, над головой)
На одной ноге мы скачем,
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже,
Очень долго прыгать можем. (Прыжки на одной ноге)
Головой вращаем плавно,
Смотрим влево, смотрим вправо.
Воспитатель: отдохнули, теперь слушайте внимательно следующее задание.
2 задание – Дидактическая игра:
«Из какой мы сказки»
На столе с одной стороны – книги со сказками Александра Сергеевича, а с другой – маленькие картинки с изображением предметов быта. Необходимо узнать сказку и найти себе пару.
Воспитатель читает отрывок из сказки :
1) Невод и корыто из сказки «О рыбаке и рыбки»
- «Старик ловил неводом рыбу…»
Что такое невод?
- «Не печалься, ступай себе с богом
Будет вам новое корыто…»
Для чего нужно корыто?
2) Балда и печь из сказки «О попе и работнике его Балде»
- «Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит…»
О ком говорится в этом отрывке? (О Балде)
О каком предмете старины упоминает автор? (О печи)
3) Ткачиха с поварихой и бочка из сказки «О царе Салтане»
- «В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха»
- «И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили…»
Для чего нужны были бочки? (В них засаливали, хранили продукты)
4) Лук и горница из сказки «о мертвой царевне и о семи богатырях»
- «Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук…»
Для чего нужен лук? (Для охоты на зверей)
- «В светлой горнице, кругом
Лавки, крытые ковром…»
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы.
Александр Сергеевич любил использовать старинные русские слова, когда писал сказки. Эти слова сейчас в речи людей вы не услышите. Давайте попробуем объяснить значения некоторых слов
Воспитатель показывает картинки с изображением предметов.
1) Воспитатель: Кто знает, что такое «землянка»?
Дети: Землянка – это жилище, вырытое в земле, немного выступающее над поверхностью земли.
2) Воспитатель : Для чего нужен «невод»?
Дети: Невод – это сеть для ловли рыбы.
3) Воспитатель: Что обозначает слово «ветхая»?
Дети: Ветхая – значит старая, разрушающаяся.
4) Воспитатель: Кто такой «гонец»?
Дети: Гонец – это человек, которого послали с известием.
Итог занятия.
Воспитатель: Молодцы. Вы много знаете о сказках А. С. Пушкина, умеете объяснить значение старинных слов. Скажите, а чему вас научили эти сказки?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята. А вы помните, кто прислал нам письмо.
(Ответы детей)
Теперь мы с вами сможем написать ответное письмо ребятам в Африку.
А еще я предлагаю вам сделать закладки своими руками для этих детей. (ответы детей)
Воспитатель напоминает правила работы с ножницами и ход изготовления закладок.
Воспитатель: Молодцы, теперь я приглашаю вас в группу послушать сказку.
СЛАЙД №15